Ли Ик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ли Ик

1682-1764

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ли Ик

Ли Ик (псевд. - Сонхо) (1682-1764) - корейский ученый, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Социально-политические и философские идеи Ли Ика замалчивались официальными идеологами феодальной Кореи, поэтому его сочинения были опубликованы только в 20 веке. Занимавшийся естественными и общественными науками, Ли Ик выступал против слепого преклонения перед китайскими конфуцианскими авторитетами (Чжу Си и другими). Серьезно заинтересовался европейскими естественнонаучными идеями, опровергал конфуцианское представление о мироздании (о сферическом небе и плоской земле), говоря о шарообразности земли, давал научное объяснение многим явлениям природы. В своем мировоззрении Ли Ик приближался к материализму, хотя и не отошел полностью от конфуцианского истолкования сущности духовного и материального начал. Так, с материалистических позиций он критиковал суеверия и религиозные догмы буддизма и христианства. Подвергнув острой критике существующие порядки, Ли Ик высказал идеи о необходимости реформы. Установление обязательной нормы обрабатываемых земель для каждого хозяйства и возможность продавать излишки, по его мнению, могли привести с годами к равномерному распределению земли. Для поднятия сельского хозяйства он считал необходимым избавить земледельца от поборов чиновников. Ли Ик называл 6 зол, подтачивающих развитие сельского хозяйства и создающих тяжелое положение в стране: 1) подневольное положение крепостных, обеспечивавшее праздную жизнь господам, 2) система государственных экзаменов, которая, отвлекая людей на бесполезные занятия, имеет значение лишь для подготовки чиновников, злоупотребляющих властью, 3) презрение дворян к производительному труду и к народу, 4) колдовство и суеверия, сопряженные с обиранием и обманом народа, 5) толпы буддийских монахов, которые не столько молятся богу, сколько уклоняются от труда и государственных повинностей, 6) лень, которая от презрения к труду и тунеядства ведет затем к обману и грабежам.

Ли Ик своими идеями оказал влияние на последующее развитие сирхакпхского движения общественной мысли в Корее.

М. Н. Пак. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.


Литература:

Чосон чхорхакса (История корейской философии), т. 1, Пхеньян, 1962, с. 203-12.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС