Херасков Михаил Матвеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Херасков Михаил Матвеевич

1733-1807

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Матвеевич Херасков

Херасков - литератор

Херасков Михаил Матвеевич (1733—1807) — писатель, общественный деятель. Из знатного валашского рода. С момента открытия Московского университета в 1755 г. был сотрудником его канцелярии, директором, куратором. На сцене университетского театра выступал как актер и режиссер. Издавал в Москве первые литературные журналы. При жизни его называли российским Гомером. Наибольшую известность ему принесла поэма «Россияда», посвященная взятию Иваном Грозным Казани.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 544.


Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик. Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

В 1760 - 1762 издавал журнал "Полезное увеселение", в 1873 - "Свободные часы".

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: "Плоды наук" (1761), "Чеменский бой" (1771), "Россияда" (1779), "Владимир Возрожденный" (1785), "Царь или Спасенный Новгород" (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).

Однако в драмах "Друг несчастных" (1774), "Гонимые" (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне ("Нума Помпилий, или Процветающий Рим", 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой ("Кадм и Гармония", 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы ("Истинное благополучие", "О разуме", "К А.Ржевскому" и др.).

В возрасте 74 лет М.Херасков умер в Москве 27 сентября (9 октября н.с.).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Жизнь и деятельность

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова , писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева . Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым , и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". 

Н. К-ка.

Использованы материалы сайта http://www.rulex.ru/ 


Херасков Михаил Матвеевич (25.10[5.11].1733—27.09 [18.10].1807), писатель. Родился в Переяславле на Полтавщине. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760—62), «Свободные часы» (1763). В 1763—1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы Херасков вошел как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны — покорение царем Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785). Откликом на события французской революции 1789 явилась поэма «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобожденная Москва» (1798), комедия «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубл. 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета — любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слезных драмах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и др. Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приемы и мотивы сентименталистской драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображенного здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для нее характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие», «О разуме», «К А. А. Ржевскому» и др.).

М. А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Потомок валахов Хереско

Херасков Михаил Матвеевич (23.10.1733-27.9.1807), действительный тайный советник, литератор. Потомок валахских бояр Хереско, младший сын переяславского коменданта майора Матвея Андреевича Хераскова от брака с княжной Анной Даниловной Друцкой. Рано лишился отца, а его мать в 1735 вышла замуж за Н.Ю. Трубецкого, впоследствии генерал-фельдмаршала. С 1743 учился в Шляхетном кадетском корпусе, где занимался стихотворством под руководством А.П. Сумарокова. В 1751 выпущен поручиком в Ингерманландский полк, но в 1754 перешел на гражданскую службу (в Коммерц-коллегию). С 1754 асессор Конференции только что открытого Московского университета, в 1761-1770 его директор, а в 1778-1802 - куратор. Херасков сумел окружить себя молодыми одаренными людьми. Женитьба на в 1760 на Елизавете Васильевне Нероновой, также отличавшейся любовью к литературе, еще более способствовала тому, что дом Хераскова сделался центром, в котором собиралось любители литературы и просвещения. В 1770-1775 Херасков был вице-президентом Берг-коллегии в Санкт-Петербурге, где познакомился и сблизился с Н.И. Новиковым. Оба они одновременно вступили в масоны, переселились в Москву, где сошлись с И. Г. Шварцем. Получив в 1778 кураторство в университете, Херасков действовал во многом под влиянием этих людей, в то же время содействуя издательской деятельности Новикова. Живя вместе со своим сводным братом Н.Н. Трубецким, главою московских масонов, Херасков сочувствовал их просветительской и издательской деятельности, но был далек от увлечения их теоретическими учениями. Тем не менее общение с масонами навлекло на Хераскова неудовольствие императрицы, которая относилась к нему настороженно. Император Павел I произвел Хераскова в тайные советники и пожаловал ему в 1797 600 душ, а в 1799 - Анненскую орденскую ленту. В феврале 1801 Херасков вышел в отставку с чином действительного тайного советника, но в мае снова был назначен куратором университета. Окончательно оставив службу в 1808, Херасков жил в Москве. Херасков -автор од, басен, эпиграмм, поэм (в т.ч. «Россиада», 1779, и «Владимир возрожденный», 1785), трагедий, оперы. При жизни его называли «российским Гомером и Вергилием». По воспоминаниям современников, Херасков был очень общительным, благожелательным, веселым человеком, не лишенным некоторых странностей.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005


Сочинения:

Творения. Ч. 1—12. М., 1796—[1803];

Творения. 2-е изд. М., 1807—12;

Избр. произв. / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова. Л., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС