Леви-Строс, Клод
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Леви-Строс, Клод

1908-2009

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Клод Леви-Строс

Леви-Стросс (Levi-Strauss) Клод (p. 1908) - французский этнолог, антрополог, культуролог; агреже философии, доктор филологических наук, лиценциат права, проф. Коллеж де Франс (с 1959 года член Французской академии (с 1972), создатель и ведущий представитель структурной антропологии, теоретик Структурализма в гуманитарных науках. Воспитанник французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Мосс), Леви-Строс испытал влияние американской школы культурной антропологии (Ф. Боас, А.Л. Кребер), К. Маркса, К.Г. Юнга, лингвистического структурализма (Н. Трубецкой, Р. Якобсон). 

Основная исследовательская задача Леви-Стросса - раскрытие дорефлексивных - коллективно-бессознательных - мыслительных структур, регулирующих поведение индивидов независимо от их воли. Именно потому, что эти структурные механизмы не осознаются субъектами и не даны в непосредственном наблюдении, они подлежат обнаружению с помощью теоретических моделей, позволяющих перейти с эмпирического на латентный уровень изучаемых объектов.

Наиболее известными антропологическими моделями, предложенными Леви-Стросом, являются его интерпретация первобытного запрета на инцест, с одной стороны, и концепция опосредствующей функции мифа - с другой. Запрет на инцест, по Леви-Стросу, знаменует собой фундаментальный акт в жизни «примитивного» человека - переход от природы к культуре, причем биологическая составляющая этого запрета обеспечивает ему «универсальность», а социальная вносит принцип «порядка» (нормы, ограничения и правила поведения). Тем самым запрет на инцест, представляя собой трансформацию биологических союзов, основанных на единокровности, в брачные союзы, предполагающие обмен женщинами между разными группами, оказывается источником позитивной социальной организации, обеспечивающей власть культуры над природой.

Мифологическое мышление Леви-Строса рассматривает как бессознательно-логический инструмент, позволяющий разрешать противоречия с помощью механизма «медиации» - постепенной замены несовместимых противоположностей (жизнь-смерть) более мягкими оппозициями (животное-растительное, сырое-вареное) вплоть до введения в качестве культурных героев таких персонажей, как ворон, питающийся падалью. В синтагматическом плане Леви-Строс дает каноническую формулу развертывания мифического повествования: от негативной ситуации (нарушение космического и социального равновесия) - через медиативный процесс - к ликвидации негативности.

В методологическом отношении, полемизируя с представлениями Леви-Брюля о дологическом характере первобытного мышления, Леви-Строс показал, что последнее обладает собственной - ассоциативно-метафорической - логикой. В отличие от науки Нового времени, выделяющей в качестве своего предмета абстрактно-понятийный уровень реальности, предметом «мифологики» является мир в его чувственной конкретности; при этом мифологическое знание, где понятийная система растворена в образах, представляет собой, с одной стороны, не низший, по сравнению с рационально-дискурсивным, но параллельный ему способ познания действительности, образующий своего рода «универсальный субстрат» человеческой цивилизации и воплощающий «единство человеческого разума», а с другой - содержит в себе конечный набор потенциальных возможностей, выбор и актуализация которых приводит к возникновению всего многообразия культурно-исторического мира.

Вместе с тем, скептически относясь к идее взаимозависимости и взаимодействия разнородных культур, Леви-Строс, напротив, склонен подчеркивать их неспособность передавать друг другу основы своей самобытности, их несоизмеримость и взаимную несводим ость; культуры связаны, по Леви-Стросу, не столько динамической связью взаимоизменений, сколько статической связью «сосуществования»: «Мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность». Направленный против любых форм этно- и социоцентризма, этот тезис вместе с тем изымает культуры из единого процесса исторического становления, что ставит под вопрос наличие самого этого процесса.

Ориентированная на модель естественнонаучного знания (точность, достоверность, объективность), направленная против любой - от Р. Декарта до Ж.-П. Сартра - «философии субъекта» (задача науки, по Леви-Стросу, «постичь бытие по отношению к нему самому, а не по отношению к Я»), позиция Леви-Строса основана на жестком противопоставлении синхронии и диахронии - устойчивых структур, с одной стороны, и подверженной случайностям истории - с другой. Поскольку история, во-первых, является идиографической дисциплиной, имеющей дело с непериодическими феноменами и, следовательно, неспособной устанавливать законы; поскольку, во-вторых, она всегда представляет собой субъективную интерпретацию событий тем или иным историком (который конструирует исторические «факты» исходя из собственного «кода», представляющего собой «автономную референциальную систему» и потому не совпадающего, а зачастую и несовместимого с «кодами» других историков), постольку Леви-Строс считает историографию не наукой, но таким дискурсом, который не способен искоренить в себе «природу мифа». Отсюда следует, что надежда на построение «всеобщей истории» («тотальной» и «непрерывной») иллюзорна: научному описанию поддаются только структурно-организованные исторические «срезы», а не динамика перехода между ними.

Позиция Леви-Строса вызвала в начале 1960-х годов острую полемическую реакцию со стороны Ж.-П. Сартра. Для Леви-Строса лишь синхронные методы позволяют изучать социальные институты как систему; для Ж.-П. Сартра же, положившего в основу своей философии идею «фундаментального проекта», направленного в будущее и являющегося движущей силой всякого праксиса, сами эти институты суть воплощения «практико-инертного поля»; овеществляя человека (Овеществление), они служат средством Отчуждения его свободы. Если, согласно Ж.-П. Сартру, неподвижные структуры могут и должны стать предметом научной объективации, то именно затем, чтобы постоянно преодолеваться человеком, творящим себя в истории (по Ж.-П. Сартру, существенно не то, что структуры «делают» с человеком, а то «что делает человек из того, что с ним сделали»); Л.-С., напротив, подчеркивая онтологическую первичность «бессознательной природы коллективных феноменов», намеренно выносит «за скобки» осознанные действия личности и, соответственно, событийно-историческое начало человеческой жизни.

Леви-Строс считается единственным до конца последовательным представителем структурализма в гуманитарных науках, установка которого на детерминизм, неограниченную объективацию человеческого мышления и поведения чревата перерастанием в философскую методологию сциентизма, о чем, в частности, свидетельствует его программный тезис: «Конечная цель наук о человеке не в том, чтобы конституировать человека, но в том, чтобы растворить его - реинтегрировать культуру в природу и, в конечном счете, жизнь - в совокупность физико-химических состояний».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 285-287.

Сочинения: Колдун и его магия // Природа. 1974, № 8; Деяния Асдиваля. Как умирают мифы // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985; В травяной лавке мифов // От мифа к литературе. М., 1993; Первобытное мышление. М., 1994; Печальные тропики. М., 1999! Мифологики. Т. 1-3. СПб., 2000; Путь масок. М., 2000; Структура и форма: Размышления об одной работе Владимира Проппа. «Кошки» Шарля Бодлера (совм. с Р. Якобсоном) // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000; Структурная антропология. М., 2001; Les structures elementaires de la parente. P., 1949; Race et histoire. P., 1952; Le totemisme aujourd'hui. P., 1963; Mythologiques. V. 1-4. P., 1964-1971; Anthropologie structurale: deux. P., 1973; La voie des masques. V. 1-2. Geneve, 1975; Le regard eloigne. P., 1983; Paroles donndes. P., 1984; La potiere jalouse. P., 1985; Des symboles et leurs doubles. P., 1989; Histoire de Lynx. P., 1991; Regarder, ecouter, lire. P., 1993; Le pere Noёl  supplicie. P., 1994.


Вернуться на главную страницу Леви-Строса

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС