Николай Кузанский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Николай Кузанский

1401-1464

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Кузанский

Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs) (1401, Куза на Мозеле, близ Трира,—11.8.1464, Тоди, Умбрия), мыслитель раннего Возрождения, воспринявший наследие антично-средневековой метафизики и предвосхитивший главные черты философии нового времени. Епископ Бриксенский (Тироль), кардинал и «легат по всей Германии» (с 1450), генеральный викарий в Риме при папе Пие II. На Базельском соборе (с 1432 года) представил историософско-политический трактат «О католическом согласии» («De concordantia ca-thplica», 1433), проект замены юлианского календаря. Стремился к упорядочению социального и церковного организма вокруг единого духовного центра, строил планы объединения религий во всеобъемлющем католичестве («О согласии веры» — «De расе fidei», 1453). Его писания казались побочным занятием «для облегчения души от тяжких забот»; философские и математические трактаты создавались им иногда за один присест, вдохновение преобладает в них над системой. Их характеризует традиционная тематика (богопознание, учение о едином, христология, творение мира, иерархия бытия, Троица), эклектический синтез поздиеантической (Прокл), патристической (Псевдо-Дионисий Ареопагит), арабской мысли (для Николая Кузанского важно открыть живую актуальность расхожих философских формул, рассматривая их через «увеличительное стекло» своего метода,— «Берилл», 1458, рус. пер. 1980), терминология «неофициальной» схоластики (Иоанн Солсберийский, особенно Тьерри Шартрский), тематизация простейших понятий («то же», «что», «раньше», «не-иное», «мочь»). Крайняя индивидуальность стиля, провинциальность латыни Николая Кузанского, обособленность его онтологии в философии Возрождения привели к тому, что Николай Кузанский не был понят вполне ни его ближайшими учениками (Бруно, Этьен д'Этапль), ни его фактич. продолжателями (Декарт, Лейбниц). Однако важнейшие для Николая Кузанского понятия метода, априорного предвосхищения реальности, точности и строгости познания, человеч. творчества так или иначе оказываются в центре последующей новоевропейской философии.

Основная мысль, сформулированная в названии первой большой работы Николая Кузанского,— «знающее незнание» («De docta ignorantia», 1440, рус. пер. «Об ученом незнании», 1937, 1979): в осознании названия «свёрнуто» понимание того, каким должно быть настоящее знание. В непознанном сказывается, таким образом, изначально известное; отдельное свидетельствует о предсуществовании целого; разнообразие говорит о лежащем в его основе единстве. При этом пестрота чувственного отсылает к его рациональным закономерностям; сложность рациональности — к простоте ума (нуса); различие умов как единяще-собирающих начал — к единству первопричины. Отсюда универсальный путь восхождения у Николая Кузанского: «Соединяй видимые противоположности в предшествующем им единстве». Достоверность всего конкретного для Николая Кузанского каждый раз заново обеспечивается обращением его к божественному началу. Начало «просвечивает» во всём, оставаясь недостижимым именно потому, что оно всему предшествует: источник всякого «движения», естественной и человеческой истории, оно же и его конец. В отличие от абсолюта, универсум — единство «определившееся», «стяжённое» и потому неизбежно ограниченное этой определённостью. Всякий вещественный центр относителен (предкоперниканская космология), лишённый в себе конца мир имеет и центром и пределом своего творца. В качестве единого мир определяется «интеллигенцией» (собирающим смыслом). Через принадлежность к универсуму каждая вещь пребывает в каждой; макс. различие вещей совпадает с их минимальным различием (отсутствием такового). В трактатах «О предположениях» (1430—41, рус. пер. 1979), «Богосыновство» (1446, рус. пер. 1979), диалоге «Простец об уме» (1450, рус. пер. 1937) развёртывается учение об уме (а «человек есть его ум») как богоподобии. Последнее — не эманация первоначала, а воспроизведение его творящей способности в доступной человеку сфере (сравните учение о монадах Лейбница). Богопознаиие тоже открывается человеку «на нём самом»: он есть возможность быть, по-человечески, всем («О предположениях» II 14, 143). Высшее имя божественного начала у позднего Николая Кузанского — «возможность-бытие» («De possest», 1460, рус. пер. 1937), «не-иное» («De non aliud», 1462, рус. пер. 1937) и просто posse — «мочь» («О вершине созерцания», 1464, рус. пер. 1980) — ничем не детерминированная «возможность», предшествующая всему и совпадающая с действительностью: бог заранее уже есть всё, что только может быть.

В многочисленных проповедях Николая Кузанского поднимаются философские темы; нравственные вопросы он хочет решать через просветление сознания. Семь математич. трактатов посвящены квадратуре круга, проблеме бесконечности, уточнению числа π. Николай Кузанский виртуозно применяет геометрические и арифметические величины для иллюстрации философских понятий (круг как символ бесконечности, 103 как символ телесно осязаемого). Николай Кузанский постоянно касается проблемы бесконечно малых, но в противоположность Декарту подчёркивает абсолютную несводимость конкретных вещей и фигур друг к другу. Однако эта несводимая индивидуальность вещей позволяет надёжно идентифицировать их путём опытных замеров («Об исправлении календаря» — «De reparatione calendarii», 1436; «Простец об опытах с весами», 1450, рус. пер. 1979): Николай Кузанский намечает грандиозную программу табличной характеристики всех вещей и процессов.

В. В. Бибихин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Избр. филос. соч., М., 1937; Соч., т. 1—2, М., 1979—80: Opera, v. 1—3, Parisiis, 1514; Opera, Bd 1—3, Basileae, 1565; Opera omnia, Bd 1—14 —, Lpz.— Hamb., 1932—70.

Литература: Лосев А. Ф., Эстетика Возрождения, M., 1978, с. 291 — 316; S a n t i n е l l o G., II pensiero di Nicolo Cusano nella sua prospettiva estetica, Padova, 1958; Jaspers K., Nikolaus Cusanus. Münch., 1969; P r ä n t z k i E., Nikolaus von Kues und das Problem der absoluten Subjektivität, Meisenheim am Glan, 1972; Velthoven Th. van, Gottesscnau und menschliche Kreativität. Studien zur Erkenntnislehre des Nikolaus von Kues, Leiden, 1977.


Вернуться на главную страницу Николая Кузанского

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС