Канси, Сюань-Е
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Канси, Сюань-Е

1654-1722

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Канси, Сюань-Е

Канси (1654-1722), император (с 1662) династии Цин в Китае. При Канси завершено завоевание Китая маньчжурами. Проводил агрессивную политику в отношении соседних стран и народов.

+ + +

Канси (1654-1722). Третий сын Шуньчжи, второй император династии Цин в Китае (1662—1722). Взошел на престол империи после смерти отца в возрасте восьми лет; среди регентов был Обой — глава могущественной клики родственников. В 1669 г. Канси избавился от Обоя, взял бразды правления в свои руки и повел умеренно примирительную политику, чтобы обеспечить себе поддержку образованных китайцев. Он совершил шесть путешествий на юг империи, инициировал несколько крупных научных проектов и положил начало территориальному расширению на западе. На смертном одре назначил преемником четвертого сына — Юнчжэна.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 274.


Канси (личное имя - Сюань Е; посмертное храмовое имя - Шэн-цзу; Канси - девиз эры правления) (4.V.1654 - 20.XII.1722) - император (с 1662) маньчжурской династии Цин в Китае. При нем с помощью европейцев временно были подавлены очаги сопротивления китайского народа маньчжурам на Юге и Юго-Западе, на о. Тайвань и завершено завоевание Китая. С целью предотвращения народных выступлений Канси сделал ряд уступок крестьянам, ремесленникам и торговцам. Вместе с тем жестоко подавлял многочисленные народные выступления, подвергал террору участников антиманьчжурских движений, в том числе патриотически настроенную интеллигенцию; положил начало так называемой "литературной инквизиции" ("тюрьмы письменности"). Покровительствовал иезуитам, стремясь использовать их помощь в борьбе с китайцами. В 1691 году захватил Халху, начал войны с Джунгарским ханством. При Канси укрепилась власть маньчжурской династии в Тибете, был навязан России Нерчинский договор 1689 года. Канси способствовал восприятию отсталыми завоевателями китайских форм государственного правления, языка, идеологии, прежде всего конфуцианства. По его распоряжению было начато составление самого полного иероглифического словаря в Китае, назвавнного "Канси цзыдянь".

Г. Я. Смолин. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.


Канси, Сюань-Е (1654-1722) - китайский император Цинской (манчжурской) династии. При нём было завершено покорение Китая манчжурами, завоёваны Монголия и Тибет и завязаны дипломатические и торговые отношения с Россией.

Канси уступил на престол в 1661 году. До 1669 года власть фактически находилась в руках одного из четырёх регентов - Обои.

Канси прежде всего стремился подчинить новой династии все китайские территории. В 1673 году он решил уничтожить фактически независимые феодальные княжества Южного Китая и отдал приказ о ликвидации самостоятельных войск южных князьков, так называемых наместников провинций Юньнань, Гуйчжоу, Фуцзянь и Гуандун. В ответ на это южные феодалы во главе с У Сан-гуем подняли восстание. К ним присоединились широкие слои китайского населения. Восстание приобрело характер патриотической борьбы за изгнание манчжур из Китая. В 1681 году, после 8 лет ожесточённой борьбы, Канси удалось подавить врагов.

В 1683 году войска и флот Канси захватили Формозу, и с этого времени она вошла в состав Китая.

Канси вёл длительную борьбу с ойратами. Возвысившееся Джунгарское ханство ойратов (западно-монгольских племён) мешало завоевательной политике Китая, направленной против Средней Азии и Тибета, и угрожало торговым путям между Китаем и Россией. В 1688 ойраты вторглись в Халху (Внешняя Монголия), угрожая Китаю. В 1690 году войска Канси изгнали ойратов из Внешней Монголии и включили последнюю в состав Китая, а халхаские князья признали себя вассалами Канси. В 1715 году Канси начал новую воину с ойратами, которая длилась свыше 40 лет и закончилась уже при преемниках Канси полным завоеванием ойратского ханства.

В 1720 году Канси организовал военную экспедицию в Тибет, изгнал оттуда джунгар и присоединил Тибет к Китаю.

При Канси укрепились дипломатические связи Китая с Европой и в первую очередь - с Россией.

К середине 17 веке русские, завоевав Сибирь, продвинулись в Приамурье.

Стремясь к захвату Монголии и не желая допустить закрепления русских на манчжурской границе, Канси решил изгнать русских с левого берега Амура. Его войска дважды осаждали и разрушали крепость Албазин.

Правительство царевны Софьи не решалось вести серьёзную войну с Китаем. Мир с Россией нужен был и Канси, так как он в то время готовился к войне против ойратов и рассчитывал на русский нейтралитет. В результате миссии Головина (...) в 1689 году был подписан Нерчинский договор (...) - первый договор Китая с европейской державой, служивший в продолжение 70 лет основой для довольно тесных дипломатических и весьма интенсивных торговых отношений между Россией и Китаем.

В 1715 году по настоянию Петра I в Бэйпине был построен православный храм и подворье для 45 руссках казаков, уведённых в Бэйпин китайцами после взятия Албазина, и учреждена русская духовная миссия (...).

В 1720 году Пётр I направил в Бэйпин для заключения договора посольство Измайлова. Посол был милостиво принят самим императором Канси, который просил Измайлова передать своему государю, "чтобы он берёг себя и не слишком доверялся морю и что нет причин для какого-либо неудовольствия между Китаем и Россией". Но торговый договор заключён не был, в частности потому, что русские предоставляли убежище монголам антикитайской ориентации, бежавшим из страны, приняли в России джунгарского князя, с которым Китай вёл войну, и медлили с размежеванием русско-китайских земель.

Укреплению связей Китая с Европой при Канси в большой мере способствовали христианские миссионеры, особенно иезуиты, проводники иностранного влияния в Китае. В 1692 году Канси издал указ, которым легализовалась миссионерская деятельность и ей оказывалось покровительство. Французским миссионерам, вылечившим императора от малярии хинином, впервые в истории Китая было разрешено выстроить свой храм в пределах "запретного города". Миссионеры, особенно иезуиты, использовались на государственной службе в качестве переводчиков, внешнеполитических и военных советников, врачей, учёных - механиков, математиков, астрономов и т.д. Так, миссионеры Адам Шаль и Вербист помогли вооружить китайскую армию новыми пушками. Иезуиты Жербильон и Перейра играли важную роль во время русско-китайских переговоров в Нерчинске.

Однако возросшее вмешательство миссионеров во внутрикитайские дела и их интриги при дворе ухудшили отношение к ним Канси. В 1705 году римский папа прислал в Бэйпин своего легата Шарля де Турнон, который так называемый Нанкинским эдиктом решительно запретил участие китайцев-христиан в национальных обрядах. Второго посла, присланного Ватиканом, Канси не принял, заявив, что не потерпит постороннего вмешательства в дела своих подданных.

Затем был издан ряд императорских указов, угрожавших смертью за проповедь, направленную против национальных китайских обычаев, требовавших для каждого проповедника особою императорского разрешения и даже предписывавших изгнание из Китая всех миссионеров, кроме иезуитов.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.


Царствование Канси (1662-1722): замирение

В 1661 г. император Шуньчжи умер от ветряной оспы и оставил престол своему шестилетнему сыну Сюанье, который под девизом Канси царствовал шестьдесят лет. Первоначально власть была передана четырем регентам-маньчжурам: Сони (ум. 1667), Суксахе (ум. 1667), Эбилуню (ум. 1674) и самому могущественному — Обою (1610? —1669), который и захватил власть, лишив ее как императора, так и своих соправителей (в частности, Суксаху он в 1667 г. велел казнить). Обой продолжал довольно жесткую политику по отношению к китайцам, что вызывало в тех вражду к маньчжурам. В 1669 г. Канси, которому еще не исполнилось шестнадцати лет, при поддержке своей бабки — вдовствующей императрицы (которой при регентстве номинально принадлежал высший политический статус) — решился покончить с Обоем. Он осудил его на смерть за оскорбление императора и взял в свои руки бразды реальной власти. Он изменил политический курс: его целью было перетянуть на сторону своей династии китайских ученых чиновников или по крайней мере умерить их недовольство. Для этого он существенно китаизировал свое правительство, а в 1679 г. устроил специальный экзамен, чтобы привлечь ученых на самые почетные посты в империи. Он инициировал многочисленные научные проекты (см. гл. VII, раздел «Государственные научные проекты»), поощрял неоконфуцианство и совершил шесть путешествий на юг страны (1684, 1689, 1699, 1703, 1705, 1707), желая наглядно показать свою заинтересованность в этом крае — исконной колыбели ученых. За время своего правления он больше десяти раз отправлялся в поездки по стране, в том числе в столицы провинций, расположенных на западе. Чтобы показать, что он — истинный Сын Неба, достойный преемник прежних китайских императоров (см. гл. III, раздел «Император»), Канси побывал и в родном городе Конфуция в провинции Шаньдун, а также принес у священной горы Тай жертвы горным духам, чего не делал ни один минский император. Перестав относиться к отобранной у Минов территории как к завоеванной и по мере возможности приспосабливаясь к китайским политическим обычаям, Канси заложил реальные основы маньчжуро-китайской империи Цин.

В области внешней политики в его царствование началось продвижение далеко на запад, ставшее главным делом его преемников (см. гл. II, раздел «Империя Цин»). Одолев южных пиратов и мятеж трех князей-данников, император поставил перед собой две главные цели: сдерживать влияние Русского царства в Сибири и на севере своей империи, а также покорить монголов и тибетцев. Дело в том, что в XVII в. русские заметно продвинулись к востоку, основав укрепленные города по берегу реки Амур (Нерчинск в 1651 г., Албазин в 1651—1658 гг., Хабаровск в 1652 г.), что создавало угрозу цинским интересам на севере Маньчжурии и в районе нынешней Монголии. Чтобы сохранить контроль на севере над монгольскими племенами, Канси решил урегулировать русскую проблему дипломатическим путем. Это устраивало и другую сторону, которая всячески желала установить с соседним Китаем торговые отношения. В 1689 г. в Нерчинске встретились послы императора Канси и представители царя Петра I 1. По трактату, подписанному при этом случае и затем дополненному Кяхтинским договором 1727—1728 гг., была проведена граница между евразийскими гигантами и установлено русское дипломатическое представительство в Пекине.

Отношения Цинов с различными монгольскими союзами были далеко не столь мирными: Цины пытались играть на противоречиях монгольских племен и кланов, чтобы не дать им объединиться. Дело в том, что общее имя «монголы» объединяет разные народности, связанные близостью языка и сходным кочевым пастушеским образом жизни. При Цинах монголы делились на две большие группы, в свою очередь состоявшие из разных подгрупп: западные (главным образом ойраты, известные также под названием калмыков) и восточные (чагары и халха-монголы). К ойратской группе относятся и джунгары — народ, живущий в Джунгарии, расположенной к северу от Синьцзяна, за горами Тянь-Шань. Чагары, живущие к северу от Великой стены и к западу от Пекина, подчинились маньчжурам очень скоро — во время перехода власти от Мин к Цин.

Халха-монголы сначала, в эпоху завоевания (начиная с 1650 г.), были союзниками Цинов, а в 1680-е гг. стали их подданными, опасаясь мощи западных монголов. Именно последние нарушали стабильность империи Цин и вынуждали императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна решать проблему оружием. Джунгарам, предводителем которых поначалу был хан Галдан (1632? —1697), удалось, объединив ойратов, стать грозной политической и военной силой. Для Цинов возникла бы угроза, если бы и другие монголы, изменив им, усилили мощь джунгар. В 1696 г. Канси начал большую наступательную операцию и нанес войскам Галдана крупное поражение при Чамдо. Через год хан покончил с собой, но джунгары нашли нового предводителя — племянника Галдана. Лишь гораздо позже, в 1750-е гг., при императоре Цяньлуне, джунгарская проблема была решена окончательно.

Канси остался в памяти народа как просвещенный правитель, покровитель искусств и словесности, примиривший маньчжур с китайцами. Он был китайским подобием Людовика XIV, который, кстати, жил как раз в те же годы 2.

Примечания

1. Русское посольство было отправлено правительницей Софьей, но договор подписан уже после ее падения.

2. Годы самостоятельного правления Людовика XIV: 1661-1715.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 15-18.


Далее читайте:

Юнчжэн (1678-1735). Личное имя — Иньчжэн. Четвертый сын императора Канси. Император (1723—1735).

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Все о Китае и китайцах (справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС