Хренников Тихон Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хренников Тихон Николаевич

1913-2007

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тихон Николаевич Хренников

Композитор Блантер М., поэт Светлов М., композитор Хренников Т.,
редактор корпусной газеты Козловский М. и др. (слева направо)
в освобожденной советскими войсками Польше.

Хренников Тихон Николаевич (родился 28.05. (10.06) 1913, Елец), композитор, администратор, народный артист СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1973), трижды лауреат Сталинской премии (1942, 1946, 1952). Образование получил в Музыкальном училище имени Гнесиных (1932) и Московской консерватории (1936), ученик В.Я. Шебалдина и Г.Г. Нейгауза. В 1939 написал оперу "В бурю" (1939), которая стала "первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы", в ней Хренников впервые вывел в опере В.И. Ленина. В 1950 написал оперу "Фрол Скобеев" (1950) . Писал музыку к спектаклям и фильмам, в т.ч. "Свинарка и пастух" (1941), "В шесть часов вечера после войны" (1944) и т.д. В 1947 вступил в ВКП(б). С 1948 генеральный (с 1957 - 1-й) секретарь Союза композиторов СССР. В 1941-56 отвечал за музыкальную часть в Театре советской армии. После Великой Отечественной войны принимал участие в преследовании Д. Шостаковича и утверждении "партийной линии" в музыке, однако, в отличие от руководства Союза писателей, в доносах замешан не был. После смерти И.В. Сталина сохранил свои позиции и оставался на протяжении почти 40 лет единственным руководителем советской музыки при Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, М.С. Горбачеве. В это время написал оперы "Мать" (1957), "Золотой теленок" (1985), балет "Любовью за любовь" (1976), "Гусарская баллада" (1979), оперетту "Сто чертей и одна девушка" (1963) и т.д. С 1961 член Центральной ревизионной комиссии КПСС, с 1976 кандидат в члены ЦК. С 1962 депутат Верховного Совета СССР. В 1967 получил Государственную, в 1974 - Ленинскую, премию. В 1990 стал пред. Союза композиторов СССР.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 

Примечания ХРОНОСа

Т.Н. Хренников умер 14 августа 2007 года в Москве.


Родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии. Отец – Николай Иванович, служил приказчиком у местных купцов. Мать – Варвара Васильевна, домохозяйка, была поглощена хлопотами о большой многодетной семье. Супруга – Клара Арнольдовна.

Тихон был младшим, десятым ребенком в семье. Семья жила дружно. Достатка большого не было, но тот, что был, весь определялся на образование. Старшие братья окончили Московский университет. Один из средних, Глеб, имел красивый певческий голос – лирический тенор, учился в Московской консерватории и Московском университете. Ему прочили блестящее будущее в вокальном искусстве, но началась Первая мировая война, он ушел добровольцем на фронт и погиб там в 1918 году. Старшие братья и сестры были уже взрослыми и горячо обсуждали все новинки, концерты, музицировали. В доме постоянно звучала музыка. На таких инструментах, как гитара, мандолина играли все. Тихон тоже играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре. С 9 лет он начал учиться играть на рояле.

Через два года из Москвы в Елец приехал В. Агарков. Ученик Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории, создателя одной из крупнейших пианистических школ России, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но едва ли не самой серьезной была для него встреча с Анной Федоровной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься после отъезда Агаркова. Начав играть на рояле, он довольно скоро стал сочинять музыку. Свой первый опус – этюд для фортепиано он написал в 13 лет, а после этого постоянно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре подруга сестры, С.Г. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме имени Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.

Зимой 1927–1928 года Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с большой симпатией и сказал, что прежде всего необходимо закончить среднее образование в Ельце и затем учиться в Москве. Тут же он написал рекомендательное письмо в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное количество нотной литературы. С этим богатством он уехал к себе в Елец. Через год, весной 1929 года, Тихон окончил школу-девятилетку. Нужно было окончательно решать, что делать дальше, но с музыкой расстаться было уже невозможно. Он написал письмо М.Ф. Гнесину, где спрашивал, выйдет ли из него композитор. Михаил Фабианович прислал теплый ответ, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных.

Этим советом и решилась судьба Тихона Хренникова – он стал студентом. В техникуме занимался по двум специальностям: в классе рояля у Э.Г. Гельмана и в классе композиции у М.Ф. Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И. Литинского. По классу рояля Тихон продвигался довольно быстро и уверенно, играл Листа, Бетховена, Рахманинова. К концу обучения в техникуме он решил написать фортепианный концерт. В процессе работы советовался с В.Я. Шебалиным; благодаря ему переосмыслил все написанное, делал новое, заслужив его похвалу. Почувствовав в себе уверенность, стал сочинять с невероятной легкостью.

В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на 2-й курс консерватории, в класс В.Я. Шебалина. К моменту перехода на 3-й курс он завершил свой фортепианный концерт и исполнил его на экзамене. Этот факт, датированный 1933 годом, по праву вошел в творческую биографию великого композитора.

В том же году Тихона Хренникова пригласили работать в Московский детский театр, которым руководила Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе «Мик», написанной для театра Николаем Шестаковым. На премьере музыку к спектаклю приняли хорошо. В 1933 году состоялся первый публичный концерт. Это было в Воронеже, куда Т. Хренникова пригласил известный дирижер Н.П. Аносов. Так состоялось боевое крещение, Тихон Хренников узнал, что такое успех. К великому сожалению, творчески продуктивный 1933 год оказался отмеченным трагическим событием – умер отец.

Вскоре Т. Хренников принял участие в радиопрограмме, предназначенной для Америки. Там он играл свой первый концерт, получил приветственные послания от американских коллег-музыкантов. Много лет спустя, в 1959 году, во время поездки в Америку произошла трогательная встреча с композитором Самюэлем Барбером, который писал письма Т.Н. Хренникову после той передачи.

В 1934 году Тихон Николаевич (он тогда еще был студентом 4-го курса консерватории) приступил к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории. Звучала ярко и имела большой успех. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т.Н. Хренников исполнил свой концерт вместе с А. Мелик-Пашаевым. Это было первое международное выступление. Симфония была включена в репертуар знаменитым Леопольдом Стоковским, исполнялась в Америке и имела большой успех. Вслед за Стоковским она вошла в репертуар Юджина Орманди.

В консерватории педагогом по фортепиано Т. Хренникова был великий Г. Нейгауз. Он очень хорошо относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем – Леопольдом Годовским, который также хвалил и поддерживал Тихона Николаевича. Имя Хренникова стало приобретать известность, появляться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил В.И. Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко (великая честь для юного музыканта), они договорились вместе искать сюжет для будущей работы, которая будет непременно посвящена современной теме. Хренников был счастлив знакомством и предложением Владимира Ивановича. В конце долгих поисков и раздумий они остановились на постановке оперы по произведению Вирта «Одиночество». Либретто писал известный драматург А.М. Файко. Работа продвигалась неспешно.

Тем временем Хренников, которого после премьеры Первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова – написать музыку к спектаклю «Много шума из ничего». Эту музыку Хренников писал на стыке 1935–1936 годов. Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. В спектакле принимали участие мэтры – Р. Симонов, Ц. Мансурова, Д. Дорлиак. В это время в Москве был Л. Фейхтвангер. Он присутствовал на спектакле, восторгался им и музыкой, и описал его в книге «Москва 1937г.».

За полгода до премьеры спектакля состоялись выпускные экзамены в консерватории. Состав комиссии не требует комментариев: С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. И тут произошло нечто неожиданное. Тихон Хренников, уже известный, исполняемый композитор, по специальности получил четверку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и никогда не праздновать свои победы и успехи. Сосредоточиться только на своем деле.

После успеха спектакля «Много шума из ничего» театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке – «Дон Кихот» М. Булгакова. Он написал к ней несколько песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю «День рождения» В. Киршона.

Шел 1937 год, и вновь, как в 1933 году, творческий успех для Т. Хренникова сочетался с личной драмой. Он увлеченно работает над оперой, крепнет его дружба с В.И. Немировичем-Данченко. И вдруг арест братьев Николая и Бориса. Тихон Николаевич предпринял все, что мог: писал письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли.

К октябрю 1939 года была завершена опера «В бурю», и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. Вскоре на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания. В конце 1939 года премьера оперы состоялась также в Саратове.

В том же году по просьбе И. Пырьева Т. Хренников пишет музыку к фильму «Свинарка и пастух». Пишет с увлечением. Мелодии ему удаются. Люди полюбили фильм, полюбили и песни. Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась война, жена с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делает акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали «Все за Родину», «Есть на свете хороший городок», «Прощание». По сюжету песни «Прощание» был сделан фильм под названием «Возвращайся с победой».

В 1941 году Хренников отправился в Свердловск – навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А.Д. Попов. Они познакомились. Попов предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а также написать музыку к пьесе «Давным-давно» А. Гладкова. Можно без малейшего преувеличения сказать, что эта удивительно оптимистичная музыка, написанная Т. Хренниковым, согревала и согревает сердца и души многих миллионов людей в течение десятилетий. Она остается любимой и сейчас.

В тревожном 1942 году в Лондоне состоялся камерный концерт из произведений советских композиторов. В его программу вошел «Танец» Т. Хренникова. Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над Второй симфонией, и в январе 1943 года она исполняется в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. Это было последнее сочинение, которое слушала по радио мать Тихона Николаевича, – в марте 1943 года она скончалась.

В 1943 году И. Пырьев и поэт-сценарист В. Гусев предложили Хренникову написать музыку к фильму «В шесть часов вечера после войны». Картина вышла на экраны в 1944 году. Песни из фильма стали популярны мгновенно и надолго. А «Марш артиллеристов» из этой ленты артиллеристы сделали чуть ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Хренникова.

Весной 1945 года Т.Н. Хренников вместе с М. Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию В. Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены совершенно невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Выступали в военных частях, госпиталях, и всюду их принимали восторженно. Вернулись они в Москву только в июне.

По возвращении в Москву Тихон Николаевич приступает к работе над новой оперой. В свое время Немирович-Данченко предложил ему сюжет «Фрола Скобеева». Работа продолжалась около трех лет. Параллельно Хренников пишет музыку к нескольким фильмам: «Поезд идет на Восток», «Кавалер Золотой Звезды», «Донецкие шахтеры» и др.

В 1949 году работа над оперой «Фрол Скобеев» была завершена и композитор сыграл ее в театре Станиславского и Немировича-Данченко. К 1950 году спектакль был окончательно готов. Прошла генеральная репетиция. Однако оперу запретили. Хренников, к этому времени уже секретарь Союза композиторов СССР, решился написать письмо Сталину. Письмо дошло до адресата. В результате оперу разрешили. Был сделан новый вариант постановки, и она появилась под названием «Безродный зять». Впоследствии опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом.

В 1957 году в Большом театре состоялась премьера следующей оперы Хренникова-«Мать» по произведению М. Горького. Постановку осуществил Н. Охлопков, дирижировал Б. Хайкин. Опера была поставлена и в Кировском театре в Ленинграде, и в Горьковском театре оперы и балета.

1958 год был годом работы над скрипичным концертом. В 1959 году партитура Первого скрипичного концерта была закончена. Скрипичную партию отредактировал сам Коган, он же был и его первым исполнителем. Вслед за этим концертом был написан виолончельный концерт, завершенный в 1964 году, и исполненный Ростроповичем вместе с Г. Рождественским в Большом зале Московской консерватории. Позже Ростропович исполнял его в Карнеги-холле и прислал оттуда телеграмму с сообщением о большом успехе.

В те годы Т. Хренников успешно работает в разных жанрах. Им написаны оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь». Для театра Н. Сац готовит оперу «Мальчик-великан», много концертирует.

В 1972 году Т. Хренников выпускает Второй фортепианный концерт и приступает к работе над Вторым скрипичным концертом, который позже исполнил Игорь Ойстрах. В середине 1970-х годов он возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Госоркестре под управлением Е. Светланова, потом вошла в репертуар других отечественных и зарубежных дирижеров и оркестров.

В эти годы Большой театр предложил Хренникову написать балет. В 1976 году состоялась премьера балета «Любовью за любовь». Он был поставлен затем во многих театрах страны и за рубежом. В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета – «Гусарская баллада».

В 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт. Затем последовали: опера «Доротея» (по комедии Шеридана «Дуэнья»), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы «Золотой теленок» и «Голый король» (по Ильфу и Петрову). Премьера последней состоялась весной 1988 года в Ленинграде, в Малом оперном театре в постановке Гаудассинского. После этого композитор решил, как бы, поставить точку в оперном репертуаре и решил заняться камерными жанрами. Осенью 1988 года сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира.

Тихон Николаевич постоянно за работой. На сцене Кремлевского Дворца съездов с успехом идет его новое произведение – балет «Наполеон Бонапарт», а вскоре на той же сцене состоится премьера еще одного балета – «Капитанская дочка».

Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую жизнь. В его музыке – музыкальный портрет XX века. Эта музыка никогда не теряла молодости, духа, оптимизма. И сегодня она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает своим темпераментом. Он никогда не изменял себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве.

Более четырех десятилетий Тихон Хренников стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета вначале по Сталинским, потом – по Государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. В Московской Государственной консерватории у него замечательный класс. Ученики разных выпусков обожают своего профессора.

Тихон Хренников – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академик Национальной академии кинемато-графических искусств и наук России.

Его идеалами в музыке были и остаются И.С. Бах, П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Живет и работает в Москве.

Материла с сайта http://www.biograph.ru/ 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС