Луначарский Анатолий Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Луначарский Анатолий Васильевич

1875 - 1933

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анатолий Васильевич Луначарский

Луначарский в 1918 году

Луначарский Анатолий Васильевич (парт. псевд. - Воинов) (11 (23). XI. 1875 - 26.XII.1933) - советский государственный и партийный деятель, литератор, один из виднейших строителей социалистической культуры. Член Коммунистической партии с 1895 года. Академик (с 1930). Родился в Полтаве в семье чиновника. Учился в Цюрихском университете, изучая естествознание и философию в кругу Р. Авенариуса; одновременно сблизился с Группой "Освобождение труда", особенно с Г. В. Плехановым. Изучал немецкую классическую философию, историю материализма, сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1897 году возвратился в Россию, состоял членом МК РСДРП. Был арестован и сослан в Калугу (где сблизился с А. А. Богдановым, И. И. Степановым-Скворцовым, В. А. Базаровым и др.), а затем (в 1901-1903 годы) - в Вологду и Тотьму. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам. В 1904 году уехал в Женеву, вошел в состав редакции большевистской газеты "Вперед", а затем "Пролетарий", где работал под непосредственным руководством В. И. Ленина, который высоко ценил литературный талант Луначарского. Вел большую пропагандистскую работу в Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии, Германии. На III съезде РСДРП выступил с докладом о вооруженном восстании. Был участником IV (Объединительного) (1906) съезда РСДРП. В 1907 году как представитель большевиков участвовал в Штутгартском, а в 1910 году - в Копенгагенском международных социалистических конгрессах.

Годы столыпинской реакции тяжело сказались на Луначарском, который под влиянием идеалистической философии Маха и Авенариуса стал на путь ревизии марксизма, отошел от большевистской партии, примкнул к группе "Вперед!", принимал участие в работе фракционных партийных школ на Капри и в Болонье. В своих философских произведениях: "Религия и социализм" (т. 1-2, 1908), статье "Атеизм" (в сб. "Очерки по философии марксизма", 1908) и написанной несколько ранее работе "Основы позитивной эстетики" (1904), "Мещанство и индивидуализм" ("Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909) и других Луначарский пытался "дополнить" диалектический материализм чуждой марксизму философией махизма, эмпириокритицизма, пытался примирить социализм с религией. Политические и философские идеи Луначарского, так называемое богостроительство, подверглись острой критике со стороны Ленина. В 1912 году Луначарский отошел от "впередовцев" и в 1913 году стал сотрудником большевистской "Правды". В период 1-й мировой войны стоял на позициях интернационализма. В мае 1917 года вернулся в Россию. Вел кипучую агитационно-пропагандистскую работу в массах. На VI съезде РСДРП(б) с группой "межрайонцев" был принят в большевистскую партию. В октябрьские дни 1917 года выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. С октября 1917 до 1929 года - народный комиссар просвещения. В годы гражданской войны - уполномоченный РВС Республики: выступал с пламенными речами в войсках на фронтах и среди населения прифронтовых районов. Луначарский был делегатом VIII, X, XI, XIII, XV, XVI съездов партии.

В послеоктябрьское время начался наиболее плодотворный период в деятельности Луначарского. Человек огромных энциклопедических знаний, ученый, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, замечательный публицист и оратор, он внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. В течение 12 лет Луначарский руководил строительством и работой советской школы. Особенно велика роль Луначарского в деле сплочения интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии. Луначарский был одним из основателей и членом Коммунистической академии. С сентября 1929 года Луначарский - председатель Ученого комитета при ЦИК СССР.

Перу Луначарского принадлежит огромное число работ по вопросам литературы, музыки, театра, живописи, архитектуры, эстетики и этики, а также ряд работ по международной политике, антирелигиозной пропаганде и т. д. Важное значение имели теоретические работы Луначарского по искусству: "Диалог об искусстве" (1905), "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" (ч. 1-2, 1924). Статьи Луначарского о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Горького, В. В. Маяковского, вошедшие в сборнике "Литературные силуэты" (1925), являют собой блестящие образцы анализа литературных произведений. В критике Луначарского социологический критерий неотделим от художественного, а анализ социального генезиса произведения сочетается с выяснением современной эстетической функции последнего. Ведущая тема его критических работ - революция и искусство; во имя создания новой, социалистической культуры Луначарский постоянно пропагандировал необходимость критического усвоения художественного наследия. В статьях "Ленин и литературоведение" ("Литературная энциклопедия", т. 6, 1932), "Социалистический реализм" (1933) Луначарский впервые дал общую характеристику взглядов Ленина на искусство и обосновал новый метод советского искусства и литературы.

Ряд работ Луначарского: "Великий переворот", "Революционные силуэты", его "Рассказы о Ленине", содержащие яркие личные воспоминания об Октябрьской революции, о Ленине и других революционных деятелях, представляют значительный интерес для исторической науки. Интересны работы Луначарского, посвященные истории революционной и филос. мысли: о А. Н. Радищеве (1918), Н. Г. Чернышевском (1928), Л. Н. Толстом (1924), брошюра "Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения (1818-1918)" (1918), очерк "От Спинозы до Маркса" (1925), брошюра "Барух Спиноза и буржуазия" (1933) и др. Луначарский - автор пьес "Фауст и город" (1918), "Оливер Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла" (1922), "Освобожденный Дон-Кихот" (1922), "Яд" (1926) и др.

С 1927 года Луначарский - на дипломатической работе, принимал участие в работе конференций по разоружению в качестве заместителя главы советской делегации. В 1933 году Луначарский был назначен полпредом СССР в Испании, но вскоре тяжело заболел и умер в Ментоне, на юге Франции.

Н. В. Бычкова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Собр. соч. в 8 тт., т. 1-4-, М., 1963-64-; Рассказы о Ленине, М., 1959; Статьи о литературе, М., 1957; Статьи о советской литературе, М., 1958; О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958; Автобиография, в кн.: Энциклопедич. словарь "Гранат", т. 41, ч. 1.

Литература: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 215); Лебедев-Полянский П. И., А. В. Луначарский, М., 1926; Альтман И., Большевик-энциклопедист, "Художеств. лит-ра", 1935, No 1; Бычкова Н. В., Лебедев А. A., Первый нарком просвещения, М., 1960; Мандельштам Р. С., Книги А. В. Луначарского. Библиографич. указатель, М.-Л., 1926.


Вернуться на главную страницу Луначарского

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС