Крылов Иван Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Крылов Иван Андреевич

1768-1844

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Андреевич Крылов

К.П. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839. 

Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769, Москва - 1844, Петербург) - писатель. Родился в семье бедного армейского офицера. Учился из милости с детьми помещика, у которого прислуживал лакеем. Не получив систематического образования, самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками, увлекался математикой и рус. литературой, рисовал и играл на скрипке. В 1778 после смерти отца Крылов поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, потом в Тверской магистрат.

В 1782 переехал в Петербург, где познакомился с Г.Р. Державиным, оказавшим покровительство молодому литератору. Крылов начал лит. деятельность как драматург, но, разочаровавшись в надежде увидеть свои пьесы на сцене, в 1789 стал издавать журн. "Почта духов", в котором выступил продолжателем сатирических традиций Н.И. Новикова и Д.И. Фонвизина, высмеяв абсурдность устоявшихся правил жизни и негодуя на безнравственность сильных мира сего. Радикализм журн. привел к прекращению его издания на 8-м выпуске в августе 1789.

После неудачи еще с одним журн. "Меркурий" Крылов отошел от журналистики, жил в провинции. В 1804 приехал в Москву, где через два года появились его первые басни. В 1809 вышла в свет первая кн. басен Крылова, после которой его слава стала быстро расти. В 1812 - 1841 Крылов служил в Публичной библиотеке, много сделав для организации ее рус. отдела. Крылов стал героем многочисленных анекдотов и легенд и, прозванный "дедушкой Крыловым", слился в сознании современников со своими баснями, которые В.А. Жуковский охарактеризовал как "поэтические уроки мудрости". Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами. А.С. Пушкин говорил о Крылове с почтением, как о старшем современнике, назвав его "истинно народным поэтом".

Памятник в Летнем саду - С.-Пб.

12 мая 1855 в Летнем саду Петербурга был открыт памятник Крылову работы П.К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 - 1844), поэт-баснописец, драматург.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 - 88 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиба" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм самодержавного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1797 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 - 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" - остроумная и меткая сатира на Павла 1 и царский двор.

В 1801 завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвращается в Петербург, где устанавливает новые литературные связи, пишет комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих и терзающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

В 1812 становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Крылов Иван Андреевич (2[13].02.1768 (или 1769)—9[21].11.1844), баснописец, драматург, журналист, издатель. Родился в Москве в семье армейского офицера (см. ст. Крылов Андрей Прохорович). В мемуарах Ф. Булгарина сообщается о детстве Крылова: «Воспитывался он дома, по тогдашнему обычаю, т. е. был вскормлен и обучен русской грамоте, четырем правилам арифметики и молитвам. Иван Андреевич сказывал мне, что этим он обязан своей матери, доброй, тихой и набожной женщине. Отец его был человек добродушный, храбрый, но крутого нрава, и мало занимался семейством». Тем не менее известно, что в Крылове рано проявились музыкальные и математические способности.

С 1775 Крыловы живут в Твери. 10-летний Крылов записан на службу подканцеляристом в Калязинский нижний земской суд. В 1778 умирает отец, и семья Крыловых, состоявшая к тому времени из 4 чел. (престарелой бабушки, матери и годовалого брата Левушки), остается без всяких средств к существованию, поскольку никаких вотчин у капитана Крылова не было. Единственная надежда — подканцелярист Крылов, приступивший к исполнению своих канцелярских обязанностей на месте службы покойного отца. В августе 1783 семья Крыловых отправляется в Петербург, надеясь выхлопотать хоть какое-то подкрепление за 27-летнюю беспорочную и ревностную службу отца. Поселяются на окраине столицы — в Измайловском полку. Живут на крохи, которые зарабатывает мать чтением псалтири на похоронах, а будущий баснописец — перепиской прошений и писем солдат. Благодаря сослуживцам отца, Крылов получает место канцеляриста в Петербургской казенной палате. Существуют известия, что еще в Твери Крылов написал комическую оперу «Кофейница» о плутовских приемах гадательниц на кофейной гуще.

В столице молодой драматург сближается со знаменитым актером И. А. Дмитриевским и др. не менее знаменитыми представителями петербургской сцены П. А. Плавильщиковым, С. Н. Сандуновым. В 1785—86 создает трагедии «Клеопатра», «Филомела», оперу «Бешеная семья», комедию «Сочинитель в прихожей», но ни одна из них не увидела свет. Первой его публикацией были стихи и эпиграммы, появившиеся в журнале «Лекарство от скуки и забот». В 1787 Крылов лишается самого дорогого и близкого человека — матери, которую он боготворил.

Несмотря на явные неудачи, Крылов продолжает писать комедии и оперы, изобразив в «Проказниках» своих «благодетелей» — драматурга Я. Б. Княжнина и директора Императорских театров П. А. Соймонова. Разразился скандал. Крылов посылает Княжнину письмо, пронизанное едким сарказмом: «Обижая меня, вы обижаете себя, находя в своем доме подлинники толико гнусных портретов». Второе письмо он направляет Соймонову.

В этих письмах-памфлетах Крылов прощается со своей театральной молодостью. После отлучения от театра он публикует в журнале «Утренние часы» оду «Утро»» и несколько басен, среди которых «Стыдливый игрок» и «Судьба игроков». Но продолжения им не последовало. Крылов выбирает для себя другое поприще — журнальное. В «Московских ведомостях» появляется объявление «на выходящее вновь с генваря сего 1789 года ежемесячное издание под заглавием “Почта духов”». Это был журнал одного автора, своеобразный сборник сатирических новелл и публицистических фельетонов Крылова. Августовский номер «Почты духов» за 1790 был последним. Но Крылов не падает духом. Совместно с И. А. Дмитриевским, П. А. Плавильщиковым и молодым литератором А. И. Клушиным он основывает «Типографию Крылова с товарищи» с книжной лавкой при ней. В 1792 друзья-единомышленники начинают выпускать журнал «Зритель». «Ему казалось, — отмечал П. А. Плетнев, — что периодическими изданиями и заведением собственной типографии можно приобрести все: независимость, известность и деньги». Ни «Зритель», ни «Санкт-Петербургский Меркурий» не принесли желаемого результата. Последним стихотворением Крылова в «Меркурии» была ода «К счастию», в которой звучали горькие слова:

«Вот как ты, счастье, куролесишь;
Вот как неправду с правдой весишь!»

В 1794 Крылов покидает столицу. Начинаются годы скитаний по российским городам и весям. Но к литературной деятельности Крылова это не имеет никакого отношения. Он полностью отдается другой страсти, полностью овладевшей им: становится карточным игроком.

Не любителем, а профессионалом. Крылов ездит по игорным домам Ярославля, Н. Новгорода, Тулы, Тамбова, Саратова, проводя дни и ночи в карточном угаре. Игорные дома были запрещены указом императрицы в 1795. Составлялись реестры игроков, подлежащих высылке в Сибирь. В них значилось и имя Крылова, который предпочел отсидеться в глуши. Он живет в подмосковном имении гр. Татищева, а затем принимает предложение влиятельного опального вельможи кн. С. Ф. Голицына, становится его личным секретарем и учителем младших детей. Так он оказывается в княжеском имении Казацкое, принимая участие в домашних концертах в качестве скрипача. А для домашнего театра пишет шуто-трагедию «Подщипа, или Триумф».

«Дней александровых прекрасное начало» сказалось и на судьбе Крылова. Кн. Голицын получает должность лифляндского генерал-губернатора, а Крылов становится правителем канцелярии. Но, как отмечают биографы, «вскоре, однако ж, обнаружилась его неспособность к такой должности». Правитель канцелярии большую часть времени проводит не за служебным, а за карточным столом. В 1803 Крылов покидает Ригу. Он возвращается в столицу и, несмотря на все превратности судьбы, решает все начать сначала.

1805—1809 — самые плодотворные в творчестве Крылова-драматурга. На столичной сцене одна за другой ставятся его пьесы: «Пирог», «Модная лавка», волшебная опера «Илья Богатырь», комедия «Урок дочкам». Это был триумф Крылова-драматурга, на фоне которого весьма скромно выглядела публикация трех его переводов басен Лафонтена, появившаяся в 1806 в январском выпуске «Московского зрителя». Но именно эта публикация положила начало триумфа Крылова-баснописца.

Пьесы Крылова (особенно «Модная лавка») и в дальнейшем десятилетиями не сходили со сцены, принадлежа к классическим образцам русской драматургии н. XIX в. Но в 1808 «Драматический вестник» публикует 17 басен Крылова, а в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, которые и определят всю его дальнейшую судьбу.

В 1808 его зачислили на службу в Монетный двор, и с этого года стали регулярно выходить басни. В 1809 появилась первая рецензия. Она принадлежала В.А. Жуковскому. К этому времени относится и сближение Крылова с А.Н. Олениным. Он вошел в Оленинский кружок, в котором обрел самых верных друзей и почитателей.

В дек. 1811 выходят «Новые басни Ивана Крылова». Его избирают в члены Российской академии. После смерти гр. А. С. Строганова, являющегося одновременно президентом Императорской академии художеств и директором Императорской публичной библиотеки, император назначает на эти высокие должности Оленина. В январе 1812 Оленин приглашает Крылова на должность помощника библиотекаря. Помимо Крылова в Императорскую библиотеку были зачислены К. Батюшков, Н.И. Гнедич, А.Х. Востоков, М.Е. Лобанов, позднее — А.А. Дельвиг, М.Н. Загоскин.

В октябре — ноябре 1812 в журнале «Сын Отечества» появились знаменитые крыловские патриотические басни «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица», которые сразу же приобрели колоссальную популярность. Этому во многом способствовали народные лубки на сюжеты басен Крылова о войне 1812, распространившиеся по всей России в десятках тысяч экз. К. Батюшков писал из действующей армии сослуживцу по библиотеке Н. И. Гнедичу: «Скажи Крылову, что … в армии его басни все читают наизусть». Широкую известность в действующей армии получил и рассказ о том, как после кровопролитного сражения под Красным М.И. Кутузову была передана собственноручно переписанная для него Крыловым басня «Волк на псарне». Кутузов собрал вокруг себя солдат и офицеров и обратился к ним со словами: «Вот послушайте, господа!» Он вынул из-за пазухи листок с басней Крылова и прочел ее вслух. При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», прочтенных с особенной выразительностью, фельдмаршал снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные отзывы и громкое «Ура!»

Самыми популярными литературными произведениями во время Отечественной войны 1812 были патриотические басни Крылова и «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского.

К 1815 относится сближение Крылова с двором матери-императрицы Марии Федоровны, которая приложит немало усилий, чтобы поправить его здоровье после удара (паралича) в 1822, приглашает его в Павловск под присмотр придворных врачей.

В 1825 в Петербурге выходит новое иллюстрированное издание басен Крылова в 7 томах, а в Париже — иллюстрированное издание на русском, французском и итальянском языках. Предисловие к этому изданию Лемонте было опубликовано в «Сыне Отечества». На эту публикацию и откликнулся летом 1825 А. С. Пушкин из Михайловской ссылки, подчеркивая значение и своеобразие басен Крылова. В это время П. Вяземский в письмах к Бестужеву и Пушкину пытался убедить их, что золото басен И. И. Дмитриева гораздо лучшей пробы. «Что выдало ему открытый лист на общенародное уважение? — писал он Бестужеву. — “…А, моська! Знать она сильна, что лает на слона” и шутки подобные, да вот и все!» Кн. Вяземский (и он был не одинок) «не допускал появления Хавроньи в поэзии» (слова Олениной), он отстаивал ее «чистоту». Ответ Пушкина на все эти доводы Вяземского был однозначен. «Милый, — писал ему Пушкин, — грех тебе унижать нашего Крылова. Твое мнение должно быть законом в нашей словесности, а ты по непростительному пристрастию судишь вопреки своей совести и покровительствуешь черт знает кому. И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова».

Во время мятежа Крылов оказался на Сенатской площади. Оленина записала: «Крылов 14 декабря пошел на площадь к самим бунтовщикам, так что ему голоса из каре закричали: “Иван Андреевич, уходите, пожалуйста, скорей”. И когда он воротился в батюшкин дом, его спросили, зачем он туда зашел, он отвечал: “Хотелось взглянуть, какие рожи у бунтовщиков. Да не хороши, нечего сказать”».

В апр. 1928 на чердаке Жуковского Крылов вместе с Вяземским, А.С. Грибоедовым, Плетневым присутствует при чтении Пушкиным «Полтавы». Он часто посещает субботники Жуковского на 4-м этаже Шепелевского дворца (олимпиадинском чердаке), где по будням тот вел занятия с наследником престола, будущим царем-освободителем Александром II, а по субботам принимал в своем просторном кабинете друзей-писателей. Крылов был одним из самых желанных гостей, своеобразной достопримечательностью столицы. На чердаке Жуковского он познакомился с молодым Гоголем, кн. В. Одоевским, легендарным Д. Давыдовым, приехавшим из Воронежа поэтом-прасолом А. Кольцовым.

Но не меньшей популярностью, чем басни, пользовались остроты Крылова, всевозможные анекдоты о нем. Некоторые современники даже считали, «что лично Крылов был выше своей печатной славы».

Почти во всех воспоминаниях и анекдотах о Крылове, наряду с его забывчивостью, неопрятностью, присутствует и «гастрономическая» тема. Современники сохранили в воспоминаниях и письмах именно тот образ поэта-баснописца, который он, будучи выдающимся драматургом, создал сам. Оленина вспоминала: «Я осмелилась раз, еще в юных летах, заметить Крылову, зачем он выбрал такой род стихотворений. Отвечал он мне: “Ах, фавориточка: ведь звери мои за меня говорят”». Точно так же и в этой пьесе, в этом театре одного актера, каковым и был сам баснописец, люди говорили за него и о нем. Плетнев не случайно подчеркивал: «Трудно найти человека, которого жизнь была бы до такой степени обогащена анекдотическими событиями, как жизнь Крылова. По своему характеру, привычкам и образу жизни он беспрестанно подвергался тем случаям, в которых выражаются резкие особенности ума, вкуса, добродушия или слабостей. Если бы можно было собрать в одну книгу все эти случаи и сопровождавшие их явления, они составили бы в некотором смысле энциклопедию русского быта и русского человека — в виде Крылова». И в этой энциклопедии особое место занимала, по выражению Вяземского, застольная летопись. Лобанов писал: «Любил покушать наш Иван Андреевич! Не многие осмеливались с ним состязаться в этом деле; он выдерживал в гастрономии сильные поединки и всегда оставался победителем».

В 1828 Крылов передает право на издание своих басен А.Ф. Смирдину. По подсчетам Лобанова с 1809 по 1843, т. е. со времени выхода первого издания до последнего прижизненного, было продано 77 тыс. экз. «С этим итогом, — отмечал он, — единственным явлением в нашей словесности, никакое сочинение на русском языке не может не только состязаться, но и приблизиться к нему. Немудрено: ими усладились и дети, и старцы, и простолюдины, и вельможи. Они составляли в полном смысле русскую народную книгу».

Через год, на чествовании «пятидесятилетних занятий и успехов Крылова на поприще русской словесности», здравицы в его честь произнесут министр народного просвещения гр. С.С. Уваров, Жуковский, а от имени младших деятелей В. Одоевский. В честь юбилея по Высочайшему повелению была выбита памятная медаль с портретом Крылова, по общественной подписке учреждены 2 Крыловские стипендии для неимущих учеников гимназий.

Умер Крылов в кругу семьи, обретенной на закате дней. Отпевание и вынос тела происходили в Исаакиевской церкви в Адмиралтействе, а затем через весь Невский проспект мимо Императорской публичной библиотеки погребальная процессия последовала к Александро-Невской лавре. «Будущее поколение, — писала “Северная пчела”, — знающее наизусть поучительные рассказы дедушки Крылова, студенты здешнего университета окружили гроб, поддерживали балдахин и несли ордена. При сопровождении гроба в Александро-Невскую лавру множество народу следовало за печальною процессиею и встречало ее на улицах. Отцы и матери провожали добродушного наставника своих детей; дети оплакивали своего любимого собеседника и учителя, весь народ прощался со своим писателем, равно для всех понятным, занимательным и поучительным».

В. Калугин

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


И.А. Крылов и А.С. Пушкин

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) - русский поэт-баснописец.
При встрече, состоявшейся в Петербурге 11 или 12 апреля 1833 г., Пушкин со слов Крылова записал его "Показания" о событиях и людях времени Пугачевщины (1).
Детские годы (до 1775) он провел в Оренбургском крае и с матерью, Марией Алексеевнной Крыловой, перенес тяготы блокадной жизни в Оренбурге, осажденном войском Е.И. Пугачева с 5 октября 1773 по 23 марта 1774. Позднее, с середины1774, жил с родителями в Яицком городке (переименованном 15 января 1775 в Уральск).
Многое из того, о чем поведал Пушкину Крылов, не было его личными воспоминаниями. По малости лет в дни Пугачевщины он не мог осознанно воспринимать события, а спустя шестьдесят лет - отчетливо помнить их. Большинство сведений, записанных Пушкиным, были навеяны рассказами его матери и отца - Андрея Прохоровича Крылова, капитана 6-й легкой полевой команды, который являлся одним из руководителей обороны Яицкой городовой крепости. Пушкин использовал "Показания" на страницах "Истории Пугачева" (2) и в "Капитанской дочке"(4). Впервые они были опубликованы и прокомментированы Ю.Г. Оксманом (5).
И.А.Крылов упоминается Пушкиным в "Истории Пугачева", в черновых вариантах ее текста, а также в архивных заготовках к "Истории"(3).

Примечания:

1. Пушкин. Т.IX. С.492;

2. Там же. С.36-38, 45;

3. Там же. С.45,426, 444, 501;

4. Пушкин. Т.VIII. С.322, 323;

5. Оксман Ю.Г. Запись рассказов И.А.Крылова о Пугачевщине // Временник Пушкинской комиссии АН СССР. М.-Л.,1936. Вып.1. С.26-29.

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
.

+ + +

Крылов Иван Андреевич (1769 — по другим данным 1768—1844).

Пушкин высоко ценил творчество Крылова. Еще в раннем лицейском стихотворении «Городок» Пушкин упоминает ненапечатанную пьесу Крылова «Подщипа» («Триумф») и доброжелательно отзывается о «шутнике бесценном».

В зрелые годы поэт проявляет большой интерес к творчеству Крылова, считая, что он «превзошел всех наших баснописцев». В споре с Вяземским — автором статьи «Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева» Пушкин писал: «Грех тебе унижать нашего Крылова. Твое мнение должно быть законом в нашей словесности... И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова» (1824). И в более поздние годы Пушкин видит в Крылове выразителя «духа русского народа» и называет его «во всех отношениях самым народным нашим поэтом».

Были знакомы они многие годы. Еще до высылки Пушкина на юг поэт и баснописец встречались в салоне А. Н. Оленина, у других общих знакомых и в литературно-артистических кругах столицы. По возвращении Пушкина из ссылки в Петербург (лето 1827) их дружеское общение продолжалось и прервалось лишь с кончиной великого поэта. Они вместе бывали у Олениных в Приютино, на знаменитом обеде у Смирдина по случаю переезда его книжного магазина и библиотеки на Невский проспект (19 февраля 1832), на заседаниях Российской академии, членами которой оба состояли, в салоне В. Ф. Одоевского и на литературных «субботах» у Жуковского (1836).

Во время одной из таких встреч Пушкин записал рассказ Крылова о Пугачевском бунте и участии в нем его отца и использовал его рассказ в своей «Истории...».

Пушкин посетил Крылова «за день или два до дуэли с Дантесом».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 61.


Краткая хроника:

2 (15) февраля 1768 - И. А. Крылов родился в Москве в семье армейского офицера, переведенного вскоре в Оренбург, где семья и проживала пока мальчику на исполнилось 8 лет.

1779- смерть отца.

1783 -  переезд с матерью в Петербург, служба писцом в казенной палате.

1805 -  знакомство с писателем Дмитриевым, который одобрил три басни Лафонтена, переведенные Крыловым.

1809 -  отдельным изданием выходят 23 переведенные им басни.

1812-  служба в Публичной библиотеке, публикация басен о войне 1812 года - "Волк на псарне" и "Ворона и курица".

1838 -  первым из русских писателей удостаивается торжественного чествования 50-летия своей писательской деятельности. По приказу императора выбита специальная медаль в его часть.

9(22) ноября 1844 - И. А. Крылов скончался и с большими почестями погребет в Александро-Невской лавре.


Далее читайте:

Крылов Андрей Прохорович (1738-1778), один из руководителей обороны крепости в Яицком городке, отец поэта-баснописца И.А.Крылова.

Крылова Мария Алексеевна (1750-1788), жена капитана А.П.Крылова, мать поэта-баснописца И.А.Крылова.

Русский литературный анекдот XVIII-начала XIX вв. И. А. Крылов.

Андрей БАЖЕНОВ. «Русский ум, достигший полного совершенства…» И.А. Крылов – консерватор вечного.

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Иван Андреевич КРЫЛОВ.

Сочинения:

Полн. собр. соч. И. Крылова, с биографиею его, написанной П. А. Плетневым. Т. 1—3. СПб., 1847;

Полн. собр. соч. / Редакция, вступ. статьи и примеч. В. В. Каллаша. Т. 1—4. Пг., 1904—05;

Соч.: В 2 т. / Вступ. статья, подг. текста и примеч. Н. Л. Степанова. М., 1955;

Соч. Т. 1—2. М., 1984.

Литература:

Библиографические и исторические примечания к «Басням Крылова» / Сост. В. Каневич. СПб., 1868;

Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л., 1975;

И. А. Крылов в воспоминаниях современников. М., 1982. Серия литературных мемуаров.

Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС