Лиходеев, Лидес, Леонид Израилевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лиходеев, Лидес, Леонид Израилевич

1921-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Леонид Израилевич Лиходеев (Лидес)

Лиходеев (настоящая фамилия Лидес) Леонид Израилевич (14.04.1921, село Юзовка, Екатеринославская губ. — 6.11.1994, Москва). В августе 1941 года, будучи больным туберкулёзом, добровольцем ушёл в армию. Был фронтовым газетчиком. Демобилизовавшись в 1944 году, стал работать в газетах Краснодара. В 1949 — 1952 годах учился в Литинституте. Начинал как поэт. Однако первую славу ему принесли фельетоны. В 1972 году опубликовал свой первый юмористический роман «Я и мой автомобиль». В 1980-е годы издал романы «Боги, которые лепят горшки» и «Семь пятниц».

Вячеслав ОГРЫЗКО

Сочинения:

Фельетоны. — М., 1961; Мурло мещанина. — М., 1962; Местное время. — М., 1963; Покорение пустыни: Стихи. — М., 1953; Боги, которые лепят горшки. — М., 1983; Звезда с неба. — М., 1983; Семь пятниц. — М., 1986; Сначала было слово. — М., 1987; Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала: Роман. — М., 1990.

Литература:

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. — М., 1996; Борин А. // Русские писатели 20 века. — М., 2000.


Лиходеев (настоящая фамилия Лидес) Леонид Израилевич [14.4.1921, г.Юзовка (ныне Донецк), Украина — 6.11.1994, Москва] — поэт, прозаик. Отец — служащий. После 9-го класса школы Лиходеев поступил на рабфак, затем — в Одесский унивеситет. Со 2-го курса ушел на фронт добровольцем, воевал на Закавказском и Кавказском фронтах, был военным журналистом, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и др.

В 1944 демобилизовался в связи с обострением туберкулеза. Работал в «Краснодарской газете.», с 1949 по 1952 учился в Литературном институте им. А.М.Горького.

Еще в школе Лиходеев писал стихи и рассказы, литературный путь он начал с поэтических сборников: в 1953 — «Покорение пустыни», в 1955 — сб. «Своими глазами», в 1957 — «Открытое окно»; в основном это стихотворные репортажи и сатирические стихи в манере Маяковского. В 1954 он становится членом СП. Затем были написаны 2 книги путевых очерков: «Поездка в Тофаларию» (1958) и «Волга впадает в Каспийское море» (I960), в 1961 — пьеса «Шаги на рассвете». Выходят сборники «Местное время», «История одной поездки...», повесть «Я - парень сознательный».

С конца 1950-х Лиходеева все больше привлекает жанр сатиры. Начавшаяся после XX съезда «оттепель» в политической и культурной жизни вселяет в писателя большие надежды на социальное и нравственное обновление общества. Он создает новый тип фельетона, ничего общего не имеющий с беззубым подшучиванием, насмешками над отдельными, частными фактами.

Это проблемный очерк, выявляющий корни социального и нравственного неблагополучия. Первый сборник, «Фельетоны», выходит в 1961, второй, под выразительным названием «Мурло мещанина»,— в 1962. Творческие принципы Лиходеев формулирует в фельетоне «Овал»: он призывает не походить на собачку из опытов академика Павлова, которая сошла с ума, увидев необычный круг — овал. Лиходеев высмеивает нашу «нелюбопытную лень», «привычку, оберегающую человека от необходимости рассуждать». Объект сатиры четко выявлен и описан, это «дурак» разных видов: «ленивый, ретивый, восторженный, унылый, ученый, невежественный...». «Весь ужас заключается в том, что он дееспособен, то есть способен на что угодно, кроме полезной деятельности». Вот эту борьбу с «божественным, самоотверженным нежеланием думать» и видит Лиходеев своей главной задачей («Думать надо»). В фельетонах Лиходеев звучит не насмешка Марциала, а свист Ювеналова бича. Предметом разоблачения становится чванство и «дремучее безделье» совр, чиновных Маниловых, агрессивная дикость, отсутствие минимальных культурных навыков («Дикарь»), невежество и ханжество («Фиговые листья») Видны и заблуждения, не изжитые еще и самим автором: в любви к собственности ему видится что-то низкое, торгашеское («Частная собственность», «Духовная сухаревка») Впрочем, Лиходеев умел отказываться и от собственных заблуждений: в 1966 в статье «Частная собственность» он писал об этих фельетонах. «Мое пионерское прошлое дало себя знать... Если рынок зашел в подполье, он порождает стихию в таких отвратительных формах » Фельетоны Лиходеева становятся широко популярными.

На протяжении многих лет Лиходеев публикует их в «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Крокодиле». Во второй половине 1960-х общий тон очерков Лиходеева меняется, становится менее оптимистичным. В книгах «Указать на недопустимость», «Цена умиления» (1967) Лиходеев проводит анализ темы мещанства как общественного явления, показывает, что основа его — «три жирных кита, состоящих из самоуверенного сала»: «лютый собственнический инстинкт, свирепое разделение по чинам и вожделенный мещанский порядок» («Крестики и нулики»). «Мещанство — это мелкое, низкое представление о людях и прежде всего — ужасающая уверенность в своем постоянном нравственном превосходстве» («На цепи нравственных устоев»). Лиходеев разоблачает убожество антирелигиозной пропаганды, вырождающееся в «покровительство разнузданного кощунства» («Догмат неверия»), ханжество и агрессивное невежество, пошлую демагогию, попахивающую привычкой к политическому доносу («Звонари-пономари»). Общественная ситуация такова, что это мещанство набирает силу, оно уже открыто и цинично провозглашает свою программу, являя миру «тупую, ленивую мерзость, новое ханжество недоумков, мыслящих себя сверхчеловеками» («Адвентисты выходного дня»). Многие фельетоны Лиходеев, привязанные к конкретной житейской ситуации, не утратили актуальности — по ним можно судить об истоках многих сегодняшних общественных проблем.

У автора возникали цензурные трудности: в середине 1970-х так и не удалось напечатать сборник «Гвоздь в сапоге».

В 1969 выходит «Звезда с неба» — веселая, остроумная книга для юношества, призванная помочь сделать правильный нравственный выбор, в 1972 — юмористический роман «Я и мой автомобиль», в 1983 — роман «Четыре главы из жизни Марии Николаевны» и несколько повестей и рассказов, в 1986 — роман «Семь пятниц», в 1992 — яркий сатирический роман «Сред-невозвышенская летопись». В них Лиходеев анализирует социальные и нравственных проблемы 1970-80-х.

На исходе XX в. Лиходеев все больше начинают интересовать исторические корни российской революции. Он пишет книгу о Петре За-ичневском (авторе знаменитой прокламации «Молодая Россия») («Сначала было слово», 1987), в 1990 выходит книга о Николае Бухарине («Поле брани, на котором не было раненых»). Итогом творчества явилась трилогия «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала», над которой Лиходеев работал с 1969 по 1990. Долгие годы он писал ее «в стол», без надежды на публикацию. Это повествование о судьбах России XX в., о грозных исторических катаклизмах Первая мировая война, революция и Гражданская война, годы террора, Вторая мировая война, «оттепель»,— и в то же время это семейная хроника о судьбах отдельных людей, их встречах и расставаниях, надеждах и горестях. Написана эта книга искренне и честно, в ней точный и острый взгляд очевидца и в то же время — философские раздумья о путях истории. Но какие бы тяжелые испытания не выпадали на долю героев трилогии, они понимают: «Другой России нет и, наверно, не будет».

В последние годы жизни Лиходеев вернулся к публицистике.

В 1987 выходит сборник фельетонов «Сопротивление материала» — яркие и страстные очерки, посвященные экономическим и политическим переменам, ворвавшимся в жизнь. Лиходеев печатается в журнале «РБ», ведет колонку в газете «Московские новости» («Капля точит камень»), публикует острые материалы в газете «Известия».

Лиходеев старался говорить правду, ибо был уверен: «в сатире столько сатиры, сколько правды. И даже малый след вранья ликвидирует ее на корню» (Сопротивление материала. С.38).

А.В. Успенская

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 447-449.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Покорение пустыни: Книга стихов. М., 1953;

Своими глазами: стихи. М., 1955;

Открытое окно: стихи. М., 1957;

Поездка в Тофаларию. М., 1958;

Волга впадает в Каспийское море. Веселый разговор о серьезных вещах. М., 1960;

Фельетоны. М., 1961;

Мурло мещанина. М., 1962;

Местное время. М., 1963;

История одной поездки. М., 1964;

Я — парень сознательный. М., 1965;

Указать на недопустимость. М., 1967;

Цена умиления. М., 1967;

Отель «Голубой жираф»: Драматическая комедия в 4 действиях. М., 1968;

Звезда с неба. М., 1969;

Искусство — это искусство... М., 1970;

Колесо над землей: Дорожные записи. М., 1971;

Я и мой автомобиль: роман. М., 1972;

Тайны электричества. М., 1974;

Закон и обычай. М., 1980;

Боги, которые лепят горшки. М., 1983;

Семь пятниц. М., 1986;

Сначала было слово: Повесть о Петре Заичневском. М., 1987;

Сопротивление материала. М., 1987;

Поле брани, на котором не было раненых. М., 1990;

Средневозвышенская летопись. М., 1992;

Десять минут возмездия: Фельетоны вокруг кино. М., 1986-94;

Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала: роман в 3 ч. М., 1990-98.

Литература:

Ленч Л. Весело и интересно // Знамя. 1959. №7;

Молдавский Д. Появился еще один старик // Нева. 1959. №11;

Ардов В. Фельетон-беседа // Литературная жизнь. 1962. 2 июля;

Дубровин Е. Картинная галерея писателя Лиходеева // Дружба народов. 1984. №5.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС