Клисфен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Клисфен

VI в. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Клисфен

Клисфен (Kleistenns) - в др. Афинах законодатель 6 века до н. э. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате которого в 510 году до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и Клисфен фактически встал во главе государства. Провел ряд важных демократических реформ, которые, по словам Энгельса, были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 129). Основной реформой Клисфена была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 территориальных, каждая из которых состояла из 3 частей, взятых из различных выделенных также по территориальному признаку областей (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешанного населения различных территорий, было решительно ослаблено. Административной, хозяйственной, культовой и политической единицей, в которой проходила вся жизнь гражданина и вне которой он терял свои политические права, стал территориальный дем (см. Демы). Демократия, характер носили и другие реформы Клисфена: замена избиравшегося по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 территориальных фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направленного против возможного усиления личной власти и влияния отдельных граждан, опасных для демократического устройства государства. Клисфен создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами Клисфена завершается процесс формирования демократического рабовладельческого полиса в Афинах.

И. В. Поздеева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.


Клисфен (VI в. до н.э.) - сын Мегакла, афинский законодатель. Происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов. В 510 г. при поддержке спартанского царя Клеомена I отстранил от власти Гиппия, сына Писистрата, заставив его удалиться в изгнание. После свержения тирании Клисфен фактически встал во главе афинского полиса. В период с 509 по 507 г., невзирая на противодействие со стороны политических противников, провел ряд реформ, направленных на демократизацию афинского общества.

Важнейшая из реформ Клисфена отменяла старое родоплеменное деление афинского общества на 4 филы; вместо них вводилось 10 новых территориальных фил, которые в свою очередь делились на демы (округа) - первичные административные единицы. В каждую филу входило 10 демов, таким образом, число демов в Аттике равнялось ста. Члены дема (демоты) избирали старейшину (демарха), казначея и судей, которые разбирали мелкие тяжбы. Верховная власть в деме принадлежала собранию демотов. Каждый дем имел своего бога-покровителя, святилище этого бога и священнослужителя.

Благодаря территориальному делению в состав каждой филы входили граждане, проживавшие в различных районах Аттики и различных кварталах города, что разобщило родовую знать, лишив ее прежнего влияния в управлении государством.

Новое территориально-административное деление предопределило замену Совета 400, введенного Солоном, Советом 500. От каждой филы в Совет 500 избиралось по 50 человек. На Совет 500 возлагался ряд обязанностей: подготовка дел к рассмотрению в народном собрании, вынесение по ним предварительных решений, приведение в исполнение всех решений народного собрания, решение второстепенных вопросов в период между созывами народного собрания.
Клисфен создал еще один новый управленческий орган -коллегию 10 стратегов. От каждой филы в эту коллегию избиралось по одному человеку, как правило, знатного происхождения. Вначале стратегам принадлежали чисто военные функции, впоследствии же они стали обладателями высшей исполнительной власти.
Для того чтобы воспрепятствовать возрождению в Афинах тирании, Клисфен ввел остракизм ("суд черепков"), который был направлен против чрезмерного возвышения того или иного политического деятеля. Остракизм представлял собой процедуру тайного голосования, проводимого в народном собрании. На остраконах (черепках) писались имена особо опасных политиков; получивший большинство голосов должен был удалиться в изгнание сроком на 10 лет без конфискации имущества. Остракизм нашел широкое применение в политической жизни Афин, просуществовав вплоть до 417 г. до н.э.

В результате реформ Клисфена в Афинах было окончательно свергнуто господство родовой аристократии, афинское общество значительно продвинулось вперед в своем развитии по демократическому пути.

Обстоятельства и год смерти Клисфена неизвестны.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Реформы Клисфена

Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшая из реформ Клисфена — новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе. Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов — триттий. Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттий образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять. Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения. Новые территориальные филы подразделялись на демы — первичные административныеединицы, пользовавшиеся известным самоуправлением.

Исторический смысл этой реформы заключался в том, что она стерла старые родовые деления, разобщила родовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшем теперь по новым филам.

Организация новых фил предопределила замену «совета четырёхсот» «сонетом пятисот» (по 50 человек от каждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей. Он подготавливал дела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительные решения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь не могло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решал второстепенные вопросы в период между его созывами.

Клисфеном был создан ещё один новый орган — коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, в дальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть. По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть, некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того, чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остракизм — в дословном переводе «черенкование». Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политические деятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.

Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.

В рассматриваемое время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы — рабы и рабовладельцы. Все рабы были в одинаковой степени лишены личной свободы, все они не имели никаких политических и гражданских прав. Рабы отныне становятся основным угнетаемым и эксплуатируемым классом, хотя формы их эксплуатации носили неоднородный характер.

Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу Господствующее положение занимал класс рабовладельцев. К нему следует отнести крупных: по аттическим масштабам землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, использовавших труд рабов, а также богатых купцов, ростовщиков и т. д., т. е. всех тех, материальное благосостояние которых базировалось на эксплуатации труда рабов. Большую часть свободного населения составляли труженики, которые располагали собственными средствами производства — участками земли, орудиями ремесленного производства и т. д.,— и жили в основном своим трудом. Это были возделывавшие свои поля и сады земледельцы, мелкие ремесленники, мореходы, нанимавшиеся к судовладельцам, и т. д. Некоторым из представителей этих свободных тружеников удавалось разбогатеть, обзавестись рабами и стать рабовладельцами; другие, напротив, разорялись, становились жертвами ростовщиков, превращались в люмпен-пролетариев или вынуждены были покидать родину, чтобы попытаться устроить свою жизнь в колониях или стать наёмниками в войске какого-нибудь чужеземного царька.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 675-676.


Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Источники:

Her., V, 66-73; Arist., Ath. Pol., VIII, 21-22.

Литература:

Зельин К. К., Борьба политич. группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Eliot C. W. J., Coastal Demes of Attica. A study of the policy of Cleisthenes, Toronto, 1962.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС