Крылов Иван Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Крылов Иван Иванович

1860-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Иванович Крылов

 

Театральный художник

Крылов Иван Иванович (6 декабря 1860 - 14 ноября 1936) — русский живописец, график и театральный художник.

Родился 6 декабря 1860 года в станице Елизаветинской области Донского войска вблизи г. Азова. Сын урядника Средне-Новочеркасской станицы, казак. По окончании Новочеркасской Войсковой гимназии обучался в 1879—1887 годах в Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил с тремя медалями. В 1893 году за свои работы — «Новороссийская бухта», «Старочеркасский собор» и «Тропинка на г. Машук» — получил звание классного художника 3-й степени. Работал и жил в Петербурге, в Москве, в Крыму, на Кавказе и в Новочеркасске. В 1910—1911 годах находился во Франции и Италии.

В 1901—1902 годах жил на Кавказских минеральных водах и занимался устройством и художественным оформлением сцен в залах Лермонтовской галереи в Пятигорске, Пушкинской галереи на Железных водах и паркового театра в Ессентуках. По его эскизу скульптор Л. К. Шодкий создал скульптуру «Орел со змеей», установленную в 1901 году на Горячей горе. Ныне она стала официально признанным символом Кавказских Минеральных Вод.

Выполнял декорации для театральных постановок в Ростове, Нахичевани, Тихорецке, Минеральных Водах, Пятигорске, Железноводске и других городах. Экспонировался на Всемирной выставке в Париже (1900), 1-й выставке картин и рисунков объединения художников-профессионалов и самоучек Черкасского района в Новочеркасске (1928) и других. Провел персональную выставку в Петербурге (1913). Преподавал рисунок и живопись в собственной мастерской (с 1902), рисование и черчение в Политехническом институте в Новочеркасске, заведующий кафедрой графики. Занимался организацией в Новочеркасске художественной школы.

Творчество представлено в ряде музейных собраний; наиболее значительной коллекцией обладает Музей истории Донского казачества в Новочеркасске. В Новочеркасске открыт Дом-музей художника.

Художник неоднократно посещал родные места и считал Азов красивейшим городом России. Именно в Приазовье он написал сотни этюдов для своих будущих картин и провел несколько прижизненных персональных выставок.

Скончался 14 ноября 1936 года в Ростове-на-Дону, похоронен на новочеркасском кладбище.

Ныне десятки картин, этюдов и набросков знаменитого художника находятся в Азовском музее-заповеднике. В память об И.И. Крылове на здании библиотеки в станице Елизаветинской Азовского района установлена мемориальная доска. (По материалам местных СМИ).

Биографическую справку для портала ХРОНОС подготовил Н.Ф. Дик.


Певец Донского края

Иван Иванович Крылов родился в низовой станице Области Войска Донского – Елизаветинской – в семье казака, военного фельдшера, участника русско-турецкой войны Ивана Андреевича Крылова. После окончания станичного приходского училища отец привез 11-летнего Ваню в Новочеркасск, где он стал учеником Платовской гимназии. В гимназии у него появилось неодолимое желание рисовать. Стремление стать художником не смогли остановить ни возражения родителей, что «художество – не дело для казака», ни скудость средств, ни далёкий и холодный Петербург. В 1878 году он стал студентом Петербургской Академии художеств, которую окончил с четырьмя серебряными медалями. И.И. Крылов – художник-пейзажист, действительный член Московского и Петербургского общества любителей живописи, был участником многочисленных выставок в России и за рубежом, где получал признание и награды.

В 1897 году И.И. Крылов с семьей вернулся на Дон. Начался период ещё большего расцвета творчества замечательного художника. На свет появляются запечатленные на полотнах с любовью к отчей земле пейзажи родного края. И.И.Крылов был первым из донских художников, который организовывает выставки по Югу России. Он пишет декорации к спектаклям для театров Ростова, Тихорецка, Минеральных вод, Нахичевани, является автором эскиза скульптуры «Орёл терзающий змею» – символа Кавказских Минеральных вод, выполненной скульптором Л.К. Шадским. Жизнь в Новочеркасске не ограничивается живописью и организацией выставок. Бесконечно преданный любимому делу, Иван Иванович стремится приобщить к нему и жителей города. В 1902 году он открывает в Новочеркасске художественные классы, ходатайствует об открытии промышленно-художественной школы, а также избирается Мировым Судьей Черкасского судебно-мирового округа. В 1-ю Мировую войну он был попечителем семей военнослужащих и госпиталей, выезжал на фронт для зарисовки казаков-героев – участников боевых действий.

Преподавательская деятельность И.И. Крылова в Донском политехническом институте (ныне ЮРГТУ (НПИ)) начинается с 1912 года. Его приглашают преподавать черчение и рисование. До революции преподавание в институте не отнимало много времени. Студентов было немного. Так, например, по архивным данным, в 1907 году обучалось всего 167 человек, а в 1919 году на пяти факультетах стало обучаться 1470 студентов. И.И. Крылов успевал заниматься и живописью, и выставками, и общественной работой. С установлением на Дону и в Новочеркасске Советской власти и увеличением количества студентов работы в институте прибавилось. В 20-е годы XX века в вуз на рабфак стали поступать солдаты, пришедшие с фронтов гражданской войны. Многие были совершенно незнакомы с живописью, и этот предмет казался им архисложным. И.И. Крылов на первой лекции, убеждая слушателей, говорил: «Среди большинства из вас существует неверное убеждение, что научиться рисовать трудно, даже невозможно без особых дарованных свыше способностей. Поверьте, для законов рисования нужно столько же сил, сколько их нужно для усвоения четырех правил арифметики. Научить рисовать можно каждого, от самого малого до самого старого. Нужно только захотеть. А потому взгляд на рисование как на предмет непостижимый без таланта – ошибочный. Талант нужен художнику...». Преподавание для Ивана Ивановича было не просто работой. Он любил своих питомцев и вкладывал в каждого свою душу. Если он замечал, что студент талантлив, то, не считаясь со временем, учил его большему, чем того требовала программа. Такие студенты были частыми гостями в его мастерской и в изостудии, организованной им в институте. В 1930 году И.И. Крылов становится доцентом и заведующим кафедрой черчения и рисования.

Студенты и коллеги очень любили и уважали его за открытый и добрый нрав, за заботу и отзывчивость к тем, с кем ему доводилось общаться. К аудитории он обращался непременно: «Уважаемые студенты...», и от этого им становилось уютно и спокойно.

В 1930 году его 70-летие вылилось в настоящий праздник. В своем письме к писателю и драматургу К. Треневу он писал: «От открытых похвал я отказался, но они всё-таки раздули кадило и накадили со всех сторон. Преисполненный дерзости, собрал весь этот аромат и послал в НКП (Народный комиссариат просвещения) в пенсионную комиссию. Вот, мол, какого золотого работника вы держите на преподавательской пенсии, которой не хватает на уплату налогов». Из другого письма за сентябрь 1932 года: «Учебный год ещё не начинали, так как все мои друзья-питомцы обоего пола – на уборке хлеба. Начнем с 15-го. Уехал из сумасшедшей Москвы, как только добился своего и скупой увеличил пенсию в 280 руб.». Став заведующим кафедрой, Крылов с головой погрузился в работу. Помимо преподавания, на него буквально обрушился шквал хозяйственных забот. Он пишет в учебную часть заявки на изготовление столов для черчения и рисования, моделей различных зданий, железнодорожных мостов и прочего, всего того, что знакомило бы студентов не только с конструкциями, но и с правилами перспективы, которые важны в рисовании и при проектировании с натуры. Исходя из своего многолетнего опыта работы, вносит изменения и предложения в лекционные программы. Как он пишет в одном из писем: «Занятый всецело институтом и не знающий, в чём состоит Маркс, историко-методическое понимание, реорганизация и всякие культы: деньги-цены...», рожденный в другую эпоху и воспитанный на других идеалах, Крылов пытался приспособиться к требованиям времени и государственного строя, условиям жизни и труда. Любимый студентами, но непонятый обществом и оттого одинокий, в 1935-1936 годах он полон планов о создании новых полотен, он увлечен работой, но здоровье, надорванное с юности, ухудшается, и жизнь художника медленно подходит к концу. И.И. Крылов ушёл из жизни в 1936 году. Ему было 76 лет. Он оставил после себя тысячу картин. Его работы украшают стены музеев Москвы и Петербурга. Он любил наш город и донскую землю. И город Новочеркасск с благодарностью помнит и будет помнить его.

Е. Красохина

«Кадры индустрии» - газета Южно – Российского государственного технического университета(НПИ), №31 (2324) от 13 декабря 2010;

http://kadin.npi-tu.ru/index.php?route=article&num_article=196

 

 

В биографии художника Ивана Ивановича Крылова скромно значится: стал студентом Петербургской Академии художеств, которую окончил с четырьмя серебряными медалями. С четырьмя серебряными медалями! Неплохо! А нынешним студентам слабо? Путь к успешной учебе лежит через проекты студентов к защите дипломной работы и далее, как говорится, везде.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС