Ковалевский Максим Максимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Ковалевский Максим Максимович

1851—1916

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Максим Максимович Ковалевский

Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9). 1851, Харьков,— 23.3(5.4). 1916, Петроград], русский социолог, историк, правовед, этнограф, академик Петербургской АН (1914; член-корреспондент 1899). Один из основателей Московского психологического общества (1884). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—1916). Один из основателей конституционно-монархической Партии демократических реформ; депутат 1-й Государственной думы, с 1907 года член Государственного совета.

Мировоззрение Ковалевского сформировалось под влиянием позитивизма Конта и Спенсера (Ковалевский был лично с ним знаком), что предопределило его интерес к социологической проблематике и критическое отношение к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на близкое знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом, Ковалевский марксизма не принял, усматривая в нём односторонний «экономический детерминизм». В то же время Ковалевский испытал определенное влияние марксизма, что отразилось в его интересе к истории землевладения, экономические проблемам, в стремлении объяснить развитие политических идей политической практикой и т. п.

Центральное место во взглядах Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он с абстрактно-гуманистических позиций видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами; этот процесс происходит, по Ковалевскому, под влиянием мн. причин, среди которых нельзя выделить какую-либо одну, главную. Одной из основных задач социологии Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия её форм.

Выступая как против односторонности психологических, биологических, географических и прочих объяснений исторического процесса, так и против его мистифицирования, Ковалевский признавал наличие как частных, так и более общих объективных законов общественного развития (например, Ковалевский считал, что главным «двигателем» развития народного хозяйства является рост народонаселения). Выявление этих законов, по Ковалевскому, должно основываться на изучении и обобщении массы эмпирического материала.

Исходя из учения о прогрессе, Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, но считал, что она становится неизбежной, когда «правители», избегая назревших реформ, «искусственно» пытаются препятствовать объективно необходимому социальному прогрессу.

В своих конкретных исследованиях Ковалевский применял сравнительно-исторический метод, характеризуя его как «параллельное изучение» фактов и явлений общественной эволюции различных народов, на основе которого можно выявить «общую формулу поступательного движения общественной жизни». Разрабатывая теорию сравнительно-исторического метода, Ковалевский видел в нём главное оружие в борьбе с субъективизмом и произволом в исторической науке.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали конкретные исторические и этнографические исследования Ковалевского. Но абстрактно-гуманистических идеи Ковалевского теоретически обосновывали буржуазный либерализм, а в политической практике вели к защити реформизма, к попыткам примирения в России демократии и монархии.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, M., 1879; Совр. обычай и древний закон. Обычное право осетин « историко-сравнит. освещении, т. 1—2, М., 1886; Первобытное право, в. 1—2, М., 1886; Происхождение совр. демократии, т. 1—4, М., 1895—97; Мое науч. и лит. скитальчество, «Рус. мысль», 1895, кн. 1; Экономич. рост Европы до возникновения капиталистич. х-ва, т. 1—3, М., 1898—1903; Совр. социологи. СПБ, 1905; От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1—3, СПБ, 1906; Социология, т. 1—2, СПБ, 1910; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939.

Литература: [Маркс К.], Конспект кн. M. M. К. «Общинное землевладение...», «Сов. востоковедение», 1958, № 3—5; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Т и м и p я-зев К. А., Памяти друга, Соч., т. 8, [М.1, 1939; Сафронов Б. Г., М. М. К. как социолог, [М.1, 1960; Социологич. мысль в России, Л., 1978; Материалы для биографич. словаря действит. чл. имп. АН, ч. 2, П., 1917 (наиболее полная библ.).


Вернуться на главную страницу М.М. Ковалевского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС