Киселева Софья Станиславовна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Киселева Софья Станиславовна

1801-1875

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Софья Станиславовна Киселева

С. С. Киселева Художник Ш. Перрго. 1820-е годы.

Киселева Софья Станиславовна (1801-1875), дочь графа С. Потоцкого от второй жены, красавицы гречанки, прозванной "la belle Fanariote" (См. ст. Софья Константиновна Потоцкая). В 1818 Софья Потоцкая появилась в петербургском свете. Князь Вяземский писал о ней: "В ней все нездешнее, кроме взгляда, в котором горит искра земных желаний. Счастлив тот, кто эту искру раздует, в ней тлеет пожар поэзии". В 1821 она вышла замуж за 33-летнего генерал-майора, начальника штаба 2-й армии П.Д. Киселева (1788-1872). Союз не был счастливым. Сын, родившийся в 1822, умер в младенчестве, а в 1829 брак распался. Без формального развода С.С. Киселева уехала за границу, после того как муж устроил ее дела так, "чтобы она не могла разориться, даже если бы хотела". Большую часть времени проводила в Париже, где вела открытый и веселый образ жизни, вращаясь в высшем обществе. Ее муж, который пожертвовал "жизнью человека частного общественным обязанностям", стал видным государственным деятелем (с 1829 - управляющий Молдавией и Валахией, в 1834 - генерал от инфантерии, член Государственного совета, министр Государственных имуществ. с 1839 - граф, 1856-1862 - русский посол в Париже). Занимая официальный пост в Париже, он опасался столкновений с женой, смело выражавшей свои симпатии Польше. Но графиня Киселева больше проводила время за игорными столами в Ницце и Монте-Карло.

+ + +

Киселева Софья Станиславовна (1801-1875). «Я суеверно перекладывал в стихах рассказ молодой женщины: к нежным законам стиха я приноравливал звуки ее милых и бесхитростных уст»,— писал Пушкин А. А. Бестужеву в феврале 1824 года об источниках замысла «Бахчисарайского фонтана». Несколько позднее последовало новое признание поэта другу Дельвигу: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К** поэтически описывала его, называя «Фонтаном слез».

В Петербурге в 1818—1820 годах Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими и был, вероятно, знаком с их матерью, знаменитой красавицей Софьей Константиновной Клавоне-Потоцкой (1765 — 1822). Юные Потоцкие детство свое провели в южных районах России (Умань, Тульчин, Крым). Они и рассказали Пушкину бытовавшую там легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода.

Младые девы в той стране
Преданье старины узнали,
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

Преданье о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой — весьма недавнего происхождения (конца XVIII века). Эту легенду Пушкин и узнал от Потоцких еще в Петербурге, до ссылки на юг. Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась в Кишиневе в 1821—1823 годах под впечатлением петербургского рассказа. В переписке Пушкина с литературными друзьями и его поэтических высказываниях часты упоминания старшей Потоцкой — Софьи Станиславовны, ставшей в 1821 году женой знакомца Пушкина — начальника штаба 2-и армии генерал-майора П. Д. Киселева. Приведенный нами выше инициал К** и следует читать: «Киселева...».

Романтическая красота Софьи Потоцкой сочеталась в ней с незаурядным умом, добротой, веселостью и открытым характером. В переписке с мужем (1827) она рассказывает о прочитанных книгах, просит прислать ей новые, в том числе «Бахчисарайский фонтан». «Если увидишь Пушкина,— писала она в одном из писем,— передай ему, что я учусь русскому языку, чтобы читать его стихи».

Несколько позднее, вспоминая с трагической гибели Пушкина, Киселева утверждает, что в условиях николаевской России творить поэту было очень трудно, что ему не хватало воздуха в родной стране. 

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 101-102.


 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС