Хайдеггер Мартин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хайдеггер Мартин

1889-1976

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мартин Хайдеггер

Marxists Internet Archive
Мартин Хайдеггер.
Фото с сайта http://www.krugosvet.ru/ 

Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ. Изучал теологию, философию и естествознание в ун-те Фрейбурга (1909-1913); в 1913 защитил докторскую диссертацию «Учение о суждении в психологизме»; в 1915 году под руководством Г. Риккерта защитил габилитационную работу «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» и начал преподавательскую деятельность во Фрейбурге; в 1920-1923 ассистент Э. Гуссерля; в 1923-1928 экстраординарный профессор в Марбургском университете; с 1928 по 1946 годы ординарный проф. во Фрейбурге, В 1933-1934 в течение 10 месяцев занимал должность ректора; в это же время вступил в НСДАП. Кратковременная политическая ангажированность и деятельность X. на посту ректора получили неоднозначные оценки; их связь с философией Хайдеггера является предметом острых дискуссий. В 1946 году решением комиссии по денацификации был отстранен от преподавания; запрет действовал до 1950. С 1952 эмеритированный проф. Фрейбургского ун-та. В послевоенный период публичная деятельность X. ограничивается немногочисленными лекциями, выступлениями с докладами, семинарами и подготовкой полного собрания сочинений.

Сквозная тема мышления Хайдеггера - вопрос о смысле бытия. Этот вопрос Хайдеггер рассматривает как фундаментальный не только для философии, но и для интеллектуальной деятельности вообще, поскольку она всегда явно или неявно опирается на определенное понимание бытия. В ранних работах и лекционных курсах X., переосмысливая феноменологическую максиму «К самим вещам», развивает феноменологическую онтологию, в которой - в отличие от сциентистски ориентированной философии, - бытие вещей рассматривается в контексте «фактичной» (повседневной) жизни. Эта тематизации бытия базируется на «самоистолковании жизни» и тем самым представляет собой герменевтическую «радикализацию» феноменологии Э. Гуссерля, позволяющую преодолеть ее субъективистский исходный пункт и связанное с ним упущение вопроса о бытии.

В своей главной работе «Бытие и время» (1927) Хайдеггер разрабатывает «экзистенциальную аналитику» «здесь-бытия» (TDasein) как сущего, бытие которого он обозначает восходящим к С. Кьеркегору термином «экзистенция». В экзистенции фактически «осуществляется», а тем самым и раскрывается для философского мышления бытийная структура мира; поэтому экзистенциальный анализ «здесь-бытия» представляет собой пропедевтику всякого онтологического исследования. «Здесь- бытие» кардинально отличается от «внутримирового сущего» (вещей) тем, что его сущность состоит не в некоем «что», которое могло бы быть зафиксировано в предикативном определении, но в способе («как») его существования. Структурные моменты существования «здесь-бытия» (экзистенциалы) в их систематическом единстве образуют трансцендентальную основу данности внутримирового сущего и его онтологических (категориальных) характеристик.

Фундаментальную конституцию «здесь-бытия» X. определяет как «бытие-в-мире» - единый феномен, охватывающий бытие человека и мира и онтологически первичный по отношению к противоположности субъекта и объекта. Изначальный способ бытия вещей X. определяет как «подручность»: в повседневном опыте вещи даны в качестве средств, которые мы используем, не тематизируя их в качестве предметов. В своем «незаметном» функционировании подручное конституировано не объективными качествами, но своей пригодностью для чего-либо и своим местом в сети отношений с другими средствами; напр., онтологически первичная характеристика молотка - это его пригодность для забивания гвоздей и его связь с гвоздями, скрепляемым материалом и т.д. Это холистическое (Холизм) понимание мира противопоставляется понятию мира как «суммы» вещей-объектов. Вещь как объект тематического рассмотрения («наличное», VorhancLen) - это результат определенной модификации ее бытия, с которой начинается объективирующее познание мира; демонстрация вторичного характера объективирующего «миропознания» по отношению к повседневной открытости бытия - один из главных критических результатов экзистенциальной аналитики, устраняющий проблему связи субъекта и объекта (в частности, в такой ее модификации, как проблема доказательства бытия мира) как «противосмысленную».

Равным образом феноменологически изначальной структурой «бытия-в-мире» является со-бытие с другими. Человек («Кто» «бытия-в-мире») в повседневной жизни существует в деиндивидуализированном модусе «Некто» (das Man), характеризующемся отсутствием различия между мной и другими: в «публичном бытии друг-с-другом» «Некто» всегда поступает «как другие», «как принято» (даже когда акцентирует свою непохожесть на других). Противоположным модусом экзистирования является собственное бытие, в котором «здесь-бытие» делает экзистенциальный выбор самостоятельно и принимает на себя ответственность за него. Хайдеггеровское описание публичного существования имеет ярко выраженный характер критики присущих совр. обществу форм отчуждения (анонимность бюрократических структур, объективирующее отношение к человеческой индивидуальности и т.п.), однако в понятийной систематике анализа «здесь-бытия» «Некто» представляет собой оценочно нейтральное понятие, фиксирующее необходимый структурный момент экзистирования.

Открытость мира для человека X. фиксирует в понятии «бытие-в» (Insein). Структурными моментами «бытия-в» являются настроение, понимание и язык. В настроении манифестируется «брошенность» «здесь-бытия» как «всегда уже» имеющая место фактичная определенность его существования; в понимании «здесь-бытие» «набрасывает» (проектирует) и выбирает способ своего существования; при этом бытие «здесь-бытия» в качестве «брошенного наброска» всегда артикулировано в языке, который, таким образом, понимается не в инструментальной функции передачи информации, но в качестве внутреннего момента самого бытия.

«Бытие-в-мире» в целом X. характеризует как «заботу» (о собственном существовании), тем самым акцентируя конечность (незавершенность) и временность как его важнейшую бытийную характеристику. В понятии временности фиксируется то обстоятельство, что существование человека несводимо к присутствию в настоящем: временность представляет собой экстатическую протяженность, которая делает возможным «объективное время», а тем самым и различие настоящего, прошлого и будущего. В структуре временности фундирована историчность как экзистенциальная характеристика человека; вопреки «вульгарному» толкованию, историчность состоит не в том, что человеческая жизнь включена в цепь исторических событий, но в том, что «здесь-бытие», выбирая бытийные возможности, тем самым «возобновляет» (повторяет и трансформирует) унаследованные возможности, что обеспечивает единство традиции и тем самым делает возможной историю в обычном смысле и историографию как науку. Экстатическая временность здесь-бытия, а вместе с тем и его бытийная специфика, раскрывается в «забегании вперед», в собственную смерть, которая, опять же, понимается не как одномоментное событие, случающееся с наличным сущим «человек», но как «предельная» экзистенциальная возможность - возможность не быть более в мире. «Бытие-к-смерти» сопряжено с настроением страха, который отличается от боязни беспредметностью: «перед-чем» страха - это не то или иное сущее или событие, но бытие как таковое, которое переживается как «Ничто» (= ничто сущее). Опыт Ничто является онтической манифестацией «онтологической дифференции» - различия бытия и сущего.

Экзистенциальный анализ «здесь-бытия» методически сопровождается «деструкцией» истории онтологии (прежде всего философии Аристотеля, Р. Декарта и И. Канта), т.е. ее переосмыслением в качестве истории сокрытия специфики человеческого существования. В поздних работах X. эта идея трансформировалась в масштабный проект осмысления «метафизики» как «судьбы» европейского человечества.

С середины 1930-х гг. X. развивает новый подход к осмыслению человека и бытия, центральным элементом которого является идея «истории бытия» (в частности, в работе «Beitrage zur Philosophie» (1936-1938), которую ряд интерпретаторов считает вторым главным произведением X.). По словам самого X., это означало «поворот» (Kehre) в его мышлении: от экзистенциально- онтологической философии к «бытийно-историческому мышлению». Историю бытия X. понимает не как эмпирическую историю человечества, но как «Ereignis» (в повседневном языке - событие; в контексте работ X. значение этого слова связано с прилагательным «eigen» - свой, собственный) - событие экзистирования, в котором человек «присваивается» бытием и тем самым обретает «собственное» существование. Главный момент истории бытия, имеющий судьбоносное значение для европейского человечества, представляет собой 1 метафизика, понятая не только как определенная философская дисциплина или период в истории философии, но как «забвение бытия», доминирующее в европейской истории начиная с Платона и состоящее в том, что истина бытия понимается не как «несокрытость» мира («aletheia», о которой еще помнили досократики), но как «правильность» (объективная истинность) суждения. Противопоставление истины бытия как несокрытости и забвения бытия является главным мотивом «бытийно-исторического мышления» позднего X., который разворачивается в осмыслении языка, художественного творчества, специфики философского мышления, науки, техники и европейской истории в целом. Человек способен видеть истину бытия в определенном настрое, который X. называет «Gelassenheit» (приблизительный перевод - «умиротворение»). Gelassenheit позволяет увидеть вещи в их изначальном бытийном смысле: например, в чаше открывается единство земного, небесного, смертного и божественного, которые в своей взаимосвязи образуют «четверицу» («Вещь»). Смысл бытия раскрывается также в художественном («Исток художественного творения»), прежде всего в поэтическом творчестве (интерпретации поэзии Ф. Гельдерлина, P.M. Рильке, Г. Тракля, Э. Мерике и др.) и в мышлении, которое родственно поэзии в своей мирораскрывающей сущности. Противоположная установка по отношению к миру представляет собой волевое субъективистское овладение сущим, основанное на объективирующем познании и технике: в таком отношении к миру, которое X. называет «постав» (Gestell]), человек ориентирован на исчисление и использование сущего «без оглядки на бытие». Оборотной стороной «постава» является субъективистское самопонимание человека, т.е. ложно понятый «гуманизм», ставший предметом критики, в частности в «Письме о гуманизме», а также распад целостного знания на специализированные науки и глобальные угрозы, связанные с техническим прогрессом. В «бытийно-исторической» перспективе две формы существования человека в мире должны пониматься в смысловом единстве: забвение бытия переживается человеком как нехватка смысла бытия, «нужда» (Bedurftigkeit), которая несобственным образом проявляется в попытках технического овладения миром. Эта наименее заметная, но вместе с тем самая насущная из человеческих нужд свидетельствует о том, что в эпоху7 метафизики сохраняется возможность «иного начала» мышления и, следовательно, иного способа существования человека. Предвестие нового открытия бытия (Seyn: X, использует архаичный вариант этого слова, отличая его от «метафизического» термина «Sein») X. видит прежде всего в поэзии Ф. Гельдерлина, осмыслявшего современность как «скудное (diirftige) время», когда человек покинут богами, а также в философии Ф. Ницше, которую X, рассматривает как апогей метафизики и как начало ее преодоления. Конечную задачу мышления X. видит в «приуготовлении» «иного начала» истории бытия, которое установило бы принадлежность человека бытию и сделало бы возможным пришествие «последнего бога».

Работы X. оказали существенное влияние на философию 20 века, прежде всего на феноменологию, философскую герменевтику, Экзистенциализм, социальную критику, Постмодернистскую философию и философию техники. Идеи X. получили дальнейшее развитие и/или переосмысление в работах Г.-Г. Гадамера, Х. Арендт, Г. Маркузе, К.-О. Апеля, Х. Йонаса, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, П. Рикера, Ж. Деррида, X. Дрейфуса, Р. Рорти и др. X. оказал значительное влияние также на теологию (Р. Бультман, К. Левит, К. Ранер), психиатрию и психоанализ (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ж, Лакан), историко-философские исследования (интерпретации досократиков, Платона, Аристотеля, Р. Декарта, немецкой классической философии, Ф. Ницше, Э. Гуссерля и др.) и филологию. Существенную роль в современной философии сыграла также критическая рецепция X. со стороны представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Ю. Хабермас), тнеопозитивизма и аналитической философии (Г, Райл, Р. Карнап), Э, Левинаса, ТК. Ясперса и др.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 349-351.

Сочинения: Время и Бытие: Статьи и выступления. М., 1993; Работы и размышления разных лет. М., 1993; Бытие и время. М., 1997; Кант и проблема метафизики. М., 1997; Введение в метафизику. СПб., 1998; Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998; Положение об основании. СПб., 1999; Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001; Хайдеггер М., Ясперс К. Переписка. М., 2001; Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб., 2003; Что зовется мышлением? М., 2007; Gesamtausgabe, Bd. 1-102. Fr./M.: V. Klostermann. (Выходит с 1975 г. под редакцией проф. Ф.-В. фон Херрманна (F.-W. von Herrmann). Собрание включает в себя следующие разделы: I. Опубликованные работы 1910-1976 (тт. 1-16); II. Лекции 1919-1944 (тт. 17-63); III, Неопубликованные работы, доклады, размышления (тт. 64-81); IV, Указания и заметки (тт. 82-102). Тексты, не вошедшие в полное собрание сочинений: Die Selbstbehauptung der deutsche Universitat, Das Rektorat 1933/34. Fr./M., 1983; Gelassenheit. Pfullingen, 1959; Uber den Humanismus. Fr./M., 2000; Unterwegs zur Sprache. Pfullingen, 1959; Vom Wesen des Grundes. Fr./M., 1973.


Вернуться на главную страницу Хайдеггера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС