Ломоносов Михаил Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Ломоносов Михаил Васильевич

1711-1765

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).И.1711, деревня Денисовна Архангельской губернии,— 4(15).4.1765, Петербург], русский учёный-энциклопедист и мыслитель, поэт. Философское значение трудов Ломоносова изучено в основном советскими исследователями. Он признан основоположником материалистической традиции русской философии. В целом философская позиция Ломоносова тяготела к механистическому материализму и деизму. «Материя, — писал он,— есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» (ПСС, т. 1, 1950, с. 173), доказывая, что материя лежите основе единства тел. У Ломоносова возникала мысль об отсутствии первотолчка, но она осталась неразвитой, и богу у Ломоносова всё же приписывалась роль «архитектора мира» и перводвигателя. Теоретико-познавательным представлениям Ломоносова свойствен синтез эмпирико-сенсуалистических и рационалистических принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма. Основными элементами научного познания он считал эксперимент, математику и теорию: «Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов» (там же, с. 424). Ломоносов признавал значительную роль также и гипотез в поиске «важных истин».

Ломоносов развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию, разрабатывал «корпускулярную философию» в качестве исходной концепции для объяснения физических и химических явлений. В основе природных явлений, по Ломоносову, лежит закономерное движение протяжённых, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов и корпускул), подчинённое всеобщему естественному закону сохранения вещества и движения (см. там же, т. 3, 1952, с. 383). Руководствуясь этим законом, Ломоносов провёл эксперименты, которые способствовали доказательству сохранения массы при химических превращениях. Ломоносов не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия. В трудах конца 50-х — начала 60-х годов «Слово о рождении металлов от трясения Земли», «О слоях земных» большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что многие явления природы следует рассматривать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь традиционными и ненаучными представлением о том, что «бог так сотворил» (см. там же, т. 5, 1954, с. 574—75).

В понимании общественных явлений Ломоносов оставался на идеалистических позициях, связывая прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ему принадлежат проекты экономического развития страны и общественных преобразований, разработанные в духе идеологии Просвещения, а историческая концепция посвящена возникновению независимого и влиятельного древнерусского государства. Основная тема философской поэзии Ломоносова — Вселенная, природа и человек. По инициативе Ломоносова (1755) был создан Московский университет, ставший новым центром русской науки и культуры. Ломоносов был академиком Петербургской АН, членом Академии художеств, почётным членом Шведской АН и Болонской АН. Оказал значительное влияние на развитие русской и мировой науки и культуры.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: ПСС, т. 1—10, М.—Л., 1950—59; Избр. филос. произв., [М], 1950; Избр. произв., М.—Л., 1965.

Литература: Плеханов Г. В., Соч., т. 21, М.— Л., 1925, с. 137—60; Васецкий Г. С., И о в ч у к М. Т., Очерки по истории рус. материализма 18 и 19 вв., [М.,], 1942; Меншуткин Б. Н., Жизнеописание М. В. Л., М.— Л., 1947'; Азаренко Е. К., Мировоззрение М. В. Л., Минск, 1959; Вавилов С. И., М. В. Л., М., 1961; Кузнецов Б. Г., Творч. путь Л., М., 19612; В а с е ц к и й Г. С., Мировоззрение М. В. Л., М., 1961; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, гл. 12, с. 318—51; Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Рус. философия 11—19 вв., Л., 1970, гл. 7, с. 89—103; Павлова Г. Е., Федоров А. С., М. В. Л., М., 1980; Grasshoff H., M.Lomonossow. Der Begründer der neueren russischen Literatur, Halle, 1962; Langevin L., Lomonossov. 1711—1765. Sa vie, son oeuvre, P., 1967; Mikhail Vasilevich Lomonossov on the corpuscular theory, Camb., 1970; Schütz W., Michail W. Lomonossow, Lpz., 1976.

Вернуться на главную страницу М. В. Ломоносова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС