Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

р. 1939

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8.03.1939, с. Алкадар Дагестанской АССР) - философ, специалист в области этики и политологии. Доктор философских наук, профессор, академик РАН (с 2003). В 1961 году окончил философский факультет МГУ. В 1965 - 1987 годы преподавал философию и этику в МГУ. С 1987 года - заведующий сектором этики, руководитель центра этических исследований, заведующий отделом, заместитель директора, директор Института философии РАН (с 2006). Одновременно с 1996 года - заведующий кафедрой этики философского факультета МГУ. Инициатор ряда общественных и издательских проектов. В том числе: создание научно-просветительского центра «Этика ненасилия», выпуск альманахов «Этическая мысль», книги серии «Библиотека этической мысли», Энциклопедического словаря по этике, издание классических текстов и коллективных трудов. Награжден дипломом ЮНЕСКО за 1996 год с вручением медали Махатмы Ганди «за выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия». Лауреат Государственной премии в области науки и техники за 2003 год. Исследуя социальную природу нравственности, Гусейнов выдвинул гипотезу о стадиальном происхождении последней, связанном с обособлением индивида в качестве самодеятельной личности от родоплеменной общности. Он первым в отечественной философии в начале 70-х годов всесторонне проанализировал золотое правило нравственности и пришел к выводу, что оно являет собой наиболее адекватное выражение специфики моральной регуляции. Предложил свою систематизацию историко-этического процесса, в которой античная этика предстает преимущественно как учение о добродетелях, средневековая этика - как учение о благах, а этика Нового времени - как различные опыты теоретического синтеза двух фундаментальных характеристик морали: произвольности и общезначимости. В конце 80-х годов Гусейнов сформировал новое направление исследовательской работы - этика ненасилия. Он показал, что насилие и ненасилие следует понимать не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные стадии в борьбе за социальную справедливость. В рамках этой парадигмы ненасилие выступает как такая конкретизация принципа любви, которая блокирует возможности его морализирующей фальсификации. Гусейнов предложил интерпретацию важнейших этико-нормативных программ как различных версий решения одной и той же проблемы единства добродетели и счастья. Им разрабатывается этическая теория, исследующая условия соединения абсолютности нравственного закона с неповторимостью (единственностью) каждого нравственного поступка.

Ю. Н. Солодухин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 150-151.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Проблема происхождения нравственности // Философские науки. 1964. № 3: Начальный этап античной этики // Там же. 1973. № 4; Социальная природа нравственности М., 1974; Отношение к природе как нравственная проблема // Философские науки. 1975. № 5; Структура нравственного поступка//Структура морали и личности. М.( 1977; Золотое правило нравственное. М., 1979; Моральность личности: характер детерминации// Моральный выбор. М., 1980; Этика Аристотеля. М„ 1984; Введение в этику. М., 1985; Краткая история этики (в соавт.). М., 1987; Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990. № 5; Этика ненасилия // Там же. 1992. № 3; Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. № 6; Великие моралисты. М., 1995; Язык и совесть. М., 1996; Философия. Мораль. Полшика. М., 2002; История этических учений (в соавг.). М., 2003; Античная этика. М., 2003; Идея абсолютного в морали. М., 2004; Негативная этика. Спб., 2007; Философия - мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. Спб., 2012.

Литература:

Российская философия продолжается: из XX века в XXI. Серия «Философия России второй половины XX века» / Под ред. Б. И. Пружинина. М., 2010.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС