Конинк Саломон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Конинк Саломон

1609-1656

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Саломон Конинк

Саломон Конинк (1609-1656). Когда речь заходит о голландской живописи XVII столетия, то невозможно обойтись без упоминания имени Рембрандта. Его искусство по своему значению вышло далеко за пределы родной Голландии и стало серьезным фактором общеевропейского художественного процесса. Рембрандт был родоначальником живописного стиля, который нельзя отнести ни к барокко, ни к классицизму. Его художественный язык основан на реалистическом восприятии мира, полон глубокого психологизма, внутренней экспрессии. Рембрандт опередил свое время; оно, в свою очередь, недооценило художника. Рембрандтовский стиль был возрожден к жизни лишь в XIX веке в творчестве многочисленных художников-реалистов, многие из которых буквально поклонялись своему великому предшественнику. XX век тоже знает последователей живописной манеры Рембрандта. Однако из современников лишь немногие понимали и ценили художника.

Из прижизненных почитателей Рембрандта нужно назвать прежде всего представителей его школы. Понятие «школы» в XVII веке было уже вполне сложившимся. Каждый более или менее известный живописец имел свою мастерскую, в которой обучались и работали его ученики и подмастерья. Мастерские были разного типа. У Рубенса, например, было организовано в буквальном смысле «производство» картин. Его ученики, многие из которых тоже были известными мастерами кисти, писали картины, по которым учитель лишь «проходился» кистью. После этого картина продавалась как продукция Рубенса. Но быди мастерские и иного типа. В них первоочередной задачей было не производство картин и выполнение многочисленных заказов, а обучение учеников. Так было и у Рембрандта. Своей главной целью он считал обучение молодого художника профессиональным приемам ремесла и максимальное развитие его индивидуальных способностей. Ученики, они же и последователи художника, а также находившиеся под его влиянием живописцы составили целое направление в голландской живописи второй половины XVII века. Их общей идеей было развитие художественных принципов Рембрандта, подражание его живописной манере. Все эти художники получили название «школы Рембрандта». Среди них можно назвать Герарда Доу, Виллема де Поотера, Якоба Бакера, Говерта Флинка, Фердинанда Боля, Саломона Конинка.

Расцвет мастерской Рембрандта и наибольшее количество учеников—это 30-е—50-е годы XVII столетия. Из документальных свидетельств известно, что за плату в 100 флоринов ученики не только жили, но и питались в мастерской. Она располагалась прямо в доме художника, в небольшом помещении, разделенном на маленькие комнатки. Это давало возможность ученикам спокойно работать над теми заданиями, которые давал им учитель. Помимо натурных зарисовок они копировали произведения самого Рембрандта, изучая при этом не только рисунок и композицию, но и проблему светотени. Естественно, что Саломон Конинк, будучи, правда, недолго, в мастерской Рембрандта, был приобщен ко всей этой системе обучения.

Амстердамский живописец С. Конинк испытал сильное воздействие Рембрандта. Так же как и учитель, он писал картины на религиозные сюжеты, различные жанровые сцены. Характерно, что Конинк усваивает рембрандтовскую манеру 30-х годов. Для великого мастера это был период наибольшей славы и популярности, финансового благополучия, беззаботной творческой жизни. В это время наметились основные темы его творчества, определилась тяга к философскому осмыслению трагических сторон жизни, которая заставляла его обращаться не к бытовому жанру, а к образам общечеловеческого значения.

Но если Рембрандт пошел в своем художественном развитии дальше, то Конинк остановился на достигнутом. Всю свою не очень долгую жизнь он продолжал в одной и той же манере писать картины на библейские, исторические или мифологические сюжеты. В ленинградском Эрмитаже хранится одно из характерных полотен такого рода. Это «Притча о работниках на винограднике». Как и другие произведения школы Рембрандта, картина представляет собой очень умелое и профессиональное подражание молодому Рембрандту. На первый взгляд она даже может показаться произведением самого мастера. Евангельский сюжет трактован как бытовая сцена, происходящая в современной художнику Голландии: расчет хозяина со своими работниками. Конинк не обращается ни к патетике, как это любили делать барочные художники, ни к различным аллегориям и символам классицистического искусства. Единственным его приемом служит рембрандтовская знаменитая светотень. Именно она создает драматизм настроения, атмосферу одухотворенности и эмоциональной насыщенности. Именно благодаря ей жанровая сценка обладает такой внутренней значительностью и напряженностью.

Светотеневые приемы Конинка (вернее, Рембрандта) построены на контрастном сопоставлении света и тени, на затемнении одних частей картины и высветлении других. Особенный эффект они приобретают, когда художник изображает полутемный интерьер, освещенный ярким боковым источником света. Эти приемы пришли из Италии, от Караваджо. В XVII веке они захватили многих европейских художников. Но у большинства из этих мастеров они выглядят формальными экспериментами в области света и тени. И лишь Рембрандт и его последователи смогли вдохнуть в них жизнь, придать им эмоциональную и смысловую настроенность. Все это видно и в других сюжетных композициях художника, как, например, «Крез, показывающий Солону свои сокровища» или «Призвание апостола Матфея» (обе картины в галерее Берлина).

Помимо фигурных композиций Саломон Конинк занимался портретом. Он был последователем того портретного жанра, который стал специфической чертой голландской живописной школы и, в частности, школы Рембрандта. Речь идет о так называемом «жанровом портрете». Это не было изображением конкретной личности (хотя портрет часто писался с натуры), а некоего собирательного образа, типичного представителя определенной профессии. Чаще всего художников привлекал образ ученого старца, работающего в своем кабинете (создателем этого образа был Рембрандт). Обычно портретное изображение сопровождалось различными бытовыми подробностями, описанием обстановки, одежд, предметов. В Государственном Эрмитаже хранятся два подобных холста («Старик ученый», «Ученый у стола»). Прекрасным образцом «жанрового портрета» может служить «Астроном» Конинка из Дрезденской галереи. Перед нами одетый в бархатную шапку и куртку старик. О его профессиональной принадлежности говорят только определенные атрибутыподзорная труба в руке и глобус, стоящий на заднем плане. Может быть, в виде модели художник использовал натурщика из рембрандтовской мастерской или даже кого-то из близких. Поэтому вся эта бутафория выглядит несколько искусственной. На самом деле это просто портрет старика, умудренного опытом и отягощенного жизнью. Но такова была специфика жанра, выбранного художником.

Саломон Конинк оставил после себя большое художественное наследие. Его картины есть почти во всех крупных галереях и музеях мира: он был очень продуктивен. Замечательно и то, что в каждой картине он оставался мастеровитым живописцем, никогда не делая ничего в ущерб качеству технического исполнения. С. Конинк был верным хранителем традиций своего великого современника и учителя, в чем и состоит его главная заслуга перед европейским искусством.

Использованы материалы статьи А.Сарабьянова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС