Гурьев Дмитрий Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гурьев Дмитрий Александрович

1751-1825

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий Александрович Гурьев

Гурьев Дмитрий Александрович (1751 - 30. IX. 1825) - русский государственный деятель. С 1802 года - товарищ министра финансов, в 1810-1823 годы - министр финансов, в 1806-1825 годы - министр уделов. Пользовался поддержкой А. А. Аракчеева. Годы управления Гурьева Министерством финансов характеризовались резким падением курса ассигнаций, бюджетными дефицитами, неустойчивостью внешнеторговой политики (фритредерские тарифы 1816 и 1819 годов были заменены в 1822 году протекционистским тарифом). Одновременно с переходом к протекционизму Гурьев проектировал переключить Государственный заемный банк с операций по кредитованию дворянского землевладения и государства на операции по кредитованию промышленников. Этот план, находившийся в противоречии с интересами основных групп дворянства, был отвергнут Государственным советом. Провал плана, а также неспособность Гурьева упорядочить денежное обращение, добиться бездефицитных бюджетов привели к его отставке. Не обладавший специальными знаниями, Гурьев обычно действовал под противоречивыми влияниями более компетентных сотрудников (в том числе декабриста Н. И. Тургенева).

С. Я. Боровой. Одесса.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.


Гурьев Дмитрий Александрович (1751—30.09.1825), граф, министр финансов. Начал службу в Сенате; при образовании министерств в 1802 был благодаря связям с придворными лицами назначен товарищем первого русского министра финансов гр. Васильева и оставался в этой должности при сменившем его министре Голубцове, управляя в то же время Департаментом уделов. Став министром после увольнения Голубцова в 1810 благодаря своей близости с М.М. Сперанским, финансовые проекты которого Гурьев пытался проводить в первые годы своего правления, впоследствии от них отказался и перешел на сторону гр. А.А. Аракчеева, поддержавшего его в противоборстве по отношению к стороннику Сперанского гр. Н.С. Мордвинову, председателю Департамента экономии Государственного Совета.

Деятельность Гурьева протекала, особенно вначале, в условиях весьма тяжелых: состояние русских финансов, расстроенных еще ранее, ухудшилось по причине Отечественной и последующих войн с Наполеоном. Гурьев, правда, не злоупотреблял прежним излюбленным средством для покрытия дефицитов — выпуском ассигнаций, и даже пытался сократить количество с целью поднятия их курса, но в этом не преуспел. Заключенные для этой цели внешние займы на сумму более 400 млн, весьма невыгодно реализованные и потому, в сущности, высокопроцентные (более 6% действ.), повысили курс ассигнаций лишь на 2 коп. (с 25 до 27), сократив их численность всего на 48 млн руб., или 236 млн ассигнациями. С другой стороны, Гурьев старался установить равновесие между государственными расходами и доходами путем введения новых налогов и увеличения прежних, но без всякой системы, а потому эти меры вызывали только всеобщее недовольство и привели к падению Гурьева в 1823, когда от него отошел даже Аракчеев. Гурьев, к тому же, сумел убедить Александра I отказаться от идеи свободной торговли и перейти к протекционизму, что выразилось в усилении последнего в 1820-х, хотя ранее, согласно первоначальному плану Сперанского, при нем издан был сравнительно либеральный таможенный тариф (1818). К заслугам же Гурьева относится стремление поставить в не зависимое от государственного казначейства положение государственные кредитные учреждения, приблизив их к интересам торговли и промышленности. Но осуществить ему эту идею не удалось, и все было сведено лишь к замене учетных контор Государственного ассигнационного банка Государственным коммерческим банком с подчинением его Совету государственных кредитных установлений. Деятельность и этого преобразованного учреждения оказалась малоэффективной в коммерческом отношении и так же сильно зависимой от Министерства финансов и Главного казначейства, как и ранее. Для увеличения доходов в 1819 была введена винная монополия в 20 губерниях.

В записке «Об устройстве верховных правительств в России» (1815) пытался сочетать принцип разделения властей с незыблемостью самодержавия. При обсуждении вопроса об учреждении наместничеств во главе с генерал-губернаторами (выступал против предоставления им административной власти) предлагал ограничить их функции надзором. По приказу имп. Александра I готовил проекты решения крестьянского вопроса. В 1818—1819 руководил работой Секретного комитета для подготовки проекта крестьянской реформы (в 1819 проект был создан, но не утвержден). Планировал переключить Государственный заемный банк с кредитования землевладения и государства на операции по кредитованию промышленников. В 1824 (по указанию императора) подготовил проект реформы, предусматривающий переход государственных крестьян от общинной формы землепользования к потомственно-семейной.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Гурьев Александр Дмитриевич (1786-1865), в 1835—1837 киевский военный губернатор, сын Дмитрия Александровича.

Литература:

Министерство финансов. 1802-1902, т. 1, СПБ, 1902;

История уделов за столетие их существования. 1797-1897, т. 1. СПБ, 1902, с. 47-64;

Боровой С. Я., Кредит и банки России. (Сер. XVII в. - 1861 г.), М., 1958, гл. 11.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС