Каратеев Михаил Дмитриевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Каратеев Михаил Дмитриевич

1904-1978

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Дмитриевич Каратеев

Каратеев Михаил Дмитриевич (5[18].03(?).1904—24.10. 1978), писатель. Родился в дворянской семье. Потомок В.А. Жуковского, состоял в родстве с братьями Киреевскими. Отец Каратеева был высокообразованным человеком. Каратеев с детства впитал традиции большой дворянской культуры. 10-летним мальчиком был отдан в Полтавский кадетский корпус, подростком участвовал в Белом движении. В 1920 с врангелевскими частями эвакуировался из Крыма в Константинополь, затем, в 1924, — в Болгарию. С 1929 по 1933 учится в Бельгии и получает диплом инженера-химика. В 1938 встречает в Перу своего отца, ректора университета в Сан-Маркосе, живет в семье отца, работает по своей профессии. В 1944 переезжает в Уругвай в одну из русских колоний Южной Америки. В 1958 в Буэнос-Айресе выходит исторический роман Каратеева «Ярлык великого хана», в 1974 последовало второе, исправленное и дополненное автором издание романа. По словам Каратеева, его первый роман был встречен «с долей национальной удовлетворенности и душевного тепла». Каратеев «получил за минувшие 4 года несколько сот писем, и свыше 50 рецензий появилось в зарубежной русской прессе». Каратеев решает расширить границы своего повествования и превратить его в трилогию: в 1962 в Буэнос-Айресе выходит роман «Карач-Мурза (Тверь против Москвы)», в 1963 — роман «Богатыри проснулись». Трилогия дополнится двумя романами: «Железный хромед» (1966) и «Возвращение» (1967). Каратеев добросовестно и любовно подошел к изучению исторической эпохи. Помимо древнерусских и восточных источников в поле его зрения были исследования Б. Грекова, Д. Лихачева, исторические романы советских писателей. Первый роман Каратеева «Ярлык великого хана» повествует о судьбе Карачаевского кн. Василия: в результате сговора родственников-князей он теряет княжество — «ярлык великого хана» отдан др. князю. Василий едет в Орду восстанавливать справедливость. Во 2-й и 3-й книгах трилогии автор отдает важную роль Карач-Мурзе, сыну погибшего в орде Василия и его жены-татарки Фейзулы. В «Ярлыке великого хана» определились позиции Каратеева, его взгляды на задачи исторического романа. Следуя древнерусской традиции, Каратеев делает своими главными героями историю с ее подлинными действующими лицами. Закономерны эпиграфы из древнерусских летописей и произведений, предваряющие главы, развернутые примечания, комментарии: роман «Карач-Мурза открывается авторским введением — статьей, в которой анализируется общественно-политическое положение Руси и Орды в н. 2-й пол. XIV в. Каратеев выступает против разного рода нигилистических точек зрения на историю Руси. По убеждению Каратеева, общественные отношения на Руси испокон веков развивались своими собственными путями, не схожими с практикой др. народов. И вопреки мнению об отсталости Руси, Каратеев доказывает (на сравнении правовых норм), что «древняя средневековая Русь была гораздо гуманнее Запада». Каратеев резко возражает против норманнской теории. В Каратееве удачно сочетаются пытливый, эрудированный историк с художником, вглядывающимся во внутренний мир героев. Каратееву удалось избежать идеализации и модернизации героев. Писателю присущи историческое чутье и чувство меры. В романах любовно воссоздана особая атмосфера русского бытового уклада, описания детальны, излишнего этнографизма в них нет. Любовные сцены отличаются целомудренностью. Романы написаны добротным русским языком, писатель не злоупотребляет архаизмами (он близок к традиции А. Н. Толстого в «Петре Первом»).

В романах «Карач-Мурза» и «Богатыри проснулись» выдвигается тема Москвы и Дмитрия Донского, который, по мысли Каратеева, «заслуживает наречения великим» более, чем др. монархи. У писателя есть ряд претензий к роману С. П. Бородина «Дмитрий Донской», связанных с образом кн. Дмитрия Ивановича. Романы Каратеева содержат полемику с романом Бородина, в котором он увидел принижение роли кн. Дмитрия Ивановича. Каратеев работал и в жанре исторического очерка (сборники «Из нашего прошлого», «Арабески истории»). Его перу принадлежат очерково-документальные книги «Белогвардейцы на Балканах» и «Русские в Парагвае».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Писатель XX века

Каратеев Михаил Дмитриевич [5(18).3(?).1904, Фрайберг, Германия — 24.10.1978, Монтевидео] — прозаик.

Родился в дворянской семье. Потомок В.А.Жуковского, состоял в родстве с братьями Киреевскими. Отец Каратеева был высокообразованным человеком. Каратеев с детства впитал традиции большой дворянской культуры. 10-летним мальчиком был отдан в Полтавский кадетский корпус, подростком участвовал в Белом движении.

В 1920 с врангелевскими частями эвакуировался из Крыма в Константинополь, затем, в 1924 — в Болгарию.

С 1929 по 1933 учится в Бельгии и получает диплом инженера-химика.

В 1938 встречает в Перу своего отца — ректора университета в Сан-Маркосе — живет в семье отца, работает по своей профессии.

В 1944 переезжает в Уругвай, в одну из русских колоний Южной Америки.

В 1958 в Буэнос-Айресе выходит исторический роман Каратеева «Ярлык великого хана», в 1974 последовало 2-е, исправленное и дополненное автором издание романа. По словам Каратеева, его первый роман был встречен «с долей национальной удовлетворенности и душевного тепла», Каратеев «получил за минувшие четыре года несколько сот писем, и свыше пятидесяти рецензий появилось в зарубежной русской прессе» (Карач-Мурза (Тверь против Москвы). М., 1993. С.5-8). Каратеев решает расширить границы своего повествования и превратить его в трилогию: в 1962 в Буэнос-Айресе выходит роман «Карач-Мурза (Тверь против Москвы)», в 1963 — роман «Богатыри проснулись». Трилогия дополнится двумя романами: «Железный хромец» (1966) и «Возвращение» (1967). Каратеев добросовестно и любовно подошел к изучению исторической эпохи. Помимо древнерусских и восточных источников в поле его зрения были исследования Б.Грекова, Д.Лихачева, исторические романы советских писателей.

Первый роман Каратеев «Ярлык великого хана» повествует о судьбе карачевского князя Василия: в результате сговора родственников-князей он теряет княжество — «ярлык великого хана» отдан другому князю. Василий едет в Орду восстанавливать справедливость. Во второй и третьей книгах трилогии автор отдает важную роль Карач-Мурзе, сыну погибшего в Орде Василия и его жены-татарки Фейзулы. В «Ярлыке великого хана» определились позиции Каратеева, его взгляды на задачи исторического романа. Следуя традициям древнерусской литературы, Каратеев делает своими главными героями историю и ее подлинных действующих лиц. Закономерны эпиграфы из древнерусских летописей и произведений, предваряющие главы, развернутые примечания, комментарии: роман «Карач-Мурза» открывается авторским введением — статьей, в которой анализируется общественно-политическое положение Руси и Орды в начале второй половины XIV в. Каратеев выступает против разного рода нигилистических точек зрения на историю Руси. По убеждению Каратеева, общественные отношения на Руси испокон веков развивались своими собственными путями, не схожими с практикой других народов. И вопреки мнению об отсталости Руси, Каратеев доказывает (на сравнении правовых норм), что «древняя средневековая Русь была гораздо гуманнее Запада». Каратеев резко возражает против норманнской теории. В Каратееве удачно сочетаются пытливый, эрудированный историк с художником, вглядывающимся во внутренний мир героев. Каратееву удалось избежать идеализации и модернизации героев. Писателю присуще историческое чутье и чувство меры. В романах любовно воссоздана особая атмосфера русского бытового уклада, описания детальны, излишнего этнографизма в них нет. Любовные сцены отличаются целомудренностью.

Романы написаны добротным русским языком, писатель не злоупотребляет архаизмами (он близок к традиции А.Н.Толстого в «Петре Первом»).

В романах «Карач-Мурза» и «Богатыри проснулись» выдвигается тема Москвы и Дмитрия Донского, который, по мысли Каратеева, «заслуживает наречения великим» более, чем др. монархи. У писателя есть ряд претензий к роману С.П.Бородина «Дмитрий Донской», связанных с образом князя Димитрия Ивановича. Романы Каратеев содержат полемику с романом Бородина, в котором он увидел принижение роли князя Димитрия Ивановича.

Каратеев работал и в жанре исторического очерка (сборники «Из нашего прошлого», «Арабески истории»). Его перу принадлежат очерково-документальные книги «Белогвардейцы на Балканах» и «Русские в Парагвае». Велика заслуга Каратеев перед русской литературой: он оставил талантливые книги о своем далеком, утраченном, но не забытом и милом его душе Отечестве.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 153-154.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Русь и Орда: Т. I. Ярлык великого хана: Роман / Вступ. ст. О. Михайлова;

Русь и Орда: Т. II. Карач-Мурза (Тверь против Москвы): Роман. М., 1991;

Богатыри проснулись: роман. М., 1991;

Карач-Мурза (Тверь против Москвы): Роман;

Богатыри проснулись: роман. М., 1993;

Железный хромец. Возвращение: Романы, очерки. М., 1992.

Литература:

По следам конкистадоров: История группы русских колонистов в тропических лесах Парагвая. М., 1991.

 

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС