Кулибин Иван Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Кулибин Иван Петрович

1897-1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Кулибин Иван Петрович (1735, Нижний Новгород - 1818, там же) - механик, изобретатель. Род. в семье купца. К. был обучен грамоте и счету дьячком, а затем поставлен отцом за прилавок. К. самостоятельно изучил механику и открыл часовую мастерскую. В 1764 - 1769 К. изготовил часы в форме яйца ("яишной фигуры"), в которых помимо циферблата были створки, каждый час открывавшие крохотную сцену, где разыгрывалось театральное действие "Воскресение Христа", телескоп, микроскоп, электрическую машину. Был представлен приехавшей в Нижний Новгород Екатерине II, которая пригласила К. в Петербург. В 1769- - 1787 К. служил механиком и руководителем мастерских Петербург, академии наук. К. спроектировал три варианта деревянного одноарочного моста с длиной, пролета 298 метров (вместо обычных 50 - 60) через Большую Неву; построил и испытал "машинное водоходное судно", передвигавшееся против течения с помощью каната, наматывающегося на гребной вал силой воды и подтягивающего судно вверх к месту, где канат крепился; сконструировал фонарь с зеркальным отражателем (первый опыт прожектора), служивший для фейерверков и иллюминаций. В 1787 освобожденный от заведования мастерскими, К. целиком отдался изобретательству: спроектировал мельницы без плотин, "подъемное кресло" (лифт), трехколесный экипаж ("самокатка"), приводившийся в движение человеком на запятках, оптический телеграф, протезы ("механические ноги"), пытался создать вечный двигатель. В 1792 был избран .членом Петербург. Вольного экономического общества. В 1799 вышла в свет его кн. "Описание представленного на чертеже моста, простирающегося из одной дуги на 140 саженях...". В 1801 К. вернулся в Нижний Новгород, где до конца жизни занимался составлением проектов машинных судов. Главные изобретения К. не были претворены в жизнь. Умер К. в бедности.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Кулибин Иван Петрович (10.4.1735-30.7.1818), механик-самоучка. Из семьи мелкого торговца. В юношеский годы увлекался изучением часовых механизмов. В 1764-1767 при финансовой поддержке купца М.А. Костромина создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложное механическое устройство. В 1769 преподнес их императрице Екатерине II, которая назначила Кулибина руководителем механических мастерских Санкт-Петербургской Академии наук. В обязанности Кулибина входило «иметь главное смотрение над механическими и оптическими мастерскими, чтобы все работы с успехом и порядочно производимы были, и делать нескрытное показание академическим художникам во всем том, в чем он сам искусен». В мастерских изготовлялись астрономические оптические трубы, электростатические устройства, навигационные приборы, в конструировании которых участвовали ученые Академии наук. Работая в Академии наук, Кулибин сконструировал «планетные» карманные часы, в которых применил компенсационное устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, они показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы луны. Создал также проекты башенных часов, миниатюрных «часов в перстне» и др. Разработал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов, телескопов и других оптических приборов. В 1770-х гг. спроектировал деревянный одноарочный мост через Неву с длиной пролета 298 м (вместо применявшихся ранее 50-60-метровых пролетов), предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной решеткой. В 1776 построенная Кулибиным модель этого моста в 1/10 натуральной величины испытана специальной академической комиссией; проект был одобрен, но не осуществлен. С 1801 Кулибин работал над вариантами мостов (разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта металлических мостов). В 1779 сконструировал фонарь (прожектор), дававший при слабом источнике мощный свет. Это изобретение использовано в промышленных целях - для освещения мастерских, судов, маяков и пр. В 1791 Кулибин изготовил педальную повозку-самокатку, в которой применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения, а также разработал конструкцию «механических ног» (протезов). В 1792 принят в члены Вольного экономического общества. В 1793 построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстоянии (1794). В 1801 Кулибин был уволен из Академии наук и вернулся в Нижний Новгород. В 1804 построил «водоход», работу над которым начал еще в 1782 («судно шло противу воды, помощью той же воды, без всякой посторонней силы»). К этому же времени относятся работы Кулибина по применению паровой машины для движения судов. Разработал также приспособление для расточки и обработки внутренних поверхностей цилиндров, машины для добычи соли, сеялки, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции и др.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005


Литература:

Пипуныpoв В.Н., Раскин Н.М. Иван Петрович Кулибин. Л., 1986.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС