Катков, Михаил Никифорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Катков, Михаил Никифорович

1902-1966

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Никифорович Катков

Катков Михаил Никифирович (1(13). 02.1818 (по др. данным, 6(18). 11.1817), Москва - 20.07 (1.08).1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.) - публицист, философ, общественный деятель. Родился в семье чиновника Московского губернского правления. После ранней смерти отца был отдан в Преображенское сиротское училище. Среднее образование завершил в 1-й Московской гимназии и пансионе проф. М. Г. Павлова. В 1834 году был зачислен на словесное отделение Московского университета, который окончил в 1838 году со степенью кандидата. Во время учебы примкнул к кружку Станкевича, сблизился с М. А. Бакуниным и Белинским. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» (1838-1839) и «Отечественных записках» (1839-1840). В 1840-1841 гг. прослушал в Берлинском университете курс философии у Ф. Шеллинга. Возвратившись в Россию, работал домашним учителем в семействах Голицыных, Римских-Корсаковых, Талызиных. В 1845 году, после защиты магистерской диссертации «Об элементах и формах славяно-русского языка», назначается адъюнктом (помощником профессора) вновь созданной в Московском университете кафедры философии. Преподавал философию истории, логику, психологию. После правительственного распоряжения 1850 году о прекращении преподавания философии Катков занял должность редактора университетской газ. «Московские ведомости», которой руководил почти 30 лет (1850-1855, 1863-1887). В 1856 году Ученый совет Московского университета утвердил его в звании и. о. профессора истории русской и всеобщей литературы, но он отказался от кафедры, предпочитая редакторскую деятельность в новом общественно-политическом журнале «Русский вестник» В начало 60-х годов Катков вводит в обиход термин «нигилизм» для обозначения полного отрицания, проповеди разрушения ради разрушения, отсутствия положительных взглядов адептов «теорий, создаваемых из ничего» (причисляя к ним Чернышевского и других «шестидесятников»). Все это изменило отношение правительства к Каткову, который сам числился в списках неблагонадежных литераторов, и он в 1863 году получает вместе с профессором Московского университета П. М. Леонтьевым в аренду газету «Московские ведомости». В своей публицистике Катков развернул аргументацию в пользу консерватизма и монархии. Он следует положениям так называемой органической теории: на определенном этапе развития культурно-исторического организма формируется духовный организм, складываются общественные отношения, из которых развивается государство, в народе пробуждается «самосознательный» и свободный дух.

Катков считает, что свобода возможна только там, где присутствует власть, способная защитить личную свободу людей, и, таким образом, пытается включить «свободу» как конструктивный элемент в основы государственности и общественности. С его точки зрения, ослабление власти неизбежно порождает смуту, в результате — начинается разложение, «совершаются насилия», «колеблются основы всякой нравственности», «дух растления овладевает умами», и вместо явного правительства появляются тайные, действующие тем сильнее, чем слабее действие государственной власти. Кроме того, надает общественная и государственная дисциплина. Избежать такого состояния Катков предлагает с помощью «страха», утверждая, что страх побеждается только страхом, а «пагубный страх перед темными силами может быть побежден только спасительным страхом перед законной властью». В середине 60-х годов Катков вырабатывает свою теорию российской государственности, получившую вскоре широкое распространение. Согласно этой теории, основу государства составляет его целостность, которая базируется на единстве государственной национальности. Национальность, по Каткову, понятие исключительно государственное; племенное происхождение, язык, исторически сложившиеся особенности характера, нравов и обычаев, религия здесь никакой роли не играют. Одно исторически выдвинувшееся племя закладывает основу государства, объединяет вокруг себя и подчиняет себе др. племена во имя государственного единства. Это племя получает значение государственной нации, и государство, собственно, держится на нем. Таким образом, Катков формулирует принцип государственной национальности как основы единства страны. Принцип этот требует единых законов, единой системы управления, единого государственного языка — русского, единого «русского патриотизма»; при этом он не подразумевает отказа других «племен», вошедших в состав государства, от своего языка, обычаев, религии, племенных особенностей и т. п. Многие статьи Каткова в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике» в 70-80-е годы посвящены критике земской и судебной реформ, национального сепаратизма, особенно польского, который трактуется им как «заговор против России» нигилистов, социалистов, националистов и даже некоторых министров и высших сановников. Монархическая идея, обеспечивающая единство и силу власти, по Каткову, сводилась к следующим основным положениям. Монарх стоит вне частных интересов, он связывает «воедино все сословия народа». Монархия, владея сильной центральной властью для подавления всякой крамолы, наилучшим образом обеспечивает порядок и разрешает все социальные противоречия. Она, упраздняя всякую другую власть и претензии на посредничество между народом и государем различных социальных сил и институтов, дает возможность развиваться народному самоуправлению и обеспечивает «народную свободу» больше, чем любой «конституционализм», «представительство» и т. п.

Монархия, «органически связанная с национальной почвой страны», с ее историей в с ее будущим, - единственно возможная форма правления в России. Создание русского самодержавия - исторически заслуга русского народа, «политической национальности», ассимилировавшей в одно государственное целое множество других «неполитических народностей», более того, русские - «мировая национальность», несущая миссию объединения всех славянских народов. Если ослабить монархическое начало, считал Катков, оно выродится в деспотизм диктатуры, а если уничтожить аристократический элемент в обществе, его место будет занято бюрократами или демагогами, олигархией самого дурного свойства. Более 30 лет ни один значимый вопрос социально-политической или культурной жизни России не оставался без внимания Каткова, оказывавшего подчас существенное воздействие на ход событий. В. С. Соловьев писал о Каткове: «Он был увлечен политическою страстью до ослепления и под конец потерял духовное равновесие. Но своекорыстным и дурным человеком он не был никогда». 

А. А. Ширинянц

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 271-272.

Сочинения: Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1854; 1863 г.: Собр. ст. по польскому вопросу, помещавшихся в «Московских ведомостях», «Русском вестнике» и в «Современной летописи». М., 1887. Выл. 1-3; Собр. передовых ст. «Московских ведомостей» (с 1863 но 1887). М., 1897-1898. Т. 1-25; О дворянстве. М., 1905; О самодержавии и конституции. М.. 1905; О церкви. М., 1905; Имперское слово. М.. 2002; Идеология охранительства. М., 2009; Избр. труды. М., 2010; Собр. соч.: В 6 т. Спб., 2010-2012.

Литература: Брутян А. Л. М. Н.Катков: социально-политические взгляды. М., 2001; Китаец В. А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х гг. XIX в. М., 1972; Любимов Н. А. М. Н. Катков и его историческая заслуга: По документам и личным воспоминаниям. Спб., 1889; Макарова Г И. Охранитель, жизнь и исторические заслуги М. Н. Каткова // Славянин. Спб., 1996. № 1; Неведенский С. Катков и его время. Снб., 1888; Попов А. А. М. Н. Катков: К вопросу о его социально-политических взглядах // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические науки. 1992. № 9; Сементковский Р. И. М. Н. Катков. Его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. Спб., 1892; Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. (Катков и его издания). М.. 1978; Ширинянц А. А. «Установитель русского просвещения» // Роман-журнал XXI век. М., 2004. № 9; Кантор В. К О судьбе имперского либерализма в России (М. Н. Катков) // Философские науки. 2007, № 2; Санькова С. М. Государственный деятель без государственной должности: М. Н. Катков как идеолог государственного национализма. Спб., 2007; Она же. Михаил Никифорович Катков. В поисках места (1818-1856). М., 2008; Катковский вестник. Религиозно-философские чтения. К 190-летия рождения М. Н. Каткова. М., 2008.


Вернуться на главную страницу Каткова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС