> XPOHOC > БИОГРАФИИГАА  >  ГАР  >  ГЕБ  > ГЕРГИ  > ГОБГОМ  >  ГРГУ
ссылка на XPOHOC

Гурий (Тушин Григорий)

1452-1426

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Гурий (Тушин Григорий) (1452 или 1455-1526), монах, летописец. Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23-26 лет (1478-79). В 1484-85 в течение девяти месяцев игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него при предыдущем игумене Серапионе земли и просил только “в тех деревень место оброку житнаго”. Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском монастыре. Гурий состоял в переписке с Нилом Сорским, умер окруженный общим почитанием (по словам “иосифлянина” Саввы Крутицкого, старец “честен”), имел учеников.

Гурий составил “Летописец русский” — свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на Казань в 1523. Первая часть “Летописца” восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря, ряд сообщений которого, преимущественно о Ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана Гурием. “Летописец русский” придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-монгольской теме, к природным явлениям, содержал сведения о бегстве Софии Палеолог в Кириллов монастырь во время набега монголо-татар на Москву в 1481.

“Особенно прилежал” к переписыванию книг. В этой деятельности выразилась его личная и мировоззренческая близость с “нестяжателями”. Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод “Толковой Псалтыри” Максима Грека, “Кормчую” Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского, создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана “Собрание некоего старца” и “Слово о еретиках”.

Л.К.

Русское небо


Гурий (в миру Григорий Тушин) (1452 или 1455—1526), автор летописца, книгописец.

Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23—26 лет (1478—79). В 1484—85 в теч. 9 мес. игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него при предыдущем игум. Серапионе земли и просил только «в тех деревень место оброку житнаго». Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском монастыре (возможно, следуя завету св. Кирилла не менять обители по собственному почину). Гурий состоял в переписке с Нилом Сорским, умер окруженный общим почитанием (по словам «иосифлянина» Саввы Крутицкого, старец «честен»), имел учеников.

Гурий составил «Летописец русский» — свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на Казань в 1523. Первая часть «Летописца» восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря, ряд сообщений которого, преимущественно о ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана Гурием. «Летописец русский» придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-монгольской теме, к природным явлениям, содержал некоторые уникальные сведения (судьба опального боярина Федора Басенка, бегство Софии Палеолог в Кириллов монастырь во время набега монголо-татар на Москву в 1481).

Гурий (возможно, под влиянием Нила Сорского) «особенно прилежал» к переписыванию книг; причем иногда составление, редактура и переписывание рукописей осуществлялись им самим, а иногда его «строением и потружением» — под его руководством (таких рукописей было не менее 37). В деятельности Гурия — составителя и редактора определенно выразилась его личная и мировоззренческая близость с «нестяжателями». Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод Толкований Псалтири Максима Грека, Кормчую Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского, создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана «Собрание некоего старца» и «Слово о еретиках» (придав им относительную умеренность). Рукописи Гурия копировались уже при его жизни (напр., известным книжником Исааком Собакой, соратником Максима Грека и Вассиана Патрикеева).

Изд.: Казакова Н. А. Книгописная деятельность и общественно-политические взгляды Гурия Тушина // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1961. Т. 17.

М. О.

+ + +

Гурий (Тушин Григорий) (1452 или 1455—1526), монах, летописец. Происходил из старинного боярского рода Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23—26 лет (1478—79). В 1484—85 в течение девяти месяцев игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него при предыдущем игумене Серапионе земли и просил только «в тех деревень место оброку житнаго». Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском монастыре. Гурий состоял в переписке с прп. Нилом Сорским, умер окруженный общим почитанием (по словам «иосифлянина» Саввы Крутицкого, старец «честен»), имел учеников.

Гурий составил «Летописец русский» — свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на Казань в 1523. Первая часть «Летописца» восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря, ряд сообщений которого, преимущественно о Ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана Гурием. «Летописец русский» придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-монгольской теме, к природным явлениям, содержал сведения о бегстве Софии Палеолог в Кириллов монастырь во время набега монголо-татар на Москву в 1481.

«Особенно прилежал» Гурий к переписыванию книг. В этой деятельности выразилась его личная и мировоззренческая близость с «нестяжателями». Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод «Толковой Псалтыри» Максима Грека, «Кормчую» Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского, создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана «Собрание некоего старца» и «Слово о еретиках».

Л. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Литература: 

Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI вв. и в н. XVII в. // Христианское чтение. 1908. № 8.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС