Ковалевский Максим Максимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Ковалевский Максим Максимович

1851—1916

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Максим Максимович Ковалевский

Ковалевский Максим Максимович (27.VIII.1851 - 23. III(5.IV).1916) - русский историк общественного, государственного строя и социально-политических учений, этнограф, социолог-позитивист. Окончил в 1872 году юридический факультет Харьковского университета. Завершал образование в Берлине, Вене, Париже и Лондоне. Лично знал К. Маркса и Ф. Энгельса, состоял в переписке с ними, испытал их сильное влияние в научной области, оставаясь, однако, позитивистом-эволюционистом. В 1878-1887 годы - профессор государственного права и сравнительной истории права юридического факультета Московского университета. Пользовался как лектор широкой популярностью. Играл большую роль в кругу молодой профессуры, в состав которой входили К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов, В. О. Ключевский, Н. И. Стороженко, A. И. Чупров и др. Издавал в 1879-1880 годы совместно с В. Ф. Миллером журнал "Критическое обозрение". Участвовал вместе с последним в этнографических экспедициях по Кавказу. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократическим порядкам был отстранен в 1887 году от преподавания, после чего уехал за границу, где продолжал научно-литературную деятельность, выступая с лекциями в Париже, Брюсселе, Стокгольме, Оксфорде, Чикаго и пр. Принадлежал к числу инициаторов создания Международного социологического института и постоянных участников созывавшихся им с 1894 года конгрессов. В 1901 году - один из главных организаторов Русской высшей школы общественных наук в Париже. Вернувшись в 1905 году на родину, преподавал в Петербургском университете, в Политехническом институте, в Психоневрологическом институте, где занял первую в России кафедру социологии. Принимал активное участие в политической жизни: основал маловлиятельную конституционно-монархическую Партию демократических реформ и ее орган газету "Страна"; в 1906 году был избран в 1-ю Государственную думу, в 1907 году - в Государственный совет (от академической курии), где выступал против столыпинского аграрного законодательства, считая, что оно приведет к массовой пролетаризации крестьянства и увеличит тем самым угрозу социальной революции. В 1909 году приобрел журнал "Вестник Европы" и вошел в его редакцию. С 1914 года - действительный член АН.

Уже ранние монографические труды Ковалевский обнаружили широту и разносторонность его научные интересов, которые были навеяны основными проблемами современной ему русской действительности, но преломлялись главным образом сквозь призму зарубежного исторического опыта. Часть этих работ ("История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III" (Прага, 1877), "Общественный строй Англии в конце средних веков" (М., 1880) и др.) была посвящена политическому и социальному развитию средневековой Англии, к изучению которого Ковалевский приступил первым в ряду видных русских историков - П. Г. Виноградова, Д. М. Петрушевского, А. Н. Савина. Уже в первой из этих работ Ковалевский ставил своей задачей проследить влияние экономического прогресса и обусловливаемого им развития сословий и классов на организацию общественных и государственных учреждений. Во второй он исходил из того, что земельная собственность является "одним из материальных фундаментов всякого господства, общественного и политического" (стр. 1). Рассматривая развернувшееся в относительно широких, по его заключению, масштабах уже к концу 15 века обезземеление крестьянства в Англии и начавшееся здесь развитие пролетариата, Ковалевский называл эти процессы "последними звеньями" в цепи таких явлений, как эмансипация крестьян без земли, уничтожение общинных угодий, развитие системы крупных аренд, "драконово законодательство" против бродяг и возведение тюрем для нищих, ради приличия называемых "работными домами". В ряду причин массового разорения и обнищания крестьянства еще задолго до английской революции 17 века. Ковалевский придавал особое значение неизбежному, но, по его убеждению, искусственно форсировавшемуся господствующими классами разложению общинного землевладения в Англии. Значительное внимание уделял Ковалевский социальному протесту крестьянства и отчасти городских низов, нашедшему в конце 14 века наиболее яркое выражение в восстании Уота Тайлера.

Особняком стояли в этот период "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV века до смерти Людовика XIV" (т. 1, в. 1, М., 1876). Эта работа Ковалевского осталась незаконченной, отчасти под влиянием отрицательного отзыва о ней Маркса, который, как указывал сам Ковалевский, более одобрительно относился к его попыткам "...раскрыть прошлое земельной общины или изложить ход развития семейных порядков с древнейших времен на основании данных сравнительной этнографии..." ("Воспоминания о Марксе", 1940, с. 176). Проблема общины разрабатывалась Ковалевским в "Очерке истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Лондон, 1876), в книге "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения" (М., 1879), которая была построена на основе сравнительно-исторического изучения материала не только западноевропейских и славянских стран, но и Индии, Алжира, Кавказа, Мексики, Перу, а также в ряде других трудов. Темы их подсказаны были Ковалевскому спорами о судьбах русской общины, его полемикой с народниками, отрицавшими классовое расслоение в общине, и с теми учеными, которые отстаивали антиисторический тезис об извечном существовании частной собственности на землю (Фюстель де Куланж и др.) или изображали общину всего лишь искусственно насаждавшимся продуктом фискальной политики государства (Б. Н. Чичерин).

К трудам Ковалевского о сельской общине, получившим высокую оценку основоположников марксизма, примыкали его исследования о родовых отношениях и формах их распада: "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (т. 1-2, М., 1886), "Закон и обычай на Кавказе" (т. 1-2, М., 1890), "Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом" (в. 1-2, СПБ, 1905) и др. Эти труды основывались прежде всего на собранном самим Ковалевским этнографическим материале осетин и других народов Кавказа (преимущественно Дагестана). Установлению Ковалевским крупной исторической роли большой семьи или патриархально-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Энгельс.

С конца 80-х и особенно с 90-х годов Ковалевский приступил вплотную к изучению поворотных моментов в развитии Англии и Франции - предыстории и истории их революций 17 и 18 веков. Основным результатом этого изучения был труд "Происхождение современной демократии" (т. 1-4, М., 1895-97; ч. 1-2 первого тома переиздавались с важными дополнениями в 1901 и 1912, ч. 3 и 4 - в 1899). Это самая крупная в русской дооктябрьской историографии попытка обобщающего освещения социальных и политических предпосылок французской буржуазной революции конца 18 века и начального ее этапа до осени 1791 года. Формально Ковалевский выступал здесь и в изданном позже труде "От прямого народоправства к представительному и от патриарх, монархии к парламентаризму" (т. 1-3, М., 1906), куда вошли и его статьи 80-90-х годах по английской революции, как историк политической мысли и государственного права. Но по существу Ковалевский вышел далеко за рамки своей непосредственно темы и специальности, в традиционном их понимании. Ковалевский пытался связать развитие политических учений с борьбой за тот или иной не только государственный, но и общественный строй и стремился рассматривать эту борьбу не только в политическом, но и в социальном и притом классовом разрезе. И это составляло сильную сторону работ Ковалевского по истории политической мысли.

Основным вкладом Ковалевского в историографию французской революции была разработка им вслед за Н. И. Кареевым и наряду с И. В. Лучицким крестьянского вопроса, который Ковалевский справедливо считал "коренным вопросом французской общественной жизни" того времени. Идя по стопам Кареева, Ковалевский отвергал, в противоположность Лучицкому, тезис Токвиля о широком распространении в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности и подчеркивал, что крестьяне владели находившимися в их руках землями не столько "на начале собственности", сколько "на чиншевом праве", на основе "вечнонаследственной аренды". Учитывая, таким образом, отличный от буржуазной собственности характер поземельных отношений "старого порядка", Ковалевский первоначально возражал, однако, против того, что произведенный революцией "общественный переворот" состоял в "ниспровержении феодальной системы". Это было обусловлено тем, что Ковалевский долго был склонен отождествлять "феодализм в тесном смысле слова" с одной лишь "крепостной системой" с барщинным трудом и переход от "барщинно-крепостной" к "оброчно-чиншевой" системе расценивал уже как "вырождение" феодальных отношений, окончательно подорванных якобы развитием фермерского хозяйства. В начале своих занятий историей французского крестьянства Ковалевский преувеличивал степень проникновения буржуазных отношений во французском сельском хозяйство 2-й половины 18 века и слишком тесно сближал развитие дореволюционной Франции с развитием Англии в основном уже после ее революции 17 века. Уделяя, однако, большое внимание новым, но своеобразным по сравнению с Англией тенденциям развития французской деревни накануне революции, Ковалевский конкретизировал (на основе, главным образом, приходских наказов 1789 года) нарисованную в общем еще Кареевым картину обезземеления значительной части крестьянства и начавшегося и здесь (вопреки взглядам Лучицкого) классового его расслоения на деревенскую буржуазию и пролетариат. Вставая в конечном счете на позиции признания отрицавшегося им прежде феодального характера поземельных отношений дореволюционной Франции, Ковалевский приходил в 1912 году в книге "Происхождение мелкой крестьянской собственности во Франции" (СПБ) к выводу, что "экономический и социальный кризис", вызвавший революцию, "...имел своим первоисточником невозможность примирить требования нового, уже зарождавшегося капиталистического строя с теми порядками поместно-крепостного и оброчного хозяйства, которые продолжали еще держаться в большей части страны" (указ. соч., СПБ, 1912, с. 47). Исходя из того, что революция не вызвала к жизни "новые экономические порядки ничем не сдерживаемой конкуренции", а "только узаконила их своим признанием", освещал Ковалевский и процессы разложения цехов, развития промышленности, формирования рабочего класса, борьбы рабочих против предпринимателей. В этой области, остававшейся до Ковалевского наименее исследованной, ему принадлежала важная научная инициатива вообще и в особенности - в постановке проблемы деревенской кустарной промышленности, в которой он видел (в отличие от Лучицкого) "домашнюю форму капиталистического производства".

Сюжетом труда Ковалевского "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (т. 1-3, М., 1898-1903) был западноевропейский феодализм от падения Римской империи до конца 14 века, а в немецком издании - даже до 18 века (т. 1-7, Берлин, 1901-14). Ковалевский строил здесь свои обобщения на неправильных теоретических предпосылках, считая главным фактором всех изменений экономического строя рост населения и рассматривая изменения в сфере производства не как причину, а лишь как следствие расширения обмена. Привлеченный Ковалевским обширный и не только опубликованный, но и архивный материал (не всегда, правда, достаточно внимательно изученный и правильно использованный, как и в других его работах) раскрывал, однако, ряд существенных сторон и характерных особенностей социально-экономического развития западноевропейского феодального общества.

Ковалевский стремился изучать историю в социологическом разрезе, видел в социологии общую теорию социального развития и посвятил ей ряд специальных работ - "Современные социологи" (СПБ, 1905), "Социология" (т. 1-2, СПБ, 1910) и др. В социологических построениях позитивизма Ковалевского привлекала эволюционная точка зрения на развитие человечества, идея медленного усовершенствования общественных учреждений, которая сознательно противопоставлялась им марксизму, марксистской "...идее классовой борьбы, долженствующей окончиться торжеством пролетариата" ("Две жизни", в журнале: "Вестник Европы", 1909, No 7, с. 6). Выступая против субъективного метода в социологии, против модного с конца 19 века противопоставления общественных наук естественным, против отказа от принципа закономерности, Ковалевский называл основной социологический законом закон прогресса, который заключается якобы в росте солидарности. Хотя Ковалевский и уделял в своих исторических работах большое внимание классовой борьбе, он относился к ней отрицательно, считал ее признаком незрелости или, наоборот, "вырождения" того или иного общественного строя и доказывал господствующим классам на исторических примерах Англии, Франции и других стран опасность обострения ими социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политическая доктрина конституционной или "народной" монархии, которой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов народных масс. Если в своих более ранних конкретно-исторических трудах Ковалевский придавал фактически основное значение социально-экономическим процессам, то в более поздних социологических произведениях, написанных в основном в годы первой русской революции и после нее, он, в противовес этому, настойчиво подчеркивал характерное для позитивизма положение о взаимодействии в историческом процессе ряда равнозначных факторов, отводя немалую роль психологическому и даже биологическому фактору.

Б. Г. Вебер, Б. Г. Сафронов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Литература: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2. М., 1960, с. 351-70, 645-46; т. 3, M., 1963.C. 414-418, 449-463; Сафронов Б. Г., М. М. Ковалевский как социолог, М., 1960. Списки трудов К. см. в кн.: Материал для биографич. словаря действит. членов императ. Академии наук, ч. 2, П., 1917; M. M. Ковалевский. Ученый, гос. и обществ. деятель и гражданин. Сб. ст., П., 1917.


Вернуться на главную страницу М.М. Ковалевского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС