Глинка Михаил Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Глинка Михаил Иванович

1804-1857

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Иванович Глинка

М.И. Глинка

М.И. Глинка. Рисунок неизвестного художника. 1837 год.

Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, село Новоспасское ныне Ельнинского района Смоленской области - 3(15).2.1857, Берлин], композитор, основоположник русской классической музыки. Создал оперы «Жизнь за царя» (1836) - в СССР шла под названием «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» (1842), симфонические увертюры «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1848), оркестровое скерцо «Камаринская » и другие произведения.

Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.

ГЛИНКА Михаил Иванович (20.06.1804-3.02.1857), выдающийся русский композитор, основоположник русской классической музыки. Родился в семье смоленского дворянина. В 1817 семья переехала в Петербург. Учился в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте (1818 — 22).

С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. Увлекался театром, участвовал в любительских оперных спектаклях и вечерах, посещал литературные кружки и салоны Петербурга.

Евгения Андреевна, мать композитора.

Фекла Александровна, бабушка композитора.

В 1830-33 Глинка совершил поездку в Италию и Германию, где познакомился с выдающимися композиторами: Г. Берлиозом, В. Беллини, Г. Доницетти. Во время последующих заграничных поездок, пребывания в Париже (1844 — 45, 1852 — 54), Берлине (1833-34, 1856-57), Испании (1845-47) и Варшаве (1848-51) Глинка знакомился с европейскими театром и музыкой. С 1834 Глинка работал над оперой “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”), В 1836 Глинка — капельмейстер Придворной певческой капеллы (с 1839 в отставке).

В 1837-42 Глинка писал оперу “Руслан и Людмила” по одноименной поэме А.С. Пушкина. Поставленная в ноябре 1842 в Большом театре, опера была холодно встречена придворной знатью, но горячо воспринята демократически настроенными слушателями. Глинка написал вокальный цикл “Прощание с Петербургом” (1840), оркестровые сочинения “Камаринская”, “Испанские увертюры”, “Арагонская хота”, “Ночь в Мадриде” (1848), “Вальс-Фантазия” (1856). Глинка — автор романсов на слова русских поэтов А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н. В. Кукольника. В Области театрального искусства выдающееся значение имеет его музыка к трагедии “Князь Холмский” (поставлена в 1841). Глинка — создатель русской вокальной школы. У него брали уроки пения Н. К. Иванов, О. А. Петров, С. С. Гулак-Артемовский и др.

В.А. Федоров

Русское небо

Глинка Михаил Иванович (1804, с. Новоспасское Смоленской губ. - 1857, Берлин) - композитор. Род. в богатой дворянской семье. Был нервным, болезненным ребенком. Вспоминая о том, как в 10 лет услышал крепостной оркестр, Глинка  писал: "С той поры я страстно полюбил музыку. Оркестр моего дяди был для меня источником самых живых восторгов... и, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку". В 1817 - 1822 Глинка  учился в Петербурге в Благородном пансионе (его воспитателем был В. К. Кюхельбекер) и без особого труда был в числе лучших учеников. Зимой Глинка  часто посещал концерты и оперу, а летом приезжал на каникулы в имение. В его распоряжении находился дядин оркестр, с которым Глинка  на практике изучал инструментовку и дирижирование. Помимо музыки Глинка  увлекался иностранными языками. Он свободно владел французским, немецким, итальянским, испанскими польским языками; изучал английский, латынь и персидский. По окончании пансиона Глинка занимался только музыкой, но профессия музыканта в нач. XIX в. считалась немыслимой в дворянском кругу и, уступая желанию отца, Глинка в 1824 - 1828 служил помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения. Необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом. В это время им было создано около 20 романсов, несколько квартетов. В 1829 вышел в свет "Лирический альбом", изданный Н.И. Павлищевым, куда вошла большая часть широко известных сочинений Глинки. Тогда же Глинка познакомился с лит. знаменитостями того времени: А. С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым. В.А. Жуковским, А.Мицкевичем и др. По совету врачей, Глинка в 1830 отправился за границу. Четыре года он прожил в Германии и Италии, где писал романсы, занимался музыкальной теорией. Тогда же проявилось его тяготение к рус. национальной музыке. В 1834, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся в Россию. Возобновив в Петербурге близкое общение с литераторами, Глинка поделился своей идеей написать русскую оперу. В 1834-1836 Глинка  работал над оперой "Иван Сусанин". Незадолго до премьеры название было изменено Николаем I на тенденциозное "Жизнь за царя". 27 ноября 1836 опера прошла с огромным успехом, и слава Глинки была окончательно упрочена, о чем свидетельствовало его назначение на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы (1837 - 1839). В 1838 Г. ездил .на Украину для набора певчих и "по кусочкам и урывкам" стал писать оперу "Руслан и Людмила", законченную в 1842. Г. стал основоположником рус. классической музыки, написав многие замечательные произведения, среди которых романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье", "Испанские увертюры", "Вальс-фантазия", "Камаринская". В последний период жизни Глинки большей частью жил за границей. Во время войны России с Францией в 1854 вернулся на родину, где работал над мемуарными "Записками". В 1856 выехал за границу. В январе 1857 в Берлине проходил концерт, где исполнялись произведения Глинки, имевшие огромный успех. Разгоряченный Глинка вышел на улицу и простудился. Болезнь оказалась смертельной. Прах Глинки был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры. В 1982 разрушенная усадьба Глинки в с. Новоспасском была восстановлена.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

М.И. Глинка в годах.

ГЛИНКА Михаил Иванович (1804—1857) — российский композитор, основоположник русской классической музыки.

В 1837—1839 гг. — капельмейстер Придворной певческой капеллы. В 1830—1854 гг. совершил несколько путешествий в страны Европы для ознакомления с опытом музыкальной культуры.

Первая опера — «Жизнь за царя» (о подвиге И. Сусанина во время польской интервенции в Россию в начале XVII в.) — была поставлена в Петербургском Большом театре (1836). В 1842 г. там же состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» (по одноименной поэме Л. С. Пушкина), в которой национальные русские напевы переплетались с восточными мелодиями, создавая фантастико-сказочный колорит, а богатырский дух сочетался с эмоционально-насыщенной и тонкой лирикой.

В операх, романсах на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и др. поэтов, около 80 произведениях для голоса и фортепьяно, этюдах, хорах и двух струнных квартетах создал основу русской классической композиторской школы.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 123.

Марка, выпущенная к 150-летию композитора.

ГЛИНКА (1804—1857).  Родился Михаил Глинка под утро 20 мая. Возле окон спальни, где лежала его мать, в кустах заливались соловьи. Не следует, конечно, придавать большое значение знамениям: песне соловья и восходу солнца. В тот момент, да и во многие последующие годы

никто бы и подумать не мог, что родился великий композитор. Ведь гением, в отличие от титулованных особ и наследников огромных состояний, почти ничего не дается даром, без труда.

У Михаила Глинки, насколько можно судить по имеющимся сведениям, по линии предков никто не выказывал особых дарований. Бабушка держала его под своей опекой. Она оберегала ребенка от сквозняков, простуды. Его выносили во двор только в сухую и теплую погоду, а комнаты, где он находился, жарко топили от ранней осени до поздней весны.

Миша начал ходить только в полтора года. Его младенческие впечатления от внешнего мира были очень ограничены. Возможно, это способствовало его обостренной чувствительности. Он с особой чуткостью прислушивался и присматривался к окружающему. Яркие его переживания были связаны с народными песнями, сказками, потехами. Именно тогда, в детстве, Михаил Глинка неосознанно воспринимал сам склад народных русских напевов, те интонации, которые нельзя воссоздать нарочито, благодаря выучке, а можно только так же естественно, словно разговаривая на родном языке, воплотить в своем творчестве.

«Я был весьма набожен, — вспоминал он, — и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом». С необычайной силой в душе его отзывались колокольные перезвоны. Они его завораживали, переносили в какой-то иной, невидимый, возвышенно-звучащий мир.

Однажды, услышав в комнате звон медного таза, Миша стал вызванивать на нем нечто подобное колокольному звону. Бабушка велела дать ему два тазика, а затем распорядилась, чтобы приходской священник снял для ее внучка маленькие колокольца со звонницы. Миша Глинка был счастлив.

Грамота ему давалась легко. Он рано научился читать, да не бесцветным голосом, а с выражением, звонко, вдохновляясь и волнуясь. Бабушка и ее сверстницы приходили в умиление от его чтения Библии.

Надо заметить, что его учитель священник Иван Стабровский был человеком незаурядным: отличался искренностью, смелостью, сильным характером. Во время нашествия французов он организовал оборону церкви. Когда супостаты стали грабить дома, сельчане с подоспевшими партизанами прогнали их прочь.

Конечно, вряд ли образ этого человека вдохновил Глинку на создание героической оперы «Иван Сусанин» с ее поистине гениальным финалом — «Славься!». Однако будем помнить, что Отечественная война 1812 года, победа русского оружия, рассказы о сражениях, о доблести русских воинов и мужиков-партизан — все это оказало сильнейшее впечатление на маленького Мишу, а след от подобных переживаний и размышлений сохранился на всю жизнь.

Один из дальних родственников подарил ему книгу: «История о странствиях вообще по всем краям земного круга, сочинения господина Прево, сокращенная новейшим расположением господина Ле Гарпа и содержащая в себе достойные примечания, полезнейшие и наилучшим образом доказанные сведения о странах света, до коих достигли европейцы, о нравах жителей этих стран, о вере, обычаях, науках, художествах, торговле и рукоделиях».

Не без труда принялся Миша Глинка за чтение, но с каждым днем оно становилось все более легким и увлекательным: «Воображение мое так разыгралось, — вспоминал он, — что я принялся изучать описание этих прелестных островов и начал делать извлечения из вышеописанной книги, что и послужило основой моей страсти к географии и путешествиям... Музыкальное чувство все еще оставалось во мне в неразвитом и грубом состоянии. Даже по 8-му году, когда мы спасались от нашествия французов в Орле, я с прежней жадностию вслушивался в колокольный звон».

В праздничные дни к ним приезжали родственники. У братьев бабушки Евгении Ивановны был неплохой крепостной оркестр. Они привозили с собой музыкантов. И днем, и вечером, во время обеда и прогулок на лодках по Десне, за ужином и на танцах звучала разнообразная музыка. Особенно нравились Мише знакомые народные мелодии. В оркестровом исполнении они звучали по-особенному, радуя и тревожа душу.

Однажды вечером, находясь в детской, он услышал необычайно нежную, мелодичную музыку. Она его заворожила. Он лег спать, вокруг стало тихо, а музыка все еще звучала в нем. Утром на уроке рисования Миша был рассеян. Учитель поинтересовался, что его так отвлекает? «Музыка, — ответил Глинка. И добавил: Что же делать? Музыка — душа моя».

Выписанная из Петербурга гувернантка стала обучать Мишу литературе, языкам и игре на фортепиано. По-прежнему он с огромной радостью слушал крепостной оркестр, который стал большим, можно сказать, профессиональным, исполнял оперные увертюры. Оркестрик организовали и в имении Глинок. Миша быстро научился играть на флейте и скрипке.

Отец решил определить сына в Царскосельский лицей, при котором открылся подготовительный пансион. Прием был очень ограничен. Миша Глинка попал в число «избранных».

В пансионе он приобщился еще к одной моде, кроме музыки, пришедшей в Россию с Запада: к вольнодумству, свободомыслию. Один из воспитателей был дальним родственником Глинок — Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг Александра Пушкина. От него Михаил впервые услышал гневные слова в адрес тиранов, более всего Бурбонов, трех последних Людовиков. Но сильнее всего поразила ода Пушкина «Вольность».

...Может показаться: да какое дело будущему музыканту, композитору до подобных проблем? Они лишь отвлекают его от мира музыки, царства гармонии! Однако в ту пору Михаил Глинка становился личностью, гражданином, озабоченным не личным благополучием, а судьбой своего народа, Родины. Только так мог сформироваться великий национальный композитор.

И еще. Общественная жизнь во многом определяет появление гениев. Духовная свобода— непременное условие творческой личности, в каких бы областях искусств или знаний она не проявлялась. Тут очень важно, чтобы вольность не превращалась в распущенность. Внутренняя свобода человека должна быть соотнесена с определенными правилами, вливаться в конкретную форму.

Так, если расплавленный раскаленный металл прольется на землю, то застынет в виде неопределенной массы, но, попадая в изложницу, примет безупречный вид.

В зрелом возрасте Глинка высказался так: «Все искусства, а следственно, и музыка требуют. 1) Чувства.. — это получается от вдохновения свыше. 2) Формы... Чувство зиждет — дает основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу... Чувство и форма — это душа и тело Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом».

Учился в пансионе Михаил хорошо, но самые очевидные способности демонстрировал как музыкант-исполнитель. С ним занимались лучшие педагоги, обучая главным образом игре на фортепиано. Среди них был пианист и композитор Шарль Майер. «Он,— писал Михаил Иванович, — более других содействовал развитию моего музыкального таланта... Он не ограничился тем только, что, требуя от меня отчетливого и непринужденного исполнения, вста-

вал решительно против изысканного и утонченного выражения в игре, но также, по возможности соображаясь с тогдашними моими понятиями, объясняя мне естественно и без педантства достоинства пьес, отличая классические от хороших, а сии последние — от плохих».

Окончив пансион, Глинка стал титулярным советником, чиновником пятого класса. В родном имении всю зиму провел в занятиях с крепостными оркестрантами. Некоторые пьесы и вариации Михаил Глинка сочинял сам. С весны 1824 года он стал работать секретарем Совета путей сообщения. Его часто приглашали в салоны, где он пользовался успехом как остроумный интересный собеседник, а главное — как виртуозный музыкант. Он охотно играл и аккомпанировал. Постепенно его все больше увлекало сочинение сонат и романсов.

У Михаила в глубине души росла неудовлетворенность благополучной жизнью и самим собой. Проходила юность, а он так и не смог, не сумел создать что-либо значительное. Конечно, не плох был романс «Разуверение» на слова Баратынского:

Не искушай меня без нужды, Возвратом нежности своей. Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней...

Тем временем пронеслась общественная буря: восстание декабристов в 1825 году. Неудачная попытка государственного переворота и последующие казни и кары никого не оставляли равнодушными. Однако сочувствовали не столько революционным замыслам, сколько мучениям этих отчаянных людей и их родных и близких.

Летом 1828 года Глинка не раз встречался с Пушкиным и Грибоедовым. Тогда же написал романс на слова Пушкина «Не пой, красавица при мне...». Позже он четыре года путешествовал по Италии, брал уроки композиции, посещал оперу и концертные залы, сочинял сам, но по-прежнему остерегался браться за крупные произведения. Только вернувшись в Россию, продумал тему Ивана Сусанина и принялся писать оперу. Она была принята к постановке в Санкт-Петербургском Большом Императорском театре. Отчасти поэтому название оперы стало «Жизнь за царя».

Она имела триумфальный успех. Николай I велел позвать Глинку в свою ложу и благодарил его, а через несколько дней одарил перстнем с топазом в бриллиантах. Правда, некоторые аристократы усмехались: «Это кучерская музыка!» Глинку такие отзывы не огорчали. Вот его слова: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ!» Василий Жуковский отозвался об опере:

Пой в восторге русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь, наш Глинка... Уж не Глинка, а фарфор.

Александр Пушкин опроверг презрительные отзывы:

Слушая сию новинку Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь!

Почти полвека спустя П.И. Чайковский написал: «Небывалое, изумительное явление в сфере искусства... На 34-м году жизни [Глинка] ставит оперу, по гениальности, размаху, новизне и безупречности техники стоящую наряду с самыми великим и глубоким, что только есть в искусстве... Глинка вдруг, одним шагом, стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!»!» В другой раз Чайковский поставил героический финал оперы в ряд с высочайшими произведениями музыкальных гениев.

После «Жизни за царя» последовали «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», «Комаринская», «Ночь в Мадриде»...

...Пример Михаила Глинки определенно показывает, что для великого композитора первостепенное значение имеет формирование личности, а не только развитие музыкальных способностей. В своих произведениях он сумел полно и выразительно воплотить мысли и чувства, обуревавшие его. «Сцену Сусанина в лесу с поляками, — вспоминал он, — я писал зимою; всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня становились дыбом и мороз подирал по коже».

А еще учтем, что Глинка был младшим современником Пушкина, и это «солнце русской поэзии» освещало его творческий путь. Вряд ли случайно проникновенную музыку к стихотворению «Я помню чудное мгновенье», обращенному к Анне Керн, Глинка посвятил ее дочери, Екатерине, в которую был влюблен.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Далее читайте:

Глинка М.И.  Воспоминания (о 14 декабря 1825 г.).

Записки Михаила Ивановича Глинки. (Окончание второй части) // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1870 г. Том II. Санкт-Петербург, 1870, стр. 56-462.

Последние годы жизни и кончина М.И. Гинки. (Воспоминание Л.И. Шестаковой). 1854-1857. // «Русская старина». Ежемесячное историческое издание. 1870 г. Том II. Санкт-Петербург, 1870, стр. 610-566.

Литература:

Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987 - 1988. Кн. I - II.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС