Королев Сергей Павлович |
|
1906-1966 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Павлович Королев
Сергей Королёв – генеральный конструктор. Королев Сергей Павлович (30.12.1906/12.01.1907-14.01.1966), русский ученый, конструктор ракетно-космических систем. С 1927 работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил МВТУ и одновременно Московскую школу летчиков. С июня 1930 старший инженер ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планеров. После знакомства с К.Э. Циолковским и его работами увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета “ГИРД-09”.
С.П. Королев с супругой Ниной Ивановной. Фото 40-х годов. После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) Королев был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 — руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа “Ракетный полет в стратосфере”. Им был разработан ряд проектов, в т.ч. проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1, впервые в СССР совершившего полет под управлением летчика В.П. Федорова (1940). В 1942-1946 Королев работал в ОКБ зам. гл. конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая его деятельность была направлена на создание мощных ракетных систем.
Портрет С.П. Королева работы Олега Закоморного. В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха первых достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли “Восток” и “Восход”, на которых впервые в истории совершены полет и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий “Электрон” и “Молния-1”, многие спутники серии “Космос”, первые экземпляры межпланетных разведчиков серии “Зонд”. Б.С.
Мать С.П. Королева
Ю.А. Гагарин и С.П. Королев. Байконур, 12 октября 1964 года. Королев Сергей Павлович (1906, Житомир - 1966, Москва) - основоположник практической космонавтики.В1917 семья переехала в Одессу. После закрытия гимназии учился в Строительной профшколе, к-рую окончил в 1924, получив специальность строителя-черепичника. Мечтая об авиации, он поступил на аэромеханический ф-т МВТУ им. Баумана. В 1924 - 1927 во время учебы жил на свои заработки разносчика газет, столяра и др. В 1927 стал работать на заводах Всесоюзного авиационного объединения. В 1929 К. окончил МВТУ, защитив под руководством А.Н. Туполева дипломный проект легкомоторного самолета СК-4. В 1930 К. окончил Моск. школу летчиков. Познакомившись с К. Э. Циолковским, К. стал заниматься вопросами ракетной техники, сумел создать коллектив энтузиастов. Результатом этой работы был запуск первой сов. жидкостной ракеты в 1933 и назначение К. зам. начальника Реактивного научно-исследовательского ин-та.
Слава направо: С.П. Королев, И.В. Курчатов, М.В.Келдыш, В.П. Мишин. Август 1959 года. В 1938 в доносе К. был обвинена том, что был членом троцкистской организации, и осужден. Будучи заключенным в системе спецслужбы НКВД, К. конструировал новую технику, создавая новые боевые самолеты и добиваясь невиданной скорости и высоты полета. В 1944 был досрочно освобожден, а в 1957 реабилитирован. С 1946 до конца жизни К. был Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем. Под руководством К. были созданы первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый космический корабль "Восток", пилотируемый Ю.А. Гагариным (1961), осуществлен первый выход в открытый космос (1965) А.А. Леонова. Академик К. был дважды удостоен звания Героя Соц. Труда (1956, 1961) и многих наград. Урна с прахом К. установлена в Кремлевской стене. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Памятник С.П. Королёву в Подмосковном городе Королёв.
Портрет С.П. Королева работы Олега Закоморного. Вчерашний зэк может ехать, куда хочет"Тюлин позднее рассказал, что, перед тем как Королев, а затем Глушко и другие бывшие зэки, попавшие в список Гайдукова, прибудут в Берлин, его строго предупредили «органы», что такая-то группа прилетит в Германию, но никто ни при каких обстоятельствах не должен знать, что это бывшие заключенные. Встречая Королева в первый раз в своем кабинете в институте RABE в конце сентября или самом начале октября 1945 года, я ничего о нем, кроме имени, отчества и фамилии, не знал. Когда он вошел, я встал навстречу, как положено майору перед подполковником. Мы поздоровались и представились. Более половины века прошло с той первой встречи. Бессчетное число разных встреч было за это время. Большинство, во всяком случае в деталях, стерлось из памяти, а эта запомнилась. Значит, есть вне нашего обычного разума некая подсознательная «дежурная» система запоминания, которая включается «на запись» независимо от нашей воли, эта запись не стирается и может многократно воспроизводиться. Новенькая офицерская форма сидела на вошедшем очень ладно. Если бы не отсутствие всяких медалей, я бы решил, что передо мной кадровый офицер. Но полная пустота «орденских» мест на чистой гимнастерке сразу выдавала «цивильного» офицера. Необычными были только хорошие офицерские хромовые сапоги вместо наших привычных кирзовых. Темные глаза с какой-то веселой искрой смотрели на меня с любопытством и вниманием. Во внешности Королева сразу обращал на себя внимание высокий лоб и крупная голова на короткой шее. Есть такое выражение — вобрал голову в плечи. Нет, Королев ее не вбирал. Уж таким его сделала природа. Что-то от боксера во время боя. Сели. Он утонул в глубоком кресле и с явным удовлетворением вытянул ноги. Так обычно делают после долгого сидения за рулем. — Я бы очень коротко хотел узнать о структуре и работе вашего института.
Королев на марке 1986 года. У меня всегда в папке на столе лежала схема структуры института. Конечно, нарисованная немцами, с немецкими надписями. Королев не очень внимательно и непочтительно, как мне показалось, стал ее рассматривать, давая понять, что ему не нравится, что схема немецкая. Он задал один вопрос и сразу попал в наше слабое место: «А кто же у вас по структуре отвечает за освоение техники пуска, за предстартовую подготовку?» Я объяснил, что подполковник Воскресенский изучает этот вопрос с небольшой группой немцев, среди которых есть два или три действительно стрелявших. В ближайшем будущем военные сформируют специальное подразделение, которое целиком займется изучением техники стрельбы. Мы пока сосредоточили все усилия на том, чем стрелять. Надо заново создавать сами ракеты, и главная проблема — все приборы управления. Что касается двигателей, то их довольно много нашли в Леестене, и там уже успешно идут огневые испытания. Он совсем весело посмотрел на меня и решил чуть приоткрыться. — Да, в Леестене я уже был. Там отлично работают, в том числе мои старые друзья. «Ах, вот что, — подумал я, — стало быть, ты двигателист. Но откуда?» Последовало несколько малозначащих вопросов. Видимо, он задавал их больше из вежливости. Я предложил Королеву пройти по лабораториям. — Нет, спасибо, — отказался Королев. — Я сегодня возвращаюсь в Нордхаузен. Но у меня такое ощущение, что нам с вами еще предстоит много поработать, — добавил он, прощаясь, и пожал руку гораздо крепче, чем при встрече. Королев вышел в приемную и чуть задержался, внимательно разглядывая стрекотавшую на машинке секретаршу. Обернувшись ко мне, спросил: — Конечно, немка? — Конечно, да. Он быстро спустился по устланным мягкой дорожкой ступеням. Я вернулся в кабинет и подошел к окну. Королев сел за руль «опель-олимпии». Машина давно немытая и поэтому неопределенного возраста. Резко развернулся и на большой скорости нырнул на дорогу к выезду из города. Теперь, когда я знаю о Королеве все, что можно было узнать от него самого, от его друзей, знакомых и биографов, мне кажется, что его в тот день мало интересовал институт и детали нашей работы. Да, он уже обдумывал план дальнейших действий, подтвердив встречей со мной какие-то свои соображения. Но главное, что его волновало, возбуждало и вдохновляло, — это свобода передвижения. Позади пять с лишним лет жизни советского зэка — Бутырка, пересыльные тюрьмы, Колыма, опять Бутырка, «шарашки» в Москве, Омске, Казани. Наконец, освобождение. И вдруг... он, Королев, в Тюрингии — «зеленом сердце» поверженной Германии, в форме подполковника, с документами, открывающими все шлагбаумы, один за рулем трофейной машины несется с ветерком, может ехать куда хочет по таким хорошим дорогам. Он может остановиться и заночевать в любом городе советской зоны оккупации. Его всегда приютят военные власти, и, даже если их нет, примет хороший местный «гаст хауз». Свобода! Как это прекрасно! Так мне представлялись много лет спустя чувства, которые должны были одолевать Королева. Ему еще нет 40 лет! Надо так много успеть сделать! Теперь он имеет право что-то взять от жизни для себя". Б.Е. Черток. ракеты и люди. От самолетов до ракет. М., "РТСофт", 2006. сс. 300-301.
Памятник С.П. Королеву работы А.П. Файдыш-Крандиевского.
Рабочий стол Сергея Королева. РКК "Энергия", г. Королев.
Королев на марке 1966 года. Литература:Викторов Б. Возвращение имени // Наука и жизнь. 1988. N 5; Романов А.П., Губарев B.C. Конструкторы. М.,1989.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |