Иоанн Сан-Францисский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоанн Сан-Францисский

1902-1989

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоанн Сан-Францисский

Странник (архиеп. Иоанн Сан-Францисский, в миру кн. Димитрий Алексеевич Шаховской) (23.08.1902—30.05. 1989), поэт. Учился в Александровском лицее. Стихи начал писать в детстве. Уехал из России в 1920. Окончил Лувенский университет (Бельгия). В Брюсселе участвовал в клубе русских литераторов «Единорог» (др. участники — Г. Цебриков, Л. Страховский, К. Льдов, И. Наживин). В 1926 был редактором «Благонамеренного», названного так в память о журнале, издававшемся в пушкинское время с участием предка Странника — кн. Шаховского. Первое свое стихотворение Странник опубликовал в «Русской мысли» в 1922. До принятия монашества выпустил в 1920-е под фамилией Шаховской сборники: «Стихи», «Песни без слов», «Предметы». В 1926 принял постриг на Афоне. В 1930-е под именем архимандрита Иоанна вышли его книги: «Размышления о религиозности Пушкина», «Пророческий дух в русской поэзии», «Толстой и церковь». Сборник «Странствия» (первый под псевд. Странник) вышел в 1960. В 1966 опубликована ритмически монотонная «Книга лирики». В ней, однако, «нельзя не почувствовать духовную высоту». В 1960—1980-е Странник издал еще 6 сборников и поэму «Упразднение месяца» (1968), вышедшую в 1977 во 2-й редакции под названием «Поэма о русской любви». «Это поэма освобождения от одиночества и безумного безбожия» (Плетнев Р.). Проповеднический тон, склонность к дидактическим афоризмам, обилие книжных аллюзий, религиозная символика — характерные черты стихотворческой манеры Странника. Последний сборник — «Удивительная земля» — издан в 1983. Наследие Странника включает избранное (в т. ч. 2 автобиографических тома и «Переписка с Кленовским»). За 18 дней до кончины, очнувшись от забытья, Странник объявил о точном дне своей смерти.

+ + +

Иоанн Сан-Францисский (в миру Шаховской Дмитрий Алексеевич), архиепископ (23.08[15.09].1902—1989), князь, поэт, писатель, литературный критик, философ и богослов. Родился в Москве. В 1915 поступил в Александровский лицей, который не закончил из-за начавшейся революции. В 1918—20 принимал участие в гражданской войне на юге России, с 1920 — в эмиграции. В 1922 поступил на экономическое отделение Лувенского университета (Бельгия), а затем перевелся на историческое отделение философско-словесного факультета. В 1925—26 издавал журнал «Благонамеренный», к сотрудничеству в нем привлекаются И. А. Бунин, В. Ф. Ходасевич, А. М. Ремизов, М. И. Цветаева, Г. В. Адамович, Мочульский и др. В 1926 на Афоне принял монашеский постриг и был наречен Иоанном, после чего поступил в Русскую духовную академию в Париже, где под руководством Булгакова подготовил богословский доклад «Об именах Божиих». Ни одна из теоретических работ Иоанна, как правило, не обходится без философско-критического анализа отдельных произведений или творчества в целом того или иного русского писателя. Наибольшее внимание его привлекает творчество Толстого и Достоевского. В книге «К истории русской интеллигенции» содержатся разделы «Революция Толстого», «Великий Инквизитор Достоевского». Толстой и Достоевский олицетворяют для Иоанна как бы 2 полюса русской интеллигенции в ее отношении к Иисусу Христу и Православной церкви. «Философско-социальные и моралистические идеи Толстого, — пишет он, — вытекали из его установившегося в к. 70-х миросозерцания. В этих идеях, какова бы ни была их тема, Толстой почти всегда высказывает правду одновременно с неправдой. Неправду — в правде и правду — в неправде. Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид». «Идеологическая работа» Толстого по разложению русской государственности и подрыву православной веры, приходит к выводу Иоанн, была разрушительнее «многих революционных пироксилинов и динамитов». Достоевский, в противоположность Толстому, не породил «изма», он свободен от партийности, свободен от всех и открыт всем. «В сущности, — пишет Иоанн, — весь мир уже находится в “Обществе Достоевского”». На какую бы тему ни писал Иоанн, в центре его раздумий — судьба России и русского народа в XX в. «Атеистический максимализм, — по его словам, — вышел не только из иностранных недр; он выполз, вылетел, как саранча, из собственной русской греховности и материалистичности… И мы, пастыри Русской церкви, может быть, более всех виновны в том, что не защитили своего стада от волков воинствующего атеизма».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Иоанн Сан-Францисский (в миру Дмитрий Алексеевич Шаховской, князь) (23.08(5.09). 1902, Москва - 30.05.1989, Сан-Франциско) - поэт, писатель, литературный критик, философ и богослов. В 1915 году поступил в Александровский лицей, который не закончил из-за начавшейся революции. В 1918—1920 годы принимал участие в Гражданской войне на юге России, с 1920 года - в эмиграции. В 1922 году поступил на экономическое отделение Лувенского университета (Бельгия), а затем перевелся на историческое отделение философско-словесного факультета. В 1925 -1926 годы издавал журнал «Благонамеренный», к сотрудничеству в нем привлекаются И. А. Бунин, В. Ф. Ходасевич, А. М. Ремизов, М. И. Цветаева, Г. В. Адамович, Мочульский и др. В 1926 году на Афоне принял монашеский постриг и был наречен Иоанном, после чего поступил в Русскую духовную академию в Париже, где под рук. Булгакова подготовил богословский доклад «Об именах Божиих». В 1932 году митрополит Евлогий назначил Иоанна настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине, где он и оставался до весны 1945 года. В январе 1946 году после короткого пребывания в Париже переехал в США, где сначала был священником в Лос-Анджелесе, потом епископом Бруклинским и, наконец, епископом и архиепископом Сан-Францисским. Ни одна из теоретических работ Иоанна, как правило, не обходится без философско-критического анализа отдельных произведений или творчества в целом того или иного русского писателя. Наибольшее внимание его привлекает творчество Толстого и Достоевского. В книге «К истории русской интеллигенции» содержатся разделы «Революция Толстого», «Великий Инквизитор Достоевского».

Толстой и Достоевский олицетворяют для Иоанна как бы два полюса русской интеллигенции в ее отношении к Иисусу Христу и православной церкви. «Философско-социальные и моралистические идеи Толстого, - пишет он, - вытекали из его установившегося в конце 70-х годов миросозерцания. В этих идеях, какова бы ни была их тема, Толстой почти всегда высказывает правду одновременно с неправдой. Неправду - в правде и правду - в неправде. Религиозная неправда его оплетается вокруг его религиозной правды, как лиана вокруг дерева, и иссушает дерево. Правда христианская, как зеленый плющ, обвивается вокруг мертвого дерева толстовских идей и придает этому дереву цветущий вид» (с. 267). «Идеологическая работа» Толстого по разложению русской государственности и подрыву православной веры, приходит к выводу Иоанн, была разрушительнее «многих революционных пироксилинов и динамитов».

Достоевский, в противоположность Толстому, не породил «изма», он свободен от партийности, свободен от всех и открыт всем. «В сущности, - пишет Иоанн, - весь мир уже находится в «Обществе Достоевского» (с. 523). На какую бы тему ни писал Иоанн, в центре его раздумий - судьба России и русского народа в XX веке. «Атеистический максимализм, - по его словам, - вышел не только из иностранных недр; он выполз, вылетел, как саранча, из собственной русской греховности и материалистичности... И мы, пастыри Русской Церкви, может быть, более всех виновны в том, что не защитили своего стада от волков воинствующего атеизма» (с. 404). Трагическим символом России Иоанн, как и Чаадаев, считает безгласный и расколотый «царь-колокол». «Предвестие о падении православной России прозвучало над страною в падении Царя-Колокола... - пишет он. - Этот лежащий во прахе Царь-Колокол Кремля остается до наших дней символом недостигнутой цели русского народа».

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 231-232.

Сочинения: Собр. избр. трудов. Нью-Йорк - Париж, 1965-1977. Т. 1-5; Избранное. Петрозаводск, 1992 (все цитаты - по этому изданию); К истории русской интеллигенции: (Революция Толстого). М., 2003.

Литература: Бердяев Н. А. О гордости смиренных. Ответ иеромонаху Иоанну // Путь. 1931 № 31; Зеньковский В. В. Рецензия на книгу «Записки о любви к Богу и человеку» II Вестник РСХД. 1959. № 53.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. избр. трудов. Т. 1—5. Нью-Йорк—Париж, 1965—77;

Избранное. Петрозаводск, 1992.

Стихи. Париж, 1923; Песни без слов. Брюссель, 1924; Предметы. Брюссель, 1926; Странствия. Нью-Йорк, 1960; Книга лирики. Париж, 1966; Упразднение месяца. Нью-Йорк, 1968; Нескучный сад. Сан-Франциско, 1970; Созерцания. Сан-Франциско, 1971; Избрание тишины. Калифорния, 1971; Избр. лирика. Стокгольм, 1974; Иронические письма. Мюнхен, 1975; Поэма о русской любви. Париж, 1977; Удивительная земля. Б. м., 1983.

Литература:

Бердяев Н. А. О гордости смиренных. Ответ иеромонаху Иоанну // Путь. 1931 № 31;

Зеньковский В. В. Рецензия на книгу «Записки о любви к Богу и человеку» II Вестник РСХД. 1959. № 53.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС