Гулыга Арсений Владимирович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гулыга Арсений Владимирович

1921-1996

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Арсений Владимирович Гулыга

Гулыга Арсений Владимирович (29.04.1921, Чехословакия -10,07.1996, Москва) - историк зарубежной и отечественной философии, автор философских биографий. Участник Великой Отечественной войны. С 1938 по 1942 годы учился на философском ф-те МИФЛИ. В 1945 году окончил философский ф-т МГУ. С 1956 по 1996 годы — в Институте философии АН СССР (РАН) в должностях старшего, ведущего и главного научного сотрудника. Защитил кандидатскую («Философия Гердера») и докторскую («Из истории немецкого материализма») диссертации. Редактировал издания классических текстов - работ Лессинга, Гердера, Гёте, Гегеля, Шеллинга, 8-томное Собрание сочинений И. Канта, труды русских мыслителей - Болотова, В. С. Соловьева, Бердяева, Розанова. Один из инициаторов создания серии «Философское наследие». В середине 80-х годов по инициативе Гулыги было создано Литературно-философское общество им. Ф. М. Достоевского по изучению русской философии. Современный этап культурного развития Гулыга трактовал как постсовременность («постмодерн»), в которой культура развивается главным образом как освоение традиции. Философия существует как история философии, актуализирующая мировую мудрость. Научные интересы Гулыги реализовывались в 3 планах. Во-1-х, исследование индивидуально-неповторимого мира личности великих философов. Проникновению в сферу рождения идей способствует изучение жизни и творений философа, биографии как особого жанра, где научные средства познания переплетены с художественными. Написанные им биографии Гердера, Гегеля, Канта и Шеллинга многократно переиздавались в России и за рубежом. Во-2-х, использование социально-исторического плана исследований, позволяющего представить философию как дело школы, постижения эпохи и народа. Особое внимание в этой связи Гулыга уделял немецкой классике и русской идеалистической философии конца XIX - начала XX века. В работе «Немецкая классическая философия» (1986) Гулыга показывает развитие немецким идеализмом кантовского основного вопроса философии: что такое человек, а также новые открытия в диалектике познания. Опираясь на эту диалектику, русские мыслители ответили на вопрос, что ждет человека в будущем. В книге Гулыги «Русская идея и ее творцы» (1995) доказывается, что идея соборного единения человечества в русском идеализме основана не на насильственном коллективизме и не на буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а на высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Исследовались некоторые аспекты значения религии — аксиологический (сохранение святынь) и национально-цементирующий; объединенное человечество - это семья равноправных национальных организмов, а не скопление индивидов и коммерческих групп. В-З-х, применялся систематический план исследований, предполагающий понимание философии как вечной мудрости, выработанной совокупным развитием культуры всех народов: таково древнее триединство - истина, добро, красота. Внимание Гулыги к эстетике как учению о красоте характеризуется пониманием красоты как среднего термина между истиной и добром, обнимающего собой как экзистенциальный, так и познавательный уровень человеческой жизни (Принципы эстетики, 1987).

И. С. Андреева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 147.

Сочинения: Из истории немецкого материализма. М., 1962 (нем. изд. - 1966): Гердер. М. 1963 (2-е изд. - 1975, нем. изд. - 1978, кит. - 1977: Гегель. М,, 1970 (2-е изд. - 1994, нем. изд. - 1975, 1980, кит. - 1978); Эстетика истории. М., 1974; Кант. М.. 1977 (2-е изд. - 1981, 3-е изд. - 1994, нем. изд. - 1981, кит, - 1981, 1992, япон. - 1983, фр. - 1985, англ, - 1987, швед. - 1990); Искусство в век науки. М., 1978 (словацкое изд. - 1981); Искусство истории, т., 1980; Шеллинг. М., 1982 (3-е изд. - 1994, нем. - 1990, япон. - 1992, кит. - 1995); Немецкая классическая философия, М., 1986 (нем. изд. - 1991); Что такое эстетика. М., 1987; Путями Фауста. М., 1987; Уроки классики и современность. М., 1990; Русская идея и ее творцы. М., 1995.

Литература: Свасьян К. Побуждаю философствовать // Книжное обозрение. М., 1987. № 3; Андреева И. С. Слово об авторе // Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. М., 2000; Гулыга Арсений Владимирович // Казачий словарь. М., 2003; Буева Л. П. Памяти А. В. Гулыги // Вопросы философии. 1996. № 12; Соколов В. В. Арсений Владимирович Гулыга // Филос. науки. М., 1996. № 1-4; Памяти А. В. Гулыги // Наш современник. М., 1996. № 11; Seehohm Th. Arsenij Guliga «Kant» // Kant- Studien. Bonn., 1979. N 2; Bottiger P. Wie die Postmoderne den Krieg verhindert? Arsenij Guliga ueber Kant als Friedensdenker // Sfuttgarter Zeitung. Stuttgart, 1987. 5 Nov.


Гулыга Арсений Владимирович (29.04.1921—10.07.1996), специалист по истории философии и эстетике, доктор философских наук. Родился в семье крупного инженера-металлурга, погибшего в 30-е в заключении. В 1938 поступил на философский факультет ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. Сначала командовал взводом (после окончания пехотного училища), затем был фронтовым переводчиком штаба полка. На фронте был тяжело ранен. Окончил философский факультет МГУ (1945). С 1956 работал в ИФ АН СССР. Автор вступительных статей и редакций советских изданий Канта, Гегеля, Шеллинга, Гете, Гердера, Н. Федорова, Вл. Соловьева, П. Флоренского, В. Розанова, Н. Карамзина, А. Болотова. Характеризуя в последние годы жизни собственные философские взгляды, Гулыга утверждал, что в основе разрабатываемой им концепции лежит трактовка нынешнего этапа культурного развития как постсовременности («постмодерна»). Это означает, что культура сегодня возможна только как освоение традиции. Философия, считает он, может существовать только как история философии, как уяснение, распространение и осуществление мировой мудрости. При этом выделяются 3 плана исследований и популяризации. Первый план — личностный, проникновение в индивидуально-неповторимый мир творца. Философия предстает здесь как исповедь и одновременно как недоступная для др. заповедная тайна, о которой можно только догадываться. Но догадываться, считает Гулыга, можно и нужно: это единственный способ проникнуть в сферу рождения идей. Отсюда повышенный интерес его к философской биографии как особому жанру, где научные средства переплетены с художественными, что открывает новые возможности для освоения мировой мудрости.

Для нашего времени, подчеркивает Гулыга, особое значение имеют 2 взлета философской мысли — немецкая классика и «русский ренессанс». В обоснование этой позиции он приводит следующие доводы. Немцы всесторонне исследовали кантовский основной вопрос философии — что такое человек, заново открыли диалектику и углубили ее понимание. Опираясь на эту диалектику, русские ответили на вопрос, что ждет человека в будущем. «Русская идея — идея соборного объединения человечества. Спасение не в опирающемся на насилие коммунистическом коллективизме и не в буржуазном индивидуализме, признающем лишь формальное право, а в высокой общности, построенной на диалектическом единстве общего и индивидуального. Только так возможна победа над смертью, возникновение «сверхчеловека», равного Богу. По Гулыге, понимание Бога как идеала и целевой причины может объединить верующих и неверующих при условии, если последние готовы принять христианство как моральную норму. Два др. аспекта значения религии сегодня для Гулыги — аксиологический (сохранение святынь) и национально-цементирующий: объединенное человечество — это семья равноправных национальных организмов, а не скопление индивидов и коммерческих групп. Третий план философских исследований — систематический. Философия как вечная мудрость, найденная совокупным развитием культуры всех времен и народов. Таково древнее триединство — истина, добро, красота. Внимание Гулыги занимает эстетика как учение о красоте. Развиваемая им здесь концепция характеризуется следующим. Предельно широкое эстетическое понятие — прекрасное, все остальные эстетические категории означают его конкретизацию. Поскольку красота — «средний термин» между истиной и добром, возникают 2 ряда категорий — экзистенциальный (возвышенное, трагическое, комическое, драматическое) и познавательный (типическое, подлинное, фантастическое, эвристическое). Аналогично обстоит дело и в искусстве: художественная конкретность занимает промежуточное положение между конкретностью логической и чувственной. Отсюда 2 ее лица, одно обращено к понятию, др. — к единичному образу. И 2 возможности художественного обобщения, по терминологии Гулыги, — типизация и типологизация. Он подчеркивал, что о двух способах построения образа в искусстве было известно немцам еще в VIII в. (Лессинг, Шиллер, Гете, Гегель); при этом возникла дискуссия, оставшаяся неизвестной для историков. Гулыга описывал ее как пример того, что история эстетики может быть плодотворной для ее теории.

Алексеев П.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Из истории немецкого материализма. М., 1962;

Гердер. М., 1963; Изд. 2-е. 1975;

Гегель. М., 1970;

Эстетика истории. М., 1974;

Кант. М., 1977; Изд. 2-е. 1981; И

скусство в век науки. М., 1978;

Искусство истории. М., 1980;

Шеллинг. М., 1982; Изд. 2-е. 1984;

Немецкая классическая философия. М., 1986;

Принципы эстетики. М., 1987;

Что такое эстетика. М., 1987;

Путями Фауста. М., 1987;

Уроки классики и современность. М., 1990;

Что такое постсовременность // Опыты. М., 1990;

Религия в нашей жизни // Вопросы русского христианского движения. Т. 158. Париж, 1990;

Русская идея и ее творцы. М., 1995;

Полвека на Волхонке // Молодая гвардия. 1997. № 4.

Литература:

Свасьян К. Побуждаю философствовать // Книжное обозрение. М., 1987. № 3;

Андреева И. С. Слово об авторе // Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. М., 2000;

Гулыга Арсений Владимирович // Казачий словарь. М., 2003;

Буева Л. П. Памяти А. В. Гулыги // Вопросы философии. 1996. № 12;

Соколов В. В. Арсений Владимирович Гулыга // Филос. науки. М., 1996. № 1-4;

Памяти А. В. Гулыги // Наш современник. М., 1996. № 11;

Seehohm Th. Arsenij Guliga «Kant» // Kant- Studien. Bonn., 1979. N 2;

Bottiger P. Wie die Postmoderne den Krieg verhindert? Arsenij Guliga ueber Kant als Friedensdenker // Sfuttgarter Zeitung. Stuttgart, 1987. 5 Nov.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС