Иммануил Кант
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Иммануил Кант

1724-1804

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иммануил Кант

Кант (Kant) Иммануил (1724— 1804) — нем. философ, основоположник классической немецкой философии. Свою философскую систему, исходящую из признания «вещей в себе» и их принципиальной непознаваемости, Кант применяет к проблемам религии и морали. Рассматривая источники, роль и возможности гносеологических категорий, Кант отказывает в познавательной ценности категориям богословия, которые не могут быть теоретически обоснованы. В «Критике чистого разума» Кант исследует и опровергает все традиционные доказательства бытия бога, неприемлемые, по Канту, для чистого разума, и распространяет это опровержение и на доказательства бессмертия души. В сочинение «Религия в пределах только разума» Кант полагает, что т. н. «историческое христианство» имело известное положительное значение лишь для незрелого состояния человечества и должно уступить место христианству, понимаемому как нравственное учение. Кант доказывает, что , все религиозные таинства и обряды суть иллюзии и лжеслужение богу, значительно усиливая тем самым идущий от протестантства. Реформации отказ от большинства традиционных таинств и придавая чисто символический смысл оставшимся. Критика Кантом официального схоластического богословия, приложимая к католической теологии и т. н. протестантскому рационализму, привела к тому, что католическая церковь внесла сочинения Канта в «Индекс запрещенных книг», а прусское правительство запретило Канту излагать свои взгляды с университетской кафедры. Но в намерения Канта отнюдь не входил полный отказ от религии. Он говорил, что ему пришлось ограничить знание, чтобы дать место вере. Бытие бога и бессмертие души, неприемлемые для чистого разума, по Канту, необходимо принять как постулаты практического разума, вытекающие из требований морали. В «Критике практического разума» Кант фактически отождествляет религию и нравственность. Внутренний нравственный закон (категорический императив) довлеет сам себе и не нуждается в религии, но его наличие, по Канту, свидетельствует о бытии бога, как установившего высший нравственный порядок. Получается, что, опровергнув традиционные доказательства бытия бога, Кант заменяет их своим новым, нравственным доказательством. Критическая философия Канта, как и его «моральная теология», оказала длящееся до сих пор значительное влияние на протестантское богословие, в части, на его либерально-критического ответвления, на специально разрабатывавшуюся протестантскую этику 19—20 веков, а в отдельных случаях способствовала выходу религиоведческих исследований за пределы теологии. В рамках же конфессиональной официальной теологии критика Кантом способствовала открытому и окончат, отказу большинства протестанстких церквей и деноминаций от христианской апологетики, исходя из убедительно доказанной Кантом невозможности защиты вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 123-124.


Вернуться на главную страницу Канта

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС