Карденаль Эрнесто |
|
р.1925 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Карденаль Эрнесто
(р.10.01.1925), никарагуанский поэт и литературный
критик; католический священник, участник
подпольной борьбы против диктатуры Сомосы, после победы
Сандинистской революции 1979 - министр культуры в
правительстве Никарагуа. Поэтические
сборники: "Час "О" (1960), "Эпиграммы"
(1961), "Псалмы", "В честь американских
индейцев" (оба 1969). Публицистика (книги "На
Кубе", 1972; "Евангелие на Солентинаме", 1975).
Для творчества Э.Карденаля характерны
лексическое многообразие, монументальность,
опора на реальный факт. Одной из перспективных фигур современной латиноамериканской поэзии критика почти единодушно называет никарагуанского поэта Эрнесто Карденаля (род. в 1925 г.). Выходец из богатой, аристократической и реакционной по своим взглядам семьи, Карденаль получил философское и филологическое образование в Мексике и США, много путешествовал по странам Латинской Америки, побывал в Европе, а в 1954 году активно участвовал в попытке вооруженного свержения никарагуанского диктатора Сомосы. Восстание не удалось. Карденаль эмигрировал в США, где постригся в монахи. В 1965 году, будучи уже известным писателем, Карденаль принял сан священника и поселился на одном из островков архипелага Солентинаме, расположенного в водах крупнейшего в Центральной Америке озера Никарагуа. Там с небольшой группой единомышленников этот священник-поэт ведет отшельнический образ жизни, отдавая все свое время размышлениям о судьбах мира, ручным ремеслам, общению с природой и поэзии. Творчество Карденаль знаменует новый этап в общественном сознании многомиллионных масс верующих и значительной части священнослужителей в латиноамериканских странах. И хотя после трагических событий 1954 года в Никарагуа поэт непосредственно не участвует в вооруженной борьбе против диктаторских режимов и североамериканского империализма, его стихи при всем их религиозном подтексте вошли в арсенал мировой революционной поэзии наших дней. Эрнесто Карденаль - яркий представитель «левой», или «мятежной», церкви Латинской Америки, выдвинувшей с 50-х годов XX века таких искренних и последовательныы борцов за социальную справедливость, как, например, колумбийский священник Камилио Торрес, который возглавил партизанский отряд и погиб в стычке с карателями в 1966 году.. В 50-е годы Карденаль пишет поэму «Уокер в Никарагуа» (1950)— об оккупации его родины североамериканским авантюристом Уокером, который хотел присоединить Центральную Америку к США и превратить ее в рабовладельческую зону. К этому же десятилетию относятся его знаменитые эпиграммы, направленные против диктатуры Самосы и впоследствие изданные отдельным сборником («Эпиграммы», 1961). В 1960 году выходят две книги, окончательно утвердившие Карденаля как выдающегося мастера стиха: «Час «О» и «Геземани, Ки». Из четырех поэм первой книги одна, посвященная национальному герою, революционному генералу Сесару Аугусто Сандино (1895—1934), вошла в золотой фонд новейшей политической поэзии континента; во втором сборнике, написанном во время пребывания в одном из монастырей штата Кентукки, отражены размышления и впечатления поэта от пресловутого «американского образа жизни». В дальнейшем Карденаль публикует сборники «Псалмы» (1964), «Молитва за Мэрелин Монро и другие стихи» (1965), «Хвала американским индейцам» (1965), «Жизнь в любви» (1970), «На Кубе» (1972). Несмотря на принадлежность Карденаль к официальной католической церкви, религиозные мотивы преломляются в его поэзии незначительно и в опосредованной форме. Считая предшествующую латиноамериканскую поэзию слишком субъективной, слишком лирической и слишком оторванной от действительности, Карденаль вслед за Вальехо и Нерудой провозглашает принцип максимальной ясности и доходчивости стиха до любого, даже самого неискушенного читателя. В то же время, признавая влияния на свое творччство некоторых североамериканских поэтов (в частности, Ээры Паунда), он отвергает четкие разграничения между поэзией и прозой: по его мнению, не существует тем или художественных элементов, свойственных только поэзии или только прозе. Все, что можно выразить в рассказе, эссе или романе, можно сказать и в стихотворении. Поэтому Карденаль широко использует в своих полустихах, полупрозаических произведениях материалы статистики, отрывки из писем, газетных статей и различных документов, включая старинные хрони-кн, народные шутки и анекдоты, одним словом, все, что считалось абсолютно чуждым поэтическому способу выражения. О социальной действенности стихов Карденаля свидетельствует тот факт, что они часто распространялись в виде листовок, публично декламировались на политических митингах, становились поводом для полицейских преследований. Сам поэт сказал так: «Поэт должен быть во всех отношениях настоящим человеком, цельным человеком, и в этом смысле он также должен быть человеком, который интересуется проблемами своего народа, политикой, экономическим положением, а следовательно, и занимать в своей жизни революционную позицию». Использованы материалы сайта http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats4/st7.ht... Здесь читайте:А.Тарасов. Между вулканами и партизанами
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|