Лампрехт Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лампрехт Карл

1856-1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Карл Лампрехт

Лампрехт (Lamprecht), Карл (25.II.1856 - 10.V.1915) - немецкий историк либерального направления. С 1890 года - профессор Марбургского, с 1891 года - Лейпцигского университетов. Изданный Лампрехтом огромный по объему использованных источников труд "Хозяйственная жизнь Германии в средние века" ("Deutsches Wirtschaftsleben im Mittelalter", Bd 1-3, Lpz., 1885-86) выдвинул Лампрехта в первый ряд немецких историков. Это исследование (в котором, в частности, широко использовался материал картуляриев в качестве важнейшего источника аграрной истории средневековья) сохраняет до настоящего времени определенное научное значение. Рассматривая социально-экономическую историю Германии в средние века в основном с позиций вотчинной теории, Лампрехт в то же время придавал большое значение общине-марке и как социальной форме, предшествовавшей вотчине, и как локальной организации сельского населения, сохранившейся до конца средневековья. Подчеркивая важность хозяйственной и социальной структуры в историческом процессе, признавая закономерность последнего, Лампрехт истолковывал коренные проблемы исторической науки с позиций позитивизма. В многотомной "Истории Германии" ("Deutsche Geschichte", Bd 1-12, В., 1891-1909 (в 1901-1905 годы вышло 2 дополнительных тома); частично переведена на русский язык: "История германского народа", т. 1-3, М., 1894-1896) Лампрехт предпринял попытку дать синтетическую картину развития немецкого народа с древнейших времен до конца 19 века, стремясь сделать главным предметом освещения не политическую историю, а историю культуры в широком смысле слова (включая экономику и общественные отношения). В 1909 году основал при Лейпцигском университете Институт истории культуры и всеобщей истории, с 1907 года издавал "Beiträge zur Kultur-und Universalgeschichte".

Выступление Лампрехта с критикой методологических принципов школы Л. Ранке, отрицание им, в частности, политической истории как главного объекта исторического исследования дало толчок к методологической дискуссии 90-х годов среди немецких историков. В ее ходе Лампрехт истолковывал исторический процесс как закономерное эволюционное развитие, главным содержанием которого является культурный прогресс, а носителем последнего - нация. Настаивая на том, что объектом исторического изучения должен быть коллектив, а не отдельная личность, Лампрехт движущей силой истории считал при этом развитие социальной психики, усматривая в социальной психологии "нормативную основу исторической науки". Исторически сменяющиеся типы коллективной психики определяют, по Лампрехту, характер различных культурно-исторических эпох; понятие "культурно-историческая эпоха" он противопоставлял марксистской категории социально-экономических формации. Метод Лампрехта получил название культурно-исторического метода. Несмотря на идеалистический характер выдвинутой Лампрехтом методологической концепции, она была отвергнута большинством участников дискуссии (Г. Белов, Ф. Мейнеке, Э. Мейер, О. Хинце, Ф. Рахфаль, М. Ленц, Г. Онкен), обвинивших Лампрехта в уступках материалистическому пониманию истории и отвергших представление об исторических закономерностях. Как и большинство немецких историков конца 19 - начала 20 веков, Лампрехт идейно поддерживал империалистическую экспансию Германской империи, принимал участие в деятельности Пангерманского союза, в пропаганде идей "Серединной Европы" во главе с Германией (см. "НИИ", 1963, No 1, с. 134-35).

А. И. Данилов. Томск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Alte und neue Richtungen in der Geschichtswissenschaft, В., 1896; Was ist Kulturgeschichte?, "Deutsche Zeitschrift für Geschichtswissenschaft", 1896/97, Bd 1; Individualität, Idee und sozialphysische Kraft in der Geschichte, "Jahrbücher für Nationalökonomie und Statistik", 1897, Bd 68; Die historische Methode des Herrn von Below, B., 1899; Moderne Geschichtswissenschaft, 2 Aufl., B., 1909; Einführung in das historiche Denken, Lpz., 1912.

Литература:

Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем историографии конца XIX - нач XX вв., M., 1958; Kötzschke R., Verzeichnis der Schriften Karl Lamprechts, "Berichte über die Verhandlungen der Königlichen Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften in Leipzig", 1915, Bd 67, H. 3; Kötzschke R. und Tille A., Karl Lamprecht?, Gotha, 1915; Seeliger G., Karl Lamprecht, "Historische Vierteljahrschrift", 1919/20, Bd 19 (27), S. 133-144, Spieß E. J., Die Geschichtsphilosophie von Karl Lamprecht, Erlangen, 1921; Seifert F., Der Streit um Karl Lamprechts Geschichtsphilosophie, Augsburg, 1925; Schönebaum., Karl Lamprecht Zur 100. Wiederkehr seines Geburtstages, "Archiv für Kulturgeschichte", 1955, Bd 37, H. 3; Engelberg E., Zum Methodenstreit um Karl Lamprecht, в кн.: Karl-Marx-Universität Leipzig 1409-1959, Lpz., 1959.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС