Родственные проекты:

|
Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич (8(19).11.1711, д. Денисовка Архангельской
губ. - 4(15).04.1765, Петербург) - ученый-энциклопедист, основоположник
светского философского образования в России, реформатор русского языка и
литературы. Учился в московской Славяно-греко-латинской академии и в
Марбургском ун-те в Германии, где слушал лекции X. Вольфа. Творчество
Ломоносова исключительно разносторонне, особенно велики его заслуги в
развитии физики и химии. Он внес также вклад в русскую филологию, историю и
поэзию. От Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. В
работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции
растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин
изменения природы. В письме к Л. Эйлеру в 1748 г. он сформулировал закон
сохранения вещества и движения. Ломоносов положил в основу объяснения
явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц -
«элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Распространив
атомистические идеи на область химических явлений, Ломоносов заложил тем
самым основы химической атомистики.
Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются протяженность, сила
инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что
«первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного
движения» 1748). Рациональное обоснование атомистических представлений, по его
мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования,
опирающийся на атомы» не отвергает «Бота-творца», «всемогущего двигателя». Нет
никаких др. начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и
всеобщего движения» (Избр. филос. произв. М., 1950. С. 93).
Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что
лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести
к истине. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки -
физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой,
ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования и т.
д.
Велики заслуги Ломоносова в развитии геологического и географического
изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела.
Являясь вместе с графом И. И. Шуваловым основателем Московского ун-та (1755),
Ломоносов подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и
философии в России. Ломоносов предлагал вести преподавание в ун-те на 3 ф-тах:
юридическом, медицинском и философском. На последнем в число преподававшихся
дисциплин он включал: философию (логику, метафизику и нравоучение), физику,
ораторию (красноречие), поэзию и историю (Письмо Шувалову, 1754). В трудах и
образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная
трактовка философии, построенной по научной модели и отличающейся от религии
своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры
родные... никогда между собою в распрю притти не могут» (Избр. филос. произв. С.
356).
Однако «вольное философствование» проникнуто
скептицизмом, тогда как
«христианская вера стоит непреложна». В «республике науки» властвует критическая
мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему
мнению и вымыслу». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов
одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивает
авторитет ученых и философов Нового времени в лице Р. Декарта, Г. В. Лейбница и
Дж. Локка. Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством
просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для
России - самодержавия. Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия
«усилилась... умножилась, укрепилась, прославилась». Ломоносов понимал историю
как процесс органический, где всякая пред-шествующая фаза связана с последующей.
История - не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на
конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование
летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т. п.
Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения,
происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История
познания, таким образом, в определенной степени и есть история формирования
понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и
науке. Так, зороастризм приписывал понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд
происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между
номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал
Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных
имен, названий вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как
от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность
здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и
точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и
философии. В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский
язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях
краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к
тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».
Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или
идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» - простое. Но,
например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», — сложное,
т. к. включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на
«первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в
том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти
прямо к «третичной». Таким образом, можно мшювать «материальные свойства» и
перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том,
чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивать «без разбору» от
одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и
гипотез. Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности,
полезной, возвышающей человека и красивой. Рационалистический оптимизм
Ломоносова с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный
гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в
гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п. Влияние Ломоносова на развитие
научного и философского знания в России общепризнано - от Пушкина, назвавшего
его первым русским ун-том, и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, -
до Шпета («первый русский ученый в европейском смысле») и Зеньковского
(«Ломоносов был гениальным ученым, различные учения и открытия которого далеко
опередили его время»).
М А. Маслин
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное.
Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014,
с. 340-342.
Сочинения: Полн. собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1950- 1983; Избр филос. произв.
М., 1950; Избр. произв. Л., 1986; Собр. соч.: В 4 т. М., 2012; О сохранении
русского народа. М., 2011.
Литература: История философской мысли в Московском университете. М., 1982;
Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII в. М., 1971; Шкуринов
П. С. Философия России XVIII века. М., 1992: История русской философии / Под
ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 75-80; Walicki A. A History of Russian Thought
from Enlightenment to Marxism. Stanford, 1979; Marker G. Publishing, Printing
and the Origins of Intellectual Life in Russia 1700-1800. Princeton, 1985; M. В.
Ломоносов: pro et contra: Личность и творчество M. В. Ломоносова в оценках
русских мыслителей и исследователей / Сост. и ветуп. ст. М А. Маслина. Спб.,
2011.

|