Лойола Игнатий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лойола Игнатий

1491-1556

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Родился в эпоху вызова

По замечанию британского философа Арнольда Тойнби, «Лойола родился в католическом христианском обществе в эпоху, когда средневековому укладу римской церкви как главному институту западного мира был брошен вызов и когда устои его содрогались под уда-

[33]

рами возрождающегося язычества в Италии и протестантизма в континентальной Европе» 2.

Итак, дон Иниго Лопес де Рекальдо Лойола (Ignacio de Loyola)родился 23 октября (старый стиль) 1491 г. в родовом замке Лойола в Басконии (ныне провинция Басков в Испании). Его семья происходила из очень древней испанской фамилии, пользовавшейся при дворе большими привилегиями. При крещении он получил имя Иниго (баск. Inigo), а после принятия обетов Ордена он взял имя Игнатий (исп. Ignacio), избрав себе небесным покровителем епископа-мученика Игнатия Антиохийского.

«Святой Игнатий Лойола, основатель Общества Иисуса чувствовал духовное родство с Игнатием Антиохийским. Именно в честь последнего Иниго де Лойола сменил свое имя на “Игнатий”. ‘‘Превосходнейший Святой, к которому я питаю особое благоговение в Господе нашем”, - так отзывался об Игнатии Антиохийском основатель Ордена иезуитов» 3.

О жизни Игнатия Антиохийского Лойола узнал из книги «Flos Sanctorum». Легенда гласит, что римские палачи, вскрыв сердце епископа Игнатия, обнаружили на нём золотые буквы IHS (сокращ. «Иисус, моя любовь, распят»). В дальнейшем эту монограмму избрал в качестве печати и герба своего Общества Игнатий Лойола. Испанский писатель, иезуит Педро де Рибаденейра (Pedro de Ribadeneyra) писал, что Лойола сделал это в знак почитания Игнатия Антиохийского: «Внутри у него горело пламя той любви к Святейшему Имени Иисуса, которое, как мы читаем, пылало в груди епископа-мученика Игнатия. И отец наш Игнатий желал уподобиться этому святому не только именем, но и деяниями» 4.

Главным источником, позволяющим проследить биографию основателя Ордена, является «Автобиография святого Игнатия Лойолы», написанная под его диктовку учеником Луисом Гон[1]сальвесом де Камара (Luis Gonzdlves da Camara) в 1553-1555 гг. Повествование о жизни Игнатия в ней начинается с 1521 г. и заканчивается аудиенцией Лойолы у Папы Павла III в 1540 г. Из этого документа мы узнаём, что Игнатий (Иниго) был младшим из 13-ти детей семьи Лойолы. Можно предположить, что по действующему в то время принципу майората, т.е. наследования недвижимости только старшим сыном, Игнатий не мог рассчитывать на наслед-

_____

2. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990. С. 226.

3. Игнатий Антиохийский и Игнатий Лойола // jesuit.ru: офиц. сайт Общества Иисуса в России. [далее приведена ссылка, выдающая ошибку]

4. Там же.

[34]

ство. Тем не менее мальчик воспитывался так, как было положено дворянину того времени: научился читать и писать по-кастильски, фехтовать, ездить верхом, сочинять вирши, играть на мандолине. Однако научное образование Лойолы было весьма ограниченным. Благодаря знатности семьи и родственным связям в 16 лет Иниго стал пажом при дворе королевской четы Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Отличительной чертой его характера уже в юношеские годы было чрезмерное честолюбие: он всегда желал выделиться, быть первым. Даму своего сердца он выбирал из принцесс крови. Любимым чтением Иниго был средневековый роман «Амадис Галльский».

Впоследствии Игнатий Лойола описывал себя в юношестве следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дешево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши и даже был арестован за очень крупные проступки, мною предумышленно совершённые в ночь Карнавала» 5 Праздная жизнь придворного кавалера Лойоле быстро надоела, а стремление к подвигам и приключениям увлекло его на военную службу.

При защите Памплоны 6 от французов 20 мая 1521 г. Лойола был тяжело ранен в обе ноги: ядро перебило ему правую ногу, а левую - обломок крепостной стены. Примечательно, что в этот же день Мартин Лютер официально порвал с Римскою церковью.

«Испытания физической боли Лойола перенес с героическим стоицизмом, но остался хромым, не способным ни к военным подвигам, ни к рыцарскому образу жизни». Длительный период выздоровления проходил в его родовом замке. Игнатий попросил своих близких, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось, нашлись только жития святых и краткий пересказ Евангелия. Пришлось читать то, что есть. Поначалу он читал без особого интереса, а потом заметил, что подвиги святых похожи на подвиги рыцарей и героизма в них не меньше, чем в рыцарских романах. «Игнатий много читал и размышлял. Именно тогда происходит его обращение: он решается оставить светскую жизнь, блеск и мишура которой стали его тяготить, и посвятить себя служению Богу. Он пока еще не представлял четкой и ясной картины своих действий, но в его душе уже появи-

_____

5. Цит. по: Сикари Л. Портреты Святых. Милан; М.: Христианская Россия, 1998.Т. Ш. С. 26.

6. Памплона (исп. Pamplona) - столица автономной области Наварра (Navarra) на севере Испании.

[35]

лись первые ростки духовного прозрения, которые впоследствии воплотились в “Духовных упражнениях”» 7.

Однажды ночью Лойоле явилась Пресвятая Дева, вот как описывает это явление он сам за год до своей смерти, в августе 1555 г.: «Бодрствуя, я ясно узрел образ Божьей Матери со Святым Младенцем Иисусом. Я созерцал его в течение значительного времени и обрёл чрезвычайное утешение и вместе с тем исполнился такого отвращения ко всей моей прошлой жизни, и в особенности к греховной нечистоте, что мне показалось, что в душе моей были изглажены все запечатления прошлого. С того дня и поныне, я никогда больше не поддавался греху нечистоты, вследствие чего событие это можно было бы рассматривать как исходящее от Бога, хотя сам я и не дерзаю это утверждать» 8. Воодушевленный этим событием Игнатий окончательно вступил на путь христианского совершенствования, и его «прекрасной дамой» стала Мадонна.

Он замыслил посетить Иерусалим и обратить мусульман в христианство, но сначала решил отправиться в паломничество в старейший монастырь Монтсеррат (Montserrat) недалеко от Барселоны и приклониться к ногам Пресвятой Девы. Лойола простоял целую ночь с оружием в руках перед новой Дамой своего сердца и принёс ей свою жертву - шпагу и дорогой рыцарский наряд. После чего Игнатий надел нищенское рубище, подпоясался верёвкой и пешком направился в близлежащий городок Манреса (Manresa).

По мнению отечественного историка и литературоведа первой половины XX века. Петра Бицилли, «дон Иниго послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса... более чем вероятно, что Сервантес был знаком с ранней иезуитской литературой, т.к. он был почитателем ордена... в некоторых местах Дон Кихота сквозят как будто прямые намеки на иезуитов. Дон Кихот и Игнатий Лойола взаимно дополняют и поясняют друг друга» 9.

Итак, в Манресе Игнатий нашёл уединённый грот на берегу реки Кардонер (Cardoner), в который можно было забраться только ползком через колючие кустарники, и поселился в нём, проводя дни и ночи в молитве. Ознакомившись с сочинением «О подражании Христу», он выполнял строгие покаянные

_______

7. Основатель//jesuit.ru: офиц. сайт Общества Иисуса в России. [далее приведена ссылка, выдающая ошибку]

8. Перроа А. Святой Игнатий Лойола / пер. с фр. Н. Бока. Париж, 1991. С. 11.

9. Бицилли П. М. Игнатий Лойола и Дон Кихот // Бицилли П. М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М., 2006. С. 549-562. См. также: Бицилли П.М. Св. Франциск Ассизский и проблема Ренессанса: современные записки. Париж, 1927. С. 30.

[36]

упражнения, контролировал свои мысли, чувства и поступки и совершил первое важное деяние своей жизни: написал набросок «книги упражнений», которую позже он будет постепенно дополнять. Игнатий бережно записывал в своём труде результаты собственного опыта и испытаний в аскезе 10.

Ведя такую жизнь, Игнатий стал восприниматься местными жителями как праведник-пещерник. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монтсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала, и у него возникло искушение покончить жизнь самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, - говорил он впоследствии, - что в таком исповедании заключено действие злого духа» 11.

Игнатий вскоре поправился, и, как-то проходя вдоль берега реки Кардонер, он остановился и всмотрелся в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук... Мне показалось, что я стал иным человеком... Всё это продолжалось самое большее три минуты» 12. Этот эпизод из жизни Лойолы - начальная точка в его сознательной духовной деятельности. Не случайно в дальнейшем один из Генералов Ордена велел изобразить Игнатия на коленях в гроте, принимающим из рук Пресвятой Марии «Духовные упражнения». В этом изображении наиболее полно раскрылась вера всех сынов Святого Игнатия. «Ла Санта Куэва (Святой Грот)», - не без гордости говорят сегодня испанцы, указывая на это место иностранцам.

28 февраля 1523 г. Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим.

_____

10. Autibiografia de San Ignacio de Loyola (Texto recogido por el P. Luis Gonzalves da Camara entre 1553 у 1555) // jesuitas.ec: офиц. сайт Общества Иисуса в Эквадоре. [далее приведена ссылка, выдающая ошибку]

11. Там же.

12. Там же.

[37]

в ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за больными, собирал подаяние. В марте того же года он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда пошёл в Рим. Получив благословение Папы Адриана IV, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле.

1 сентября 1523 г. корабль достиг Святой земли. Это было временем роста турецкого могущества, угрожавшего всему христианству. Но Лойола не говорил по-турецки, не был знаком с учением Магомета, да и в христианском богословии его знаний оказалось недостаточно. Палестинские францисканцы отнеслись к нему с большим недоверием и постарались выпроводить его на родину, и Лойола вскоре вернулся в Европу.

Лойола понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в свои 33 года он начал изучать в начальной школе вместе с детьми латинский язык. Его преподаватель латыни Жером Ардевол (Jerom Ardevol) бесплатно давал ему дополнительные уроки и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в город Алькала (Alcala) в 80-ти милях от Барселоны, где находился университет.

В Алькале он помимо занятий в университете учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, и он был арестован. После 42 дней тюремного заключения ему был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от церкви и вечного изгнания из Испанского королевства. Ему также пояснили, что по истечении трёх лет этот запрет можно снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедо порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке {Salamanca).

Однако и в Саламанке Игнатия почти сразу после прибытия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о «Духовных упражнениях», которые он пре[1]подавал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и спустя22 дня его отпустили из монастыря.

После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился во Францию. В 1528 г., когда он прибыл в Париж, ему было 37 лет. Решив вновь начать образование с нуля и воз[1]обновить занятия латынью, Лойола поступил в школу Монтегю (Montague) и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Св. Варвары для изучения философии. В 1532 г., после

[38]

четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментаторов Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Св. Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские, как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г, и на Великий пост Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

За годы обучения в Париже Игнатий познакомился с французом Петром Лефевром {Peter Lefebvre) и испанцами - Франсиско Хавьером (Francisco Xavier), Яковом (Диего) Лайнесом (Diego Laynez), Альфонсо Сальмероном (Alfonso Salmeron), Николасом де Бобадильей {Nicolas de Bobadiliya) и Симоном Родригесом (Simon Rodrigez). Каждому из них он преподал «Духовные упражнения». Всех их объединило единое желание - создать группу, посвящённую служению церкви, и бороться с протестантами. Их мысль об основании «Иисусовой дружины» («phalanx Jesu», позднее - «Societas Jesu», отсюда и название - «Общество Иисуса») тогда уже созрела.

15 августа 1534 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, на Монмартре в церкви Св. Дионисия они, все семеро, во время мессы, которую служил Петр Лефевр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства на Святой земле. Именно этот день считается днём основания Общества Иисуса, и в том же году Кальвин начал писать свои «Христианские институции».

Однако в этот сезон морское сообщение было затруднено, и в ожидании лучшего времени Лойола и его товарищи решили работать в больницах. К тому моменту к Обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 г Игнатий и его последователи были рукоположены в сан священников. Запланированное посещение Палестины осложнилось и начавшейся войной Венеции с Турцией, и было решено отправиться в Рим.

В 1537 г., добившись аудиенции с Папой Павлом III, Якову Лайнесу и Петру Лефевру было разрешено преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но со стороны кардиналов и ари-

[39]

стократии они подверглись гонениям. В 1539 году перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что делать дальше? И было решено официально образовать новый монашеский орден.

Папа Павел III долго колебался, согласиться ли на их просьбу утвердить новый Орден. Он находил странности в поведении Лойолы и не поддерживал некоторые пункты проекта устава. Папу отговаривали от согласия и представители других орденов, ревниво относившихся друг к другу. Однако будущие иезуиты, живя в Риме, своим аскетизмом, проповедничеством, благими делами, совершаемыми за счёт собираемой милостыни, успели уже настолько прославиться, что даже португальский король просил у Лойолы миссионеров для Индии, и на этот зов в далёкую страну отправились Хавьер и Родригес.

Лойола добился личного свидания с Папой, продолжавшегося целый час и совершенно обеспечившего его положение. Представляя Папе проект своего Ордена, Лойола к трем обычным монашеским обетам - целомудрие, бедность, послушание - присоединил четвертый: постоянное служение Христу и Папе. Члены нового Ордена клялись исполнять всё, что повелел бы им Папа, идти по его поручению всюду, куда бы он ни послал, беспрекословно и немедленно. И осенью 1540 года Павел III, увидевший в конце концов во всем этом перст Божий (лат. «digitus Dei hie est»), буллою «Magna Charta» утвердил Общество Иисуса. Заканчивался этот исторический документ словами: «Мы одобряем, утверждаем и благословляем народившееся общество; берем его под нашу защиту и запрещаем кому бы то ни было нарушать эту буллу» 13.

На Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым Генеральным настоятелем Ордена (или «Генералом», сегодня у некоторых исследователей можно встретить и другое название этого должностного лица - «чёрный Папа»).

Вскоре новый Орден был наделён различными благами и привилегиями. Как отметил немецкий исследователь конца XIX века, профессор Мюнхенского университета Джоаннес Губер (Johannes Huber), в 1540 году число членов Общества Иисуса было ограничено 60, но в 1543 г. оно получило право иметь любое число членов. Кроме того, его члены получили право повсеместной - на улицах и в церквях - проповеди и повсеместного исполнения церковных треб (исповеди и причащения), а также право отпущения таких грехов, которые раньше отпускались только Папами.

_____

13. Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. С. 5.

[40]

Иезуиты были освобождены от подчинения епископам, их Генерал подчинялся непосредственно Папе, минуя всякие промежуточные инстанции. Уже при Павле III началось освобождение членов Ордена от некоторых монашеских обетов и обязанностей, продолжившееся и при его преемниках. В Ордене иезуитов были разрешены духовные и светские коадъюторы, т.е. такие члены, которые, вступая в Орден, не давали бесповоротного обета ему служить. В 1550 г Папа Юлий III сделал исключение из обязанности соблюдать обет нестяжания для тех членов, от которых польза церкви требовала жизни среди богатых людей, разрешил учреждениям Ордена владеть недвижимой собственностью, сохраняя тем не менее привилегии нищенствующих орденов. Пять лет спустя Юлий III освободил высших сановников Ордена от обета безусловного повиновения приказаниям, касавшимся миссионерства. Наконец, уже после смерти Лойолы иезуиты были освобождены от монастырской жизни, а само Общество перестало быть обычным монашеским орденом, обретя характер небывалого ещё в католической церкви учреждения - международной духовно[1]политической корпорации.

Общество не платило никаких податей ни Папе, ни князьям и светским властям; даже в чрезвычайных случаях, как, например, крестовые походы, защита отечества, оно не подлежало налогообложению. Оно было свободно от всяких пошлин и повинностей... Как духовные лица иезуиты вообще не были подчинены никакой светской власти и поэтому не могли быть обвиняемы в оскорблении Величества. К числу привилегий, которые были наиболее полезны и прибыльны для иезуитов, принадлежит привилегия, данная им Григорием XIII, по которой они имели право повсюду производить торговлю и банковские операции. На церкви и дома Ордена, коллегии и всё, что им принадлежало, например, парки, сады, распространялось право убежища.

Все, вступившие в Общество, даже слуги, при вступлении, а также при смерти получали прощение всех грехов и полное отпущение. Все охранители, основатели, защитники Ордена и их дети получали при жизни полное прощение и отпущение грехов, а также грехи отпускались им перед смертью. Необходимо отметить, что все привилегии Общества, собственно, принадлежали как бы одному Генералу, который из богатого их разнообразия или лично, или через делегатов распределял по своему усмотрению между отдельными членами. Это постановление ещё более обусловливало зависимость подчинённых от своего главы. Папы, чтобы поддержать и упрочить своё церковное и светское главенство, постепенно в течение Средних веков достигнутое ими

[41]

всеми правдами и неправдами, предали церковь во власть нового Ордена, но вместе с тем сами попали ему в руки... Между тем как Папа без согласия Генерала не мог освободить из Ордена ни одного члена, Генерал мог по своему усмотрению отпустить каждого и разрешить его от обетов. Ни один иезуит без специального дозволения Папы не имел права апеллировать к нему на решение Генерала, но просить об этом дозволении он мог лишь с согласия Генерала. Таким образом. Папы сами сделали все для того, чтобы создать из института Лойолы особое независимое государство в самих недрах Римской церкви, и нет ничего удивительного, что оно при своей организации и богатстве духовных и материальных сил приобрело господство над церковью 14.

В период с 1541 по 1556 г. в Риме Игнатий занимался координацией деятельности Ордена, создавал конституции, диктовал «Автобиографию». Ко дню его смерти они практически были завершены. Первая Конгрегация, которая избрала его преемника, внесла в этот труд последние штрихи и официально его утвердила. Игнатий Лойола умер в возрасте 64 лет, 31 июля 1556 г., и погребён в Риме в церкви Иисуса Христа. Его канонизация состоялась при Папе Григории XV 12 марта 1622 г. Верный единомышленник Лойолы Франсиско Хавьер, который любил повторять, что «Общество Иисуса - Общество Любви», также был канонизирован в этот день 15.

О жизни Игнатия Лойолы написано немало трудов, эту личность тяжело представить во всех подробностях, её отличают противоречия и одновременно стремление к действию. Один из самых кратких и удачных, на наш взгляд, портретов Игнатия Лойолы принадлежит перу некоего жителя итальянского города Падуя (Padova), описавшего его следующим образом: «Испанец, небольшого роста (Лойола действительно был невысокого роста - 1 м 56 см. - Е. Г.-Л.), прихрамывающий, с весёлыми глазами» 16.

Что касается характера основателя Ордена, то приведём слова исследователя Губера: «И действительно, Лойола остался в душе воином и только переменил род службы: он перестал служить царям земным и сделался воином Божьим, чтобы одерживать духовные победы, обращая неверных или истребляя их. Личность Лойолы производит странное впечатление на людей нашего времени: он принадлежит к миру, идеи и чувства которого мы понимаем лишь с трудом. Мы можем сочувствовать его узким

_____

14. Там же. С. 20-25.

15. Сикари А. Указ. соч. Т. III. С. 36.

16. Там же.

[42]

религиозным верованиям, его дикому фанатизму, его фантастическому мистицизму и болезненной мечтательности, указывающим на патологическое состояние души; но, тем не менее, изучая его жизнь и созданное им дело, мы невольно признаём его человеком необыкновенным. Одарённый железной волей, необыкновенным упорством в преследовании намеченной цели и невероятною выносливостью в страданиях, Лойола был смел до дерзости в своих предприятиях. Вера его в собственное призвание никогда не колебалась, душа его была чужда всяких сомнений в том деле, которому он служил. Рядом с пламенным воображением, с сентиментальной набожностью и сильною наклонностью к суеверию в нём уживался проницательный ум и необыкновенная способность угадывать истинный характер людей. Необыкновенно кроткий и гибкий по натуре, он подчинял окружающих своему обаянию, завладевал ими всецело, и увлекал даже своих врагов.

Восторженный поэт и холодный мыслитель, он в то же время был гениальным организатором. Мечтатель, одарённый необыкновенными стратегическими талантами, он сумел создать и подчинить себе ту армию, которая была нужна ему для великой войны, и для достижения своих целей он умел осторожно и осмотрительно пользоваться самыми разнообразными средствами. Для полной характеристики Лойолы следует упомянуть о его сердечной доброте, о необыкновенном милосердии и преданности страждущему человечеству. В этих чертах его характера заключается тайна его творческой силы» 17.

____

17. Губер Ж. Указ. соч. С. 6-7

[43]

Цитируется по изд.: Галибина-Лебедева Е.С. Орден иезуитов в Латинской Америке XVII – XIX веков. На примере Эквадора. М., 2014, с. 33-43.

Вернуться на главную страницу Игнатия Лойолы

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС