Лев III Исавр
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лев III Исавр

680-741

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Лев III Исавр

Лев III. Солид, золото.

Лев III Исавр — византийский император в 717-741 гг., основатель Исаврийской династии. Родился около 675 г. в г. Германикия в Сирии, умер 18 июня 741 г. До воцарения был стратигом фемы Анатолик и носил имя Конон. Пришел к власти как выразитель интересов провинциальной военной аристократии. Лев III укрепил внешнеполитическое положение империи, отразив натиск арабских завоевателей в 718 г. у Константинополя и в 740 г. у Акроинона. В борьбе против арабов Лев искал союза с хазарами, в 733 г. женил своего наследника Константина на дочери хазарского кагана. Лев III, рассчитывая подчинить своей власти Церковь, поддержал в 726 г. иконоборчество, издал эдикт против культа икон в 730 г. В целях государственной централизации издал в 726 г. Эклогу (сборник законов). Создал новые фемы на островах и на побережье Малой Азии.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.552-553.


Лев III Исавр (около 685-741).  Свое прозвище Лев получил по месту рождения — в Исаврии, в Малой Азии. Его военная карьера началась в 705 году и позволила ему получить пост стратига Анатолии. Встав во главе самого большого воинского контингента Малой Азии, он в 717 году захватил трон и сразу же начал готовить Константинополь к обороне против арабов; год спустя побежденные арабы навсегда ушли от стен города. Впоследствии Лев одержал еще несколько побед над арабами на суше и выиграл ряд сражений на Балканах, что принесло ему огромную славу. Стремясь превратить империю в мощную воинскую силу, руководимую правителем, он считал причиной ослабления византийского государства излишнее почитание икон, затмивших образ императора. В 730 году он возглавил иконоборчество. По своему опыту Лев знал, что означает слишком большое могущество фем, и начал их разделять. Он собрал выдержки из Кодекса Юстиниана в новый корпус, приспособив право к новому времени.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 400-401.


Лев III (ок. 675 - 18.VI.741) - император с 717 года, основатель Исаврийской династии. Льву III удалось укрепить внешнеполитическое положение империи, отразив натиск арабских завоевателей (в 718 году - у Константинополя, в 740 году - при Акроиноне). В борьбе против арабов Лев III поддерживал хазар; в 733 году женил своего наследника Константина на дочери хазарского кагана. Опираясь на провинциальную знать, проводил иконоборчество (выступление против икон в 726 году, эдикт 730 года). 31.III.726 года издал Эклогу законов. В военных целях создал новые фемы на островах и на побережье Малой Азии. В оценке деятельности Льва III нет единого мнения: В. Г. Васильевский приписывал ему ряд преобразований (аграрные, военные, административные), Г. Острогорский считал, что каких-либо существенных реформ Лев III не проводил.

А. П. Каждан. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Лев III (ок. 680–741), известный как Лев Исавр, происходил из Исаврии в Малой Азии, но, возможно, его родным городом была Германикия в Сирии. Рано заявил о себе как одаренный военачальник и ловкий дипломат, и в 713 Анастасий II назначил его стратегом крупнейшей в империи фемы Анатолик. В 717 Льва избрали императором, а свергший Анастасия II Феодосий III ушел в монастырь. В 718 Лев принудил халифа Сулеймана увести от стен Константинополя свое изрядно потрепанное войско, целый год безуспешно осаждавшее столицу. После этого успеха Лев развернул против напиравших на Византийскую империю и уже овладевших Малой Азией арабов активные боевые действия. Он разбил их при Никее в 726, а также в знаменитой битве при городе Акроин во Фригии в 739. В 733, ища союзников в борьбе против арабов, Лев женил своего сына Константина, будущего императора, на дочери хазарского кагана. Лев инициировал реформы в управлении, в судебной сфере и в организации армии. При нем была создана знаменитая Эклога, т.е. краткое извлечение из римского права, согласованное с христианскими принципами; в целях борьбы со взяточничеством было назначено жалованье судьям и судебным чиновникам; издан составленный ранее Земледельческий закон. Религиозные убеждения Льва побудили его силой искоренить почитание икон христианской церковью, что расценивалось им как идолопоклонство (эдикт от 726). По всей империи проводилось уничтожение религиозных изображений, к оказывавшим сопротивление применялись телесные наказания и тюремное заключение. Страсти вокруг насаждавшегося сверху иконоборчества потрясали империю на протяжении более ста лет, политика иконоборчества крайне осложнила отношения Византийской империи с папами римскими и Западом вообще. Умер Лев III 18 июня 741.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Лев III Исавр - византийский император в 717— 741 гг. Родоначальник Исаврийской династии. + 18 февр. 741 г. Лев был родом из Исаврии. Императором Юстинианом II, в первое его правление, он был переселен вместе с родителями в Месемврию во Фракии. По прошествии нескольких лет, когда Юстиниан наступал с болгарами на Константинополь, Лев вышел ему навстречу и преподнес в дар 500 овец. Юстиниан тотчас назначил его оруженосцем и держал при себе как близкого друга. Но какие-то завистники оклеветали Льва, сказав, что он домогается престола. После расследования дела доносчики были посрамлены, однако молва об этом не умолкала. Юстиниан, если и не хотел явно чем-нибудь причинить вред Льву, все же затаил против него злобу и отослал с деньгами на Кавказ, поручив поднять аланов против племени абасгов (абхазцев). Лев прибыл в Лазику, деньги оставил на хранении в Фасисе и, взяв с собой немного местных жителей, отправился через Кавказские горы в Аланию (аланы тогда жили в долинах Кубани и Терека). Тем временем Юстиниан, желая погубить Льва, велел забрать деньги из Фасиса.

Аланы встретили посланца императора со всяческими почестями, послушались его речей, напали на Абасгию и захватили ее. Вскоре открылось, что денег у Льва нет. Но и тогда аланы ничего ему не сделали и продолжали оказывать Льву почет. Через какое-то время римляне сделали набег на Лазик. После их отступления в горах задержался отряд в 200 человек. Лев, услышав об этом, в мае месяце перешел через снега Кавказа на круглых лыжах и разыскал римлян. Они встретили его с большой радостью, потому что отчаялись пробиться на родину: путь к морю им закрывала крепость Сидерон, находившаяся под властью арабов. Но когда во главе отряда стал Лев, ему с помощью своих друзей-армян удалось хитростью захватить эту крепость и разрушить ее до основания. Вслед за тем он спустился к морю в землю апсилийцев, которые приняли его с почестями и помогли переправиться через море. Лев вернулся на родину, пробыв на Кавказе несколько лет, видимо, уже после смерти Юстиниана. Анастасий II сделал его стратигом анатолийского войска. После низложения Анастасия Лев не захотел признать его преемника Феодосия и находился во вражде с ним, одновременно воюя с арабами (Феофан: 709).

Процарствовав один год, Феодосии отрекся от престола. Тогда военные и государственные правители стали избирать кандидата на престол, и был выдвинут Лев. Он с торжеством вступил в Константинополь через Золотые ворота и в Софии увенчал себя императорским венцом (Никифор: 716). Своего единомышленника и сотоварища Артавазда, армянского полководца, он сделал зятем, выдав за него свою дочь Анну, и произвел в первые сановники двора (Феофан: 709).

Едва приняв власть, Лев должен был начать борьбу против арабского нашествия. В 717 г. арабы взяли Пергам, вышли к Абидосскому проливу и переправились во Фракию. Завоевав там много городов, они подошли к Константинополю, окружили его рвом, валом и в течение 13 месяцев осаждали столицу империи с помощью разных машин. 1 сентября к городу подступил огромный арабский флот. Большая часть его благополучно миновала пролив, но 20 отставших тяжелогруженых судов Лев сжег с помощью своих огненосных кораблей. Арабы встали у Сосфенийской пристани во Фракийском Боспоре. Так как римляне упорно защищались, им пришлось зимовать во вражеской земле. Между тем, всю зиму стояли морозы, и в течение ста дней земли не было видно из-за массы выпавшего на нее снега. От голода и лишений у осаждавших умерло множество людей, коней и верблюдов. Весной 718 г. из Египта прибыл второй флот с оружием и хлебом, а затем из Африки третий с многочисленными припасами (Никифор: 717). Однако, опасаясь огненосных кораблей римлян, арабы не решились входить в Боспор. Лев, узнав, что они скрываются в заливе, велел поставить на римские корабли огнебросательные сифоны и двинул их против захватчиков. В ходе разыгравшейся битвы большая часть арабского флота была потоплена и римляне овладели огромной добычей. После этого голод среди осаждавших достиг такой силы, что они порезали на мясо всех своих лошадей, ослов, верблюдов и ели всякую падаль. От этого начались среди них заразные болезни и сильный мор. Летом 718 г. халиф с огромным уроном отвел свои войска от Константинополя. Незадолго до смерти в 740 г. Лев имел с арабами еще одну большую битву у местечка Акроинон в Малой Азии, закончившуюся также блистательной победой. Тем самым продвижению арабов на запад был положен конец (Феофан: 709,710,731).

Таким образом, в начале VIII века арабскому могуществу был нанесен сокрушительный удар. Начиная с правления Льва Исавра империя вновь начала усиливаться. В немалой мере этому способствовали проводимые им реформы. На смену наемным войскам постепенно приходит крестьянское ополчение, формируемое по территориальному принципу. Это так называемое фемное войско, возникшее еще при Юстиниане II, получило при Льве дальнейшее развитие: по его указу было образована Фракисийская фема в Азии, а также две фемы в Европе - Фракия и Македония. Но важнейшим событием правления Льва стало возникновение иконоборческого движения (Дашков: «Лев Исавр»). Проводником и главным поборником этой ереси был сам император.. Летом 726 г. морские глубины между островами Фирой и Фирасией в Критском море стали выбрасывать огонь, а вместе с огнем и огромное количество гигантских камней. В конце концов из этих камней образовался остров, присоединившийся к острову Иеры. Говорят, что, услышав об этом, император воспринял происходящее как знак Божьего гнева и счел, что его вызвало уклонение христианской церкви в идолопоклонничество (Никифор: 726). Толкуя таким образом события в свою пользу. Лев, по словам Феофана, «воздвигнул самую бесстыдную войну против святых и достойных икон». Византийцы, оскорбленные новым учением, убили некоторых людей императора, которые снимали икону Господу с медных ворот Софии. Многие за свою ревность к иконам были наказаны усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений. Церковные училища были закрыты. Жители Эллады и Кикладских островов, не приняв иконоборчества, восстали против Льва и провозгласили императором некоего Козьму. В апреле 727 г. флот мятежников подошел к Константинополю, но был побежден. Их корабли были сожжены или потоплены. Захваченного в плен Козьму император велел обезглавить. Вскоре после этого Лев восстал также и против почитания святых мощей, а всех бывших до него императоров и архиереев объявил идолопоклонниками (Феофан: 718). Духовенство, а в особенности монахи, отнеслись к иконоборчеству очень враждебно. В 730 г. император собрал столичных жителей, призвал патриарха Германа и стал принуждать его подписать послание об уничтожении икон. Но патриарх отказался и снял с себя священство, сказав: «Без Вселенского собора я не могу дать предписание о вере». Из столицы он уехал в родительский дом и здесь жил до самой смерти. На его место Лев возвел клирика Софии Анастасия. С годами сопротивление почитателей икон становилось все более упорным, а борьба против них принимала все более ожесточенный характер. Лев так и не увидел ее конца: страдая тяжелой водянкой, он умер в июне 741 г. (Никифор: 730,741).

Все монархи мира. Греция, Рим, Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.


Лев III Исавр или Сириец (между 675 и 685 - 741, имп. с 717)

Император Лев III, основатель Исаврийской или Сирийской династии, происходил из сирийского города Германикии и был, по-видимому, местным греком. Прозвище Исавр, доставшееся ему и его потомкам, по мнению современных исследователей, ошибочно, хотя вопрос этот спорный. Семья Льва после захвата Германикии арабами перебралась во фракийскую Мезимерию, где будущий император и провел свою молодость. Родители его, судя по всему, были люди непростые, и Лев считался достаточно состоятельным человеком. В 705 г., когда через Мезимерию отбивать константинопольский престол у Тиверия III шло болгарское войско Юстиниана Ринотмета, Лев примкнул к последнему, приведя в его лагерь несколько сотен овец для солдат.

Воцарившись, Юстиниан II не забыл услужливости Льва, и с этого момента началась его карьера. Он получил титул спафария и стал близким императору придворным. Естественно, что у неожиданно возвысившегося провинциала появились недруги, и спустя некоторое время Юстиниан Ринотмет по наущению доносчиков заподозрил его в "измене" и отправил подальше из столицы, послом в Лазику - по крайней мере, такую версию предлагает Феофан. Лев должен был подкупить царя лазов и втравить их в войну с племенами, враждебными империи. Вскоре Юстиниан II приказал отнять у спафария казну и тем самым поставил его в опасное и нелепое положение: пообещав лазам деньги, Лев оказался не в состоянии их выплатить. Однако варвары выступили в поход и без награды, а сам Лев, действуя от имени императора на Кавказе, выполнил все возложенные на него поручения и всячески способствовал росту там византийского авторитета.

Уже тогда он проявил себя как человек коварный, лживый и вместе с тем бесстрашный и упорный в достижении своих целей. Лев не брезговал никакими способами и не останавливался ни перед каким риском. Однажды, надеясь перехватить и возглавить отбившийся от своих отряд ромейских наемников, он с пятью десятками варваров перешел горы на лыжах (круглых плетеных снегоступах) по опасному весеннему снегу. Лев Исавр отлично владел конем и оружием, отважно сражался не только на суше, но и на море и был одним из самых блестящих полководцев Византии.

Выросший вдали от столицы, Лев III не мог похвастать большой образованностью, однако обладал живым умом и превосходно говорил не только по-гречески, но и по-арабски.

Георгий Амартол ([28, т. I, с. 468]) пишет, что внешне он был "добровиден и красив лицом" и отличался высоким ростом.

Закончив дела на Кавказе, Лев не торопился вернуться в Константинополь, справедливо опасаясь Юстиниана Ринотмета и его необузданного нрава. Лишь при Филиппике или даже после его свержения полуопальный спафарий оказался в столице. Император Анастасий II, крайне нуждавшийся в надежных и опытных государственных мужах, наградил его титулом патрикия и назначил стратигом важной в военном плане фемы Анатолик.

С новой должностью Лев Исавр освоился достаточно быстро. Он не смог или не счел нужным вмешиваться в борьбу за власть между Анастасием II и Феодосией II. Когда же последний утвердился на престоле, Лев не признал его императором, отчетливо сознавая, что слабый и неопытный Феодосии, поддерживаемый одной лишь фемой Опсикий, навряд ли сможет оказать ему действенное сопротивление. Скрепив союз со стратигом Армениака Артавасдом обещанием тому руки своей дочери Анны и договорившись о временном перемирии с арабами, которые охотно поддерживали любую смуту в государстве противника, Лев Исавр 13 апреля 716 г. объявил себя императором. Однако сарацины не прекращали боевых действий, и Льву пришлось терять время, отбиваясь от их набегов или ведя переговоры. Лишь весной следующего года он повел армии восточных провинций на столицу. 25 марта 717 г. Феодосии III сложил с себя власть, и патриарх Герман венчал Льва III Исав-ра на царство.

Сицилийская фема провозгласила под именем Тиверия еще одного кандидата в императоры, некоего Василия Ономангула, но посланный в Италию вновь назначенный стратиг Сергий подавил мятеж, а организаторов беспорядков заставил спасаться бегством.

Новый император оказался лицом к лицу с опасностью грандиозного нашествия мусульман. Ему некоторое время удавалось, обманывая их командующего, брата халифа Масламу, замедлять продвижение сарацинских войск к Константинополю от ранее захваченного ими Пергама, но к лету 717 г. арабы уже перешли Геллеспонт, а 15 августа началась осада столицы. Поддерживая сухопутные войска, 1 сентября в Пропонтиду вошел громадный (ок. 1800 кораблей) арабский флот и занял все морское пространство против Константинополя, от Магнавры до Кикловия. Ромеи перегородили Золотой Рог цепью на деревянных поплавках, а василевс, не теряя времени даром, организовал вылазку и, лично командуя византийскими кораблями, одержал над врагом первую победу.

Не сумев взять город с ходу, сарацины приступили к планомерной осаде, выкопав у стен ров и возведя на нем укрепления. Но инициатива на море, благодаря "греческому огню", оставалась в руках ромеев, а город, обильно снабженный средствами обороны еще при Анастасии И, с суши был неприступен. Осада затянулась до зимы, которая оказалась необычайно холодной. Более трех месяцев земля лежала под снежным покрывалом, из-за отсутствия фуража и продовольствия в огромном лагере осаждающих начался голод.

Союзные ромеям болгары уничтожали отряды, посланные для добычи провианта во Фракию, и к весне положение солдат Масламы сделалось отчаянным. "Они пожирали всякую падаль, и лошадей, и ослов, и верблюдов. Говорят даже, что они ели трупы людей и свой собственный помет в горшках, мешая его с закваской" (Феоф., [82, с. 291]). Прибывшая по приказу нового халифа Омара II весной 718 г. эскадра была разбита византийцами, причем часть моряков халифа из египетских христиан изменила ему и перебежала к единоверцам вместе с кораблями. Подкрепления, шедшие из Дамаска по суше, несли большой урон от рейдов византийской кавалерии, а в конце концов были остановлены у Никеи и повернули вспять. В лагере Масламы свирепствовала чума, и 15 августа 718 г. осада была снята. Отступавший флот греки сожгли, а буря в Эгейском море рассеяла его остатки. Крупнейший поход арабов с позором провалился: из ста восьмидесяти тысяч воинов, принявших в нем участие, домой возвратилось менее четверти, а из более чем двух с половиной тысяч кораблей - лишь пять. Эта неудача серьезно подорвала возможности халифата и надолго отбила у мусульман охоту к войне. Дальнейшая история конфликтов ромеев с сарацинами оказалась для последних не менее печальной. Начав с конца 720-х гг. беспокоить византийские рубежи разбойничьими набегами, арабы за десять лет собрали огромную армию для крупного вторжения и в 739 г. двинули ее в пределы империи. Но, несмотря на некоторые успехи, мусульмане не смогли продвинуться сколь-нибудь далеко в глубь ее территории, а в 740 г. у местечка Акроинон в Малой Азии армия христиан, возглавляемая императорами Львом III и его сыном Константином V, нанесла им страшное поражение.

Значение этих побед для мировой истории (наряду с победой франков Карла Мартелла при Пуатье в 732 г.) нельзя недооценить. Во всяком случае, именно после разгрома при Акроиноне в Дамаске начались смуты, завершившиеся падением Омейядов, экспансия арабов в Европу практически сошла на нет, а византийцы сами начали неуклонно продвигаться на юг и юго-восток, возвращая бывшие свои владения в Малой Азии и Сирии.

Лев III оставил глубокий след в византийской истории не только победами в сражениях, но и в значительной мере благодаря своей внутренней политике. Фемные учреждения при нем получили дальнейшее развитие. В Малой Азии образовалась новая фема - Фракисийская с центром в Эфесе, в Европе - две: Фракия и Македония. Умело и вовремя поддержав тенденции, возникшие задолго до вступления Сирийской династии на трон, ее основатель укрепил державу и по существу обуздал кризис, терзавший государство с конца VII столетия.

Около 726 г. (или в конце 730-х гг.) появился важный документ -"Эклога", новая кодификация византийского права - "Сокращенное извлечение законов, учиненное Львом и Константином, мудрыми и благочестивыми василевсами, из Институций, Дигест, Кодекса, Новелл - конституций Великого Юстиниана с внесенными в них исправлениями в духе большего человеколюбия". Намерения Льва Исавра, отраженные в тексте "Эклоги", были не лишены известного благородства: "Мы поставили впереди всякую земную справедливость, как посредницу с небесным, острейшую всякого меча в борьбе с врагами... Тех, кто поставлены исполнять законы, мы убеждаем воздерживаться от всех человеческих страстей, но от здравого смысла выносить решения... не презирать нищего, не оставлять без обличения сильного, содеявшего неправду, чтобы не наружно и не на словах превозносить справедливость, а на деле предпочитать беззаконие и лихоимство, но напротив, когда в тяжбе участвуют две стороны - чтобы обе были поставлены в равные одна к другой отношения и чтобы столько именно было отнято у обидевшего, насколько окажется пострадавшим обидимый... Всячески желая положить конец мздоимству в суде, мы решили давать жалованье из нашего казначейства славнейшему квестору [судье. - С.Д.] и... всем служащим по судебным делам, дабы они ничего не брали с лица, у них судимого" ([86, с. 41 - 43, изм.]). В нормах "Эклоги" отразились те изменения, которые произошли в общественно-экономическом укладе империи с середины VI в., прежде всего создание фемного строя. Многие преступления, за которые по Юстинианову праву полагалась смерть, отныне стали наказываться, по меркам VIII столетия, более гуманно - членовредительством (лишением рук, носа, глаз и пр.). Некоторые положения "Эклоги" вошли в судебники славян Восточной Европы и Киевской Руси.

Крупнейшим событием жизни Византии при Льве III стало возникновение иконоборческого движения, начало которому положил сам император. Историки впоследствии находили иконоборчеству массу причин социальных, но свою роль в его утверждении, несомненно, сыграли и личные качества василевса: прежде всего его восточное происхождение (иерархи Малой Азии еще в 724 г. открыто выступили против почитания икон, которого, кстати, христианство первых веков не знало) и упрямство. Раз осудив почитание святых изображений, император не пожелал отступить, даже воочию видя неприятные последствия своего шага. Противники Льва III упрекали его еще и в "сарацинолюбии" - чрезмерном увлечении арабской культурой и внимании к доводам мусульман и иудеев против "идолов".

Религиозная политика Льва, чья решительность бывала в делах гражданских не совсем уместной, вообще не всегда отличалась продуманностью и осторожностью. Например, около 723 г. (забыв о горьких уроках Фоки и Ираклия I) император издал эдикт о насильственном крещении иудеев и монтанистов. Первые в который раз начали покидать города империи, а вторые ответили на приказ царя массовыми самосожжениями. Что же касается собственно борьбы с иконами, то в 726 г. Лев III велел перевесить их в церквях повыше под тем предлогом, что некоторые невежественные христиане, вразрез с учением церкви, действительно поклонялись иконам как таковым (а не изображениям на них) и даже употребляли краску с них ... на причастие! В 728 г. император, идя дальше, приказал замазать краской картины на религиозные сюжеты в некоторых храмах. 17 января 730 г. во дворце собрался силенций - конфиденциальный совет представителей духовенства и синклита, на котором поклонение иконам было объявлено преступлением. На стенах церквей вместо религиозных картин появились светские - изображения бытовых сцен, птиц, животных, различные пейзажи.

Ответная реакция населения империи на все эти меры с самого начала иконоборчества привела к серьезным конфликтам. Деятельная часть христиан раскололась на две партии - иконопочитателей (иконодулов) и иконоборцев (иконокластов). Под флаг защиты святых изображений встали все враждебные императору круги, по стране (особенно на Западе, где иконы и мощи святых, да и вообще обрядовая сторона христианского вероучения были для народа более значимы, нежели на Востоке) прокатились восстания. В 726 г. поднялось население Греции и островов Эгейского моря. Императором был провозглашен некий Косьма, но 18 апреля 727 г. его флот был разбит под столицей, начальник флота мятежников бросился в доспехах в море, а сам узурпатор был схвачен и обезглавлен. Годом позже восстала Равенна, экзарх Павел погиб, соседи-лангобарды, использовав сумятицу, овладели городской гаванью. Новый экзарх Евтихий подчинил себе город, но брожение в Италии не прекращалось.

Придворный, посланный уничтожить скульптурную икону Христа в центре Константинополя, в Халкопратиях, был растерзан толпой фанатично настроенных горожан, в основном женщин и монахов. Император распорядился произвести расследование и сурово наказать виновных.

Папа Григорий II (715 - 731) выступил против нововведений василевса. Между Константинополем и Римом состоялся обмен язвительными посланиями. "По этим изображениям, - писал папа, - люди [необразованные] составляют понятия о существе изображаемых предметов. Мужи и жены, держа на руках новокрещенных малых детей, поучая юношей или иноземцев, указывают пальцами на иконы и так образуют их ум и сердце и направляют к Богу. Ты же, лишив этого бедный народ, стал занимать его празднословием, баснями, музыкальными инструментами, играми и скоморохами!" [231, т. II, с. 33] В ответ император безапелляционно заявлял: "Я василевс и вместе с тем иерей!" [там же] С военной прямотой Лев напоминал папе о событиях времен Константа II и несчастной судьбе Мартина I. Однако до полного разрыва престола св.Петра с Константинополем не дошло. Григорий II, интриган не менее хитрый, чем византийский император, вовсе не стремился лишить апостольскую столицу покровительства Востока, ибо стенам Вечного Города угрожал воинственный Лиутпранд, король лангобардов. Сменивший Григория II Григорий III (731 - 741) действовал менее осторожно. В ноябре 731 г. собор в Латеране безоговорочно осудил иконоборчество. Реакция Льва III была моментальной: флот грозного императора появился у берегов Италии, привилегии владений папы на части полуострова были ликвидированы, налоги с этих земель стали поступать в византийскую казну. Римские епархии в Греции, Далмации, Калаврии и на Сицилии эдиктом василевса оказались переведены под юрисдикцию константинопольского патриарха.

По уничтожении иконоборчества деятели православия провели тщательную чистку источников. Погибли сочинения иконоборцев, эдикты императоров и постановления церковных синодов и соборов. Православная историография традиционно изображала Льва Исавра "нечестивым", злым и кровожадным человеком, столпом невежества. Однако реально гонения на иконопочитателей при Льве III были незначительны, из мучеников VIII - IX столетий, пострадавших за иконы, лишь десяток приходится на время его правления, да и то почти все - наказанные за убийство императорского чиновника в Халкопратиях.

Незадолго до кончины императора страшное землетрясение поразило многие города империи, в том числе и Константинополь. Рухнула часть башен Феодосиевой стены, сама стена серьезно пострадала. Василеве ввел чрезвычайный налог с граждан на ремонт городских укреплений. Последствия стихийного бедствия устранили, но императорская подать дикератион ("два кератия" - одна двенадцатая номисмы) осталась. Теперь укрепления стали содержаться казной, а не городскими магистратами, как было еще со времен античного Рима.

Ненадолго пережив триумф Акроинона, император Лев III Исавр умер 18 июня 741 г.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997.


Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Литература:

Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. общества и культуры VIII - пер. пол. IX в., М.-Л., 1961 (имеется библ);

Schenk K., Kaiser Leo III, Halle, 1880.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС