Лосский Николай Онуфриевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лосский Николай Онуфриевич

1870-1965

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Онуфриевич Лосский

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965) — русский философ-идеалист; был проф. Петербургского университета. С 1922 — в эмиграции; в 1947 стал профессором Русской духовной академии в Нью-Йорке. Пытался создать систему т. наз. «интегрального» интуитивизма, которая сочетает идеи Платона, русского персоналиста А. А. Козлова, мистику Соловьева и др. Свое объективно-идеалистическое учение о бытии (онтологию) Лосский назал «персоналистическим идеал-реализмом»; он исходил из представления о мире как органическом целом: сущность действительности составляют сверхвременные идеальные личности, «субстанциальные деятели» (понятие, аналогичное лейбницевской монаде), связанные между собой, а также со сверхмировым началом (богом). Эти «деятели» и создают все многообразие материальных и психических процессов. В гносеологии Лосский близок к имманентной школе. Предметы познаются посредством чувственной, мистической или интеллектуальной интуиции ( к последней Л., в отличие от Бергсона, причислял и рассудок). Причем в сознании индивида присутствует не образ предмета, а якобы сам предмет в подлиннике. Проводя различие между содержанием сознания и познавательным актом лишь в сфере субъекта, Лосский не выходил за рамки субъективного идеализма. Этику и эстетику Лосский строил на признании «царства божья» с его абсолютными ценностями, воплощаемыми в поведении и творчестве человека. В 1951 написал «Историю русской философии», в которой доказывал, что самобытность рус. философии — в ее религиозности: в книге содержится тенденциозная критика социализма. Сочинения: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Мир как органическое целое» (1917), «Условия абсолютного добра (основы этики)» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 231.


Вернуться на главную страницу Н.О. Лоссокого

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС