Горбовский Глеб Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Горбовский Глеб Яковлевич

р. 1931

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Глеб Яковлевич Горбовский

Горбовский Глеб Яковлевич (р. 4.10.1931), поэт. Родился в Ленинграде. С 6 лет остался без отца (незаконно репрессирован), бродяжничал, попал в исправительную колонию. Писать стихи начал в 15 лет в колонии, первая публикация в районной газете в 1955. В своей ранней поэме «Право на себя», которая была написана в 1948, Горбовский отстаивал свое право сказать слово от лица поколения «подранков». Ранняя лирика Горбовского двупланова: в ней выделяются стихи «народные» (блатные), «не для печати» («Фонарики», «На диване» и др.), городской фольклор, принесший ему известность, — и стихи «для печати», которые вошли в 4 сборника «Поиск тепла» (1960), «Спасибо, земля» (1964), «Косые сучья» (1966) и «Тишина» (1968). В ранней лирике Горбовского выявляется несколько тематических «пластов» (стихи о военном детстве, о природе, о горечи одиночества, городские стихи), которые скреплены мотивом поисков тепла. Лирический герой пытается разорвать замкнутый круг одиночества: «Нынче ночь сырая… / Ночь, как яма. / Напишите мне письмишко, / мама» («Письмо из экспедиции», 1963). Ситуация разлуки с близким человеком (матерью, любимой) в стихах повторяется («Закрыли дверь, убрали сходни…», 1963). Особого напряжения драматизм достигает в сборниках «Косые сучья» и «Тишина». Несмотря на жизненные неудачи, выход из состояния одиночества герой находит в чувстве родства и слиянности с живым миром природы: «Свернуть с раздавленной дороги, / Перешагнуть кювет и лечь… / «Эй, вы, ромашки, как здоровье?» / Букашки, слышу вашу речь. / Земля, а как твое лежанье? / Тебе — тепло? А муравей? / Когда наступит отдыханье / Смешной коллекции твоей?» («Поле», 1961). В этом ряду — «Приходите ко мне ночевать…» (1963) и др. Даже человеческая смерть в «поэтической космогонии» Горбовского изображается как акт естественного растворения человека в бытии («не в дожде, не в земле раствориться, а в вечность скользнуть»). В этом отношении характерно стихотворение «Местопребывание — Земля» (1963): «Заночую будущей весной / на уютном кладбище России. / И склонится ветка над мной, / как-то вдруг по-женски обессилев, / А потом я встану, но не я, / и опять возрадуюсь погоде, / И моя веселость, не моя, / растворится музыкой в природе». В этом ряду — цикл стихотворений об ушедших из жизни поэтах «Живые из мертвых», стихотворение «Не плачь ты, осень, безутешно…» (1973) и др. Путь сближения человека с миром ярко прослеживается в любовной лирике Горбовского. В его ранних стихах любовное чувство романтически окрашено и связано с мотивом дороги, странствий. Позднее романтика уступает место любви с размолвками, драмами («Страшней всего остаться одному…», «Уйти граненым переулком…» (оба — 1963), «В душе свила гнездо тревога…» (1964) и др. В коротких стихотворных миниатюрах Горбовский запечатлевает психологическое состояние любовной драмы («Прощается женщина с мужем…»). Пройдя испытание разрывом и одиночеством («Наедине», 1977), лирический герой обретает горький опыт жизни. В к. 70-х новой темой поэта явилась тема возвращения лирического героя в дом: «Возвращение в дом под родное крыло / — Неизбывная тема российских поэтов. Возвращаюсь и я». Дом — это отчий край, Россия. Этой теме посвящены сборники «Видение на холмах» (1977), «Крепость» (1979), где Горбовский, поднимая свой взор «на холмы истории земной», размышляет о русской душе, судьбе славянства. Рубеж 70—80-х стал временем подведения итогов для поэта. Выходят из печати, не повторяя одна другую, книги: «Монолог» (1978), «Явь» (1981), «Черты лица» (1982). В 1983 Горбовскому была присуждена Государственная премия РСФСР. Итоговым для Горбовского стал и сборник «Отражения» (1986). Сборники последнего десятилетия — «Сорокоуст» (1991) и «Грешные песни» (1995). «В “Сорокоусте” Горбовский пришел к мудрости смирения перед тем, что выше гордыни» (Г. Горышин). Размышляя о своей судьбе, сущностных проблемах бытия, суете сует современной жизни, Горбовский пришел к Богу. «Религия большинства поэтов — одиночество <…> Вырваться из одиночества можно только — идя к Богу. Точнее — придя к Нему <…> Любовь к Богу вызрела из страха перед смертью, затем — из преклонения перед красотой жизни и уж только затем — из любви к ближнему»

В. Запевалов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Стихотворения. Л., 1975;

Монолог / Вступ. ст. И. Кузьмичева. Л., 1977;

Избранное / Вступ. ст. Н. Бланк. Л., 1981.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС