> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Храпаль Иван Георгиевич

1860-1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Храпаль Иван Георгиевич (1860-е—после 1915), педагог, публицист, активный участник монархического движения в Киеве.

Родился в семье коллежского секретаря в г. Гадяче Полтавской губ. Известно, что в начале профессиональной карьеры он был военным. В 1891 Храпаль разработал и всячески пропагандировал оригинальный органо-цветовой метод начального обучения грамоте и цифровому счету. Он писал: «Изобретенный мною “органо-цветовой метод” — это не букварь, не учебник, не компилятивный перевод, а есть независимый, оригинальный, самобытный и самостоятельный по принципу и идее метод начального образования, новый после звукового Стефани в Западной Европе и первый самостоятельный на почве русской педагогики». Разработки Храпаля активно применялись в опытных военных школах Волынской губ. В 1891 по распоряжению командира корпуса кн. Шаховского после доклада генерала Авинова, Храпаль был откомандирован в города Дубно, Ковель, Кременец, Луцк для ознакомления офицеров 11-й пехотной дивизии с изобретенным им методом. Дослужившись до чина штабс-капитана, в том же 1891 он вышел в отставку и стал сельским народным учителем. В 1891—1893 Храпаль работал учителем Стракловского народного училища Дубенского у. Волынской губ. В 1893 он был перемещен в Подгаецкое народное училище того же уезда, которое оставил в 1895. В 1895—1897 преподавал в народном училище местечка Малина Радомысльского у. Киевской губ., затем в 1897—1898 в Стремигородском сельском начальном училище. Впоследствии Храпаль работал в Демиевском народном училище, в 1-м Киевском городском приходском Пушкинском училище (в 1899—1904). С 1904 он преподавал русский язык во 2-м Городском двуклассном им. Их Императорских Величеств училище на Подоле в Киеве. Храпаль разработал и всячески пропагандировал оригинальный органо-цветочный метод начального обучения грамоте и цифровому счету.

Свою деятельность в монархических организациях Киева Храпаль начал с членства в «Русском Братстве» и Киевском отделе Русской Монархической Партии (РМП), куда он вступил в марте 1906. На одном из заседаний выступил с речью, смысл которой сводился к тому, что Православие есть залог народной жизни, а Самодержавие - ее сила. 27 марта, как депутат Отдела, представлялся Его Величеству в Царском Селе, где произнес краткую речь. 23 апр. он рассказал членам отдела РМП о встрече с Государем Императором. Свой доклад начал словами: «От чистого русского сердца привет вам, дорогие киевляне, от Самого Батюшки Царя!» Приветствие было встречено долгим и восторженным «ура». Храпаль настаивал на объединении усилий монархических организаций, и в мае 1906 по его инициативе Киевский отдел РМП и Киевская Русская Монархическая Партия образовали единую организацию под председательством Б.М. Юзефовича. Для установления связи между патриотическими славянскими организациями, выяснения отношения их к России и ее политическим институтам и структурам Храпаль предпринял поездку в Австро-Венгрию, посетив Львов, Краков, Прагу и др. города Западно-славянских земель, о результатах которой доложил 10 сент. 1906. В качестве представителя от «Русского Братства» Храпаль участвовал в работах Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906. На заседаниях Съезда он проявил себя сторонником радикальных решений по любым вопросам. Так, при обсуждении вопроса об объединении монархических партий он предложил всем объединиться под именем Всенародного Русского Союза, приняв программу единой Киевской Русской Монархической Партии (КРМП). При обсуждении политической программы и платформы объединения монархических организаций Храпаль предложил столь же невыполнимую идею: «Акт 17 октября должен быть отменен. Вот наша программа и наша платформа! Надо просить ввести военную диктатуру, объявить Кавказ и Польшу на осадном положении, стачки и забастовки признать государственной изменой, созвать Земский и Вселенский собор».

В к. 1906 в связи с активизацией предвыборной кампании в Государственную Думу Храпаль не раз выступал в разных аудиториях на тему выборов. В своих речах он предлагал простую, но, по существу, очень точную систему подсчета: «Кто за Бога, Царя и Русь, те должны присоединиться к нам, кто против Бога, Царя и Руси - наши противники, которым здесь не должно быть места. Россия всегда была монархическая страна. Народ всегда был и есть предан своему Монарху, а потому монархическая партия не есть партия, а весь Русский Народ». Сам Храпаль был избран выборщиком по Плосскому участку г. Киева. Он призывал правых серьезно отнестись к выборам. На общем предвыборном совещании членов правых партий 21 янв. 1907 он доказывал необходимость того, «чтобы представители монархических партий приняли участие в контроле порядка производства выборов 29 янв. и подсчете голосов, чтобы было устроено в каждом участке еще по 1—2 предвыборных собрания для ознакомления масс с техникой выборов и другими приемами». В ходе предвыборной кампании ему удалось объединить вокруг себя некоторых активных монархистов, в результате чего участковая организация Плосского района с согласия председателя Главного Совета КРМП была трансформирована в самостоятельный Киево-Плосско-Подольский отдел КРМП под руководством Храпаля. Товарищем председателя являлся вначале Г. Плотников, затем дьякон о. Василий Кудрицкий. Старшинами Совета отдела были Л. П. Добровольский, И. Л. Колтоновский, П. Н. Орлин, Т. А. Егоров, Р. И. Тирута, Ю. В. Кристер. К апр. 1907 был изготовлен и стяг этой организации (21 апр. того же года атласный его плат был освящен в алтаре Андреевской церкви). Вскоре при отделе была открыта и потребительская лавка. В ходе выборов в III Государственную Думу Храпаль вновь призывал к энергичной работе, которая только и являлась залогом успеха. Выступая 26 авг. 1907 на общем собрании отдела, он убеждал не обращать внимания на сравнительно небольшое число правых кандидатов, ибо «за каждым из нас стоит семья, за семьей - десять других семейств, за ними сотни и тысячи. Никогда не надо смущаться малочисленностью и из-за нее падать духом. В выборной борьбе самое главное - энергия избирателей, их доброе желание послужить Царю и Отечеству. До тех пор, пока желание это велико и искренно - победа обеспечена, но стоит только на время потерять энергию, перестать работать и тогда почти нет никакой надежды на благополучный исход выборов». Храпаль также резко критиковал деятельность лево-либеральных партий, которые «разрушают не только государственный строй, навязывая нам одни - конституционный строй, другие - республику, третьи - анархию и т. д., они разрушают веру, нравственность, семейные начала, любовь к ближним и делают все это они совершенно сознательно. В бессилии русских - их сила! И они стараются уничтожить то, что связывает всех русских - веру, то, что связывает членов семьи - почитание и уважение к родителям, они разрушают нравственность и создают собственные учения для того, чтобы, запутав человека, толкнуть на тот путь, который нужен им для их собственных, ничего не имеющих общего с русским делом, выгод. И они этого достигают. Русский человек - податлив, но многие просыпаются и встряхиваются от свойственной им лени, как только видят, что “освободители” посягают на веру и православную церковь».

Активно участвуя в выборных кампаниях, Храпаль тем не менее оставался принципиальным противником выборных учреждений для России. Выступая на одном из собраний в сент. 1907, он заявил, что Государственные Думы «явились рассадником ужасов, творящихся в России». Храпаль доказывал, что все убийства, экспроприации и прочие безобразия начались именно с 17 окт. 1905 и что «они прекратятся с возвращением России к прежнему образу правления, к неограниченному Самодержавию, которое создало славу и величие России и которое поддерживает их на соответствующей высоте. Конституция - договор Царя со своими подданными, а разве мыслимы и допустимы договоры между отцом и детьми? Пусть евреи, поляки и др. инородцы заключают такие договоры! Для русских они лишние». На общем собрании членов своего отдела 9 сент. 1907 Храпаль говорил о том, что объединяет правых со всеми благомыслящими гражданами: «Мы хотим покоя, возможности честно и мирно трудиться и работать для себя, Царя и России. Мы хотим избавиться от вечной боязни за жизнь и имущество. Мы хотим покоя и правды! …Все мы - богатые и бедные, старые и молодые, хотим только этого, но хотим сильно и каждый из нас готов умереть, если ценой его жизни будет куплен покой хотя бы на некоторое время». Помимо активного участия в деятельности КРМП и ее отделов, Храпаль сотрудничал и с др. киевскими монархическими организациями: «Двуглавым орлом», отделами Союза Русского Народа (СРН), Союзом Русских рабочих, он был председателем Кирилло-Мефодиевского братства в Киеве, а в июне 1908 стал инициатором учреждения Киевского Союза Русских Людей. Его злободневные политические статьи и басни печатались под общим названием «Русская правда».

В авг. 1908 Храпаль был назначен инспектором-учителем Гадячского 4-классного городского училища. В Гадяче Храпаль проявил себя неутомимым деятелем по приведению городского училища в образцовое состояние, организовал при нем учебный оркестр, провел значительные ремонтные работы. Благодаря его стараниям, при училище были открыты курсы для подготовки народных учителей. В 1910 Храпаль также опекал местную женскую гимназию (был председателем педагогического совета). В марте 1911 инспектором народных училищ по Полтавской губ. была проведена ревизия всех подведомственных Храпалю учебных заведений, которая выявила серьезные недостатки по финансовой части. Отмечая, что в начале своей службы Храпаль внимательно и усердно относился к интересам училища, инспектор заметил, что хотя учебная часть и стояла на должной высоте, но административные вопросы, особенно делопроизводство, находились в плохом состоянии. Храпаль обвинялся в упущениях по ведению денежных отчетов, выдаче учителям курсов жалования за оба курса за счет кредитных средств, в разбазаривании имущества и книг из училищной библиотеки, в накапливании значительных долгов по училищу и курсам. Кроме того, ему ставили в вину - плохое ведение учебного дела (спрашивал курсистов из пройденного курса и пользовался при этом книгой), пристрастность в оценивании знаний учеников, отсутствие дисциплины во вверенных заведениях (курсисты вели себя свободно, не подчиняясь школьному режиму, курили в классе и коридоре). Поэтому, ввиду незакономерных действий, Храпаль с должности учителя-инспектора Гадячского городского училища в 1911 был перемещен на такую же должность в Золотоношское 4-классное училище. Сам Храпаль считал, что он «нес незаслуженное наказание - изгнание из родного города, не считая материальной потери более 1200 руб. в год, понижение по службе, нравственное унижение и оскорбления, перевод жены на худшее место». Несмотря на ходатайство матери, митрополита Киевского Флавиана (Городецкого), архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), Храпаль был оставлен на прежнем месте. Более того, в 1913 существовали планы его перевода в сельскую местность или вообще за пределы Полтавской губ. ввиду несоответствия занимаемой должности. Но, учитывая, что подобный перевод может причинить материальные лишения семье, Храпаль был оставлен в Золотоноше.

К 1915 в чине коллежского регистратора Храпаль состоял инспектором Высшего начального училища в Золотоноше и представителем от Министерства народного просвещения в уездном училищном совете, а также являлся членом Правления Золотоношского Общества вспомоществования нуждающимся учащимся. Одновременно Храпаль заведовал чайной Попечительства о народной трезвости и содержал летний театр в Золотоноше. Он всячески старался осуществить полное издание своих разработок и метода преподавания. К 1916 была издана только теория (1891) и 1 урок для солдат (1901), выпуск же пособий в 7-ми красках требовал больших затрат. Храпаль, чтобы найти возможность опубликования своих трудов, читал лекции на курсах учителей Киевской губ., где предлагал слушающим свое изобретение: «В настоящее время, т. е. через 23 года тяжелой и трудной жизни народного работника, я считаю грехом скрыть и уничтожить изобретение русского учителя, твердою рукою передаю знамя обновления начального обучения коллегам». О дальнейшей его судьбе ничего не известно.

Т. Кальченко, А. Степанов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Обучение грамоте и цифровому счету в семь дней или в семь уроков по органо-цветочному методу мысли. Киев, 1895;

Правила и программа для учащихся городских приходских училищ. Сост. Учитель Киевского 2-х классного училища И. Г. Храпаль. Киев, 1903;

Новый органо-цветочный метод начального обучения грамоте и относящиеся к нему педагогические статьи / Сост. И. Г. Храпаль. В 5 ч. Золотоноша, 1913;

Грамота (Воззвание к народу о выборах в Государственную Думу). Киев, 1907;

Слово, сказанное депутатом Киевского отдела Русской Монархической партии при представлении Его Величеству 27 марта в Царском Селе. Киев, 1907.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС