Конфуций, Кун Фу-Цзы
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Конфуций, Кун Фу-Цзы

551-479 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Конфуций

Конфуций (551-479 гг. до н. э.). Уроженец царства Лу, находящегося на территории нынешней провинции Шаньдун, Конфуций имел своим далеким предком Сына Неба из династии Шан-Инь. Его отец, который состоял на официальной службе, умер молодым и оставил свою семью в бедственном положении. По мере того как молодой человек рос, он проникался осознанием ситуации упадка, в котором находились и страна, и царство. В возрасте семнадцати лет Кун Цю (его также именовали Кун-цзы, или Кун Фу-цзы (учитель Кун), что в латинизированном варианте дало имя Конфуций) был взят в наставники для сына офицера высокого ранга царства Лу. Позднее, к тридцати годам, он становится управляющим в одном крупном семействе страны Лу. Порядок, который он завел в этой семье, создал ему определенную репутацию, но затем Конфуций оставил эту службу, чтобы посвятить себя формированию и подготовке своих учеников. Отвергнув с самого начала любого рода официальные должности, он принимается за издание древних работ, которые должны были послужить полезной подпоркой для его собственного учения. Он предпринял поездку ко двору Чжоу, с тем чтобы полнее изучить систему ритуалов. Позднее Конфуций последовательно занимал ряд официальных должностей, в числе которых должность главы ведомства наказаний царства Лу, но, разочарованный его правителем, он складывает с себя должностные функции и покидает эту область. Затем последовали годы странствий, в течение которых Учитель со своими самыми близкими учениками переходил из области в область. И всегда они сталкивались с тем, как ведут себя высокопоставленные лица, которые часто усердствовали в должном приеме Учителя, когда он прибывал в их пределы, но никогда не соглашались следовать его советам. Вернувшись в свой край к шестидесяти годам, Конфуций уже более не занимает никакой официальной должности. В то время, когда вокруг Конфуция толпятся ученики, мысль Учителя начинает двигаться в следующем направлении: для того чтобы все вещи мира развивались в наилучшем виде, следует начать все именовать адекватным и действенным образом. Если каждый получает имя, которое ему вменено и которое соответствует месту, которое он реально и со знанием дела занимает в лоне общества, то все дела будут вестись с большей ясностью и тщательностью. Если ритуалы и музыка соответствуют чаяниям и естественным наклонностям людей, то все общество сможет базироваться на них. Если ясные и справедливые правила будут управлять наказаниями, если навыки и наследственные уложения будут ориентироваться на способности и склонности, то это будет способствовать прекращению беспорядков, которыми отмечены текущие времена, когда господствуют жестокость и коррупция. Благодаря образованию эта цель сможет быть достигнута и смогут наконец создаться новые компетентные элиты. Предположительно, такие наставления не очень-то нравились людям с положением. При всем при этом учение Конфуция обрело успех, еще большим почетом оно стало окружено после его смерти, произошедшей, когда ему было шестьдесят три года (по нашей системе счисления — шестьдесят два года), и престиж мыслителя, уже достаточно большой при его жизни, стал огромным. Все древние классические тексты (то есть предшествующие V веку до н.э.), дошедшие до нас, носят, по всей вероятности, отпечаток конфуцианских представлений, его склонности четко сортировать тексты, придавать им со-ответствующее освещение, увязывать их с идеями, которые создались у него касательно общества (за-кладка которого должна была начинаться с глубокого осмысления конфуцианских идей). Сборник, составленный его учениками, который носит название «Лунь-юй» («Суждения и беседы»), начиная с периода деятельности Чжу Си (1130—1200 гг.), являет собой одну из «Четырех книг» конфуцианства. Подобно Сократу, Конфуций не пожелал оставить потомкам ничего написанного собственной рукой.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 368-370.


Вернуться на главную страницу Конфуция

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС