Гурджиев Георгий Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гурджиев Георгий Иванович

1877-1949

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георгий Иванович Гурджиев

Гурджиев Георгий Иванович (1(13).01.1877, Александрополь, Армения - 29.10.1949, Фонтенбло) - религиозный мыслитель. В юности Гурджиев готовился стать священником и врачом, но уже тогда у него появляется интерес к аномальным явлениям (пророчества, телепатия, чудесные исцеления и т. п.). В поисках «истинного знания» посетил множество стран Центральной Азии и Среднего Востока, остаток жизни провел в Европе и Америке. В 1913- 1917 годы Гурджиев выступал с лекциями в Москве и Петербурге. В конце 1913 года он приступил к созданию Института гармонического развития человека. С началом революции уезжает со своими учениками на Кавказ, в Ессентуки. В 1917- 1918 годы его институт функционировал в Тифлисе, затем, после эмиграции из России, в Константинополе (1919-1921), во Франции, в 1924 году его филиал открывается в Нью-Йорке. Доктрина Гурджиева включает в себя элементы йоги, тантризма, дзен-буддизма, суфизма. Считая человека детерминированным внешними факторами механизмом, он усматривал назначение своего института - создать условия, в которых «ничего не могло быть сделано автоматически и неосознанно». С этой целью использовались различные упражнения (они делились на семь категорий), призванные развить тело, мышление и чувства человека. Особое внимание обращалось на музыку, танец, технику медитации. Все виды искусства, по Гурджиеву, являются закодированной системой древних знаний, «формами письма», а потому в подлинном искусстве нет ничего случайного, оно объективно, в то время как современное искусство — субъективно и в нем преобладает принцип удовольствия. Танцевальные движения, считал Гурджиев, несут в себе религиозные или философские идеи. Любая раса, нация, всякая эпоха, страна, класс, равно как и всякая профессия, располагают определенным количеством «поз», из которых они никогда не выходят и которые представляют их особый «стиль», связанный с определенными формами мышления и чувств. Человек не может изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив «поз». Все в мире, по Гурджиеву, материально и находится в движении, разные формы материи - лишь различные степени плотности. Душа человека также материальна, она состоит из очень тонкой субстанции и приобретается им в течение всей жизни. Человек не имеет постоянного, неизменного, индивидуального «я». Вместо него существуют тысячи отдельных «я», нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих, несовместимых друг с другом. Все человечество Гурджиев представлял в виде четырех кругов. Внутренний круг - «эзотерический». Он состоит из людей, которые достигли высочайшего уровня развития: каждый из них обладает неделимым «я», всеми формами сознания, всецелым знанием, свободной волей и среди них нет разногласий. Люди среднего, «мезотерического», круга обладают всеми качествами, присущими людям «эзотерического» круг а, но их знание имеет более теоретический характер. Третий круг - «экзотерический», знания входящих в него людей носят более философский, абстрактный характер, их понимание не выражается в действиях, но между ними также нет непонимания, раздора. Наконец, четвертый, «внешний» круг - круг «механического человечества». У людей здесь нет взаимопонимания, существует как бы «смешение языков». В наиболее систематической форме идеи Гурджиева изложил его ученик Успенский, книга которого «В поисках чудесного» содержит также и сведения о жизни учителя в Москве, Петербурге, на Кавказе (заграничный период подробно освещен в книге Луи Поведя «Господин Гурджиев»), Первая книга Гурджиева была написана им незадолго до смерти - «Все я вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», вторую книгу - «Встречи с замечательными людьми» составили рукописи, опубликованные учениками после его смерти. 

В. В. Ванчугов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 149-150.


Гурджиев Георгий Иванович  (1877-1949) — философ-оккультист, мистик. Биография. Был знаком с эзотерическим знанием суфийского ордена Накшбенди. Организовал Институт гармонического развития человека в 1919 г. в Тифлисе, в 1922 г. — в Фонтенбло под Парижем. Исследования. Разработал учение о пути самосовершенствования («четвертом пути», отличном от пути факира, монаха и йога), в основе которого лежали представления о единстве макрокосма и микрокосма и о гармонической иерархии законов Вселенной. Развивал учение о четырех течах человека, каждое из которых вырастает из предыдущего в результате сознательной работы. Это тела: физическое, астральное, ментальное, причинное (в суфийских аллегориях эти тела выражены в образах повозки, коня, возницы, господина). В соответствии с этим учением в человеческом организме существуют особые центры, каждый из которых соответствует той или иной функции (мышлению, эмоциям, движениям, инстинктам). На верхнем уровне функционирования человека находится интеллектуальный центр, на среднем — эмоциональный центр, на нижнем — двигательный и половой центры. Кроме них есть еще два особых центра: высший интеллектуальный центр на высшем уровне и высший эмоциональный центр на среднем. Обычно все эти центры не имеют связи друг с другом, а два высших вообще не используются. Методы. На основе этих представлений Г. И. Гурджиев предложил систему индивидуального развития. Первое, что необходимо сделать индивиду, — пробудиться, чему препятствует его отождествление (маска). Но даже если он осознал то, что спит, он ничего не может сделать в одиночку, необходимы коллективные усилия. При этом, чтобы идти но «четвертому пути», человек должен знать не только устройство своего организма, но и реально управлять им. В силу этого на предварительных ступенях обучения должны быть пройдены: полная нейтрализация блоков отрицательных эмоций, устойчивое самовоспоминание, нейтрализация ложной личности, преодоление эгоизма, высокая степень концентрации внимания. В качестве помощи могут использоваться ритмические движения и танцы, взятые Г. И. Гурджиевым из различных традиций Востока. Привыполнении этих движений внимание разделяется между самими движениями (для чего требуется правильная работа энергетических центров) и воспоминанием себя. Движения производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный центр, соединенный с интеллектуальным, и двигательно-инстинктивный центр.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 156-157.

Сочинения: Беседы Вельзевула со своим внуком. М.: ACT, 2003; Взгляды из реального мира. Встречи с замечательными людьми. М,: ACT, 2003.

Литература: Риордан К. Гурджиев. 1966; Лефорт Р. Суфии- учителя Гурджиева. М,: ОПРЭЛ «Гелиос». 1993.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Беседы с учениками. Киев, 1992;

Встречи с замечательными людьми. М., 1994 (2009);

Взгляды из реального мира. М„ 2012.

Литература:

Успенский П. Д. В поисках чудесного. Спб., 1994;

Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - начала XX века, М., 1997;

Шишкин О. А. Сумерки магов: Георгий Гурджиев и другие. М., 2005;

Лахман Г. В поисках П. Д. Успенского: Гений в тени Гурджиева. М., 2011.

Риордан К. Гурджиев. 1966;

Лефорт Р. Суфии-учителя Гурджиева. М,: ОПРЭЛ «Гелиос». 1993.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС