Магницкий Михаил Леонтьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Магницкий Михаил Леонтьевич

1778-1844

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Леонтьевич Магницкий

Магницкий Михаил Леонтьевич (1778 — 21.10.1844), русский государственный деятель, попечитель Казанского учебного округа. Активно выступал против масонско-космополитической системы образования, насаждаемой в России в царствование Александра I. Магницкий предлагал строить народное образование на Православии и следовании духовным традициям России. Успехи России в истинном просвещении предлагал показывать в духе заветов Владимира Мономаха. Основы духовной философии должно излагать по посланиям ап. Павла. Преподавателям естественных наук следует во время чтения своего курса указывать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания всюду окружающих нас чудес. Магницкий предлагал отстранять от преподавания масонов, чтобы их подрывной дух не мог ослаблять учение Церкви в преподавании наук. За эти очевидные для православного человека истины Магницкий был подвергнут травле и клевете со стороны масонов.

Русское небо


Магницкий Михаил Леонтьевич (1778-1855) - русский государственный деятель. В 1810-1811 годы был сотрудником М. M. Сперанского, во время опалы которого сослан в Вологду. В 1816 году при содействии А. А. Аракчеева назначен вице-губернатором в Воронеж, затем губернатором в Симбирск. С 1819 года служил в Министерстве духовных дел и народного просвещения. Яростной борьбой против просвещения, передовой мысли и культуры известна его деятельность в качестве попечителя Казанского учебного округа (1819-1826). В 1826 году уволен в отставку за хищение казенных средств и превышение власти.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература: Загоскин Н. П., Из времен Магницкого. Страничка из истории Казанского ун-та 20-х гг., Каз., 1894; Феоктистов Е., Мат-лы для истории просвещения в России. Магницкий, СПБ, 1865.


Магницкий Михаил Леонтьевич (23.04(4.05) 1778, Москва - 21.10(2.11).1844, Одесса) - общественный и государственный деятель консервативной ориентации, публицист. Внук Л. Ф. Магницкого, автора учебника «Арифметика». Образование получил в Благородном пансионе при Московском университете. После службы в Преображенском полку и Коллегии иностранных дел в 1810 г. занял должность статс-секретаря Департамента законов Государственного совета. Но падение Сперанского, с которым он сблизился, прерывает его карьеру. Обвиненный в «намерении ниспровергнуть существующий порядок», Магницкий был отправлен в ссылку в Вологду. В 1816-1819 гг. Магницкий - вице-губернатор в Воронеже, губернатор в Симбирске, член Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения. В течение последующих 7 лет был попечителем Казанского учебного округа. В 1826 г., обвиненный в развале работы и финансовых злоупотреблениях, выслан под надзор полиции в Ревель; с 1834 г, ему определено жить в Одессе.

До вологодской ссылки Магницкий разделял некоторые либеральные взгляды, что особенно проявилось в его участии в реализации проектов Сперанского. После ссылки он становится убежденным консерватором. В начале 20-х годов Магницкий способствовал ужесточению цензуры в России (некоторые его идеи были использованы при подготовки Цензурного устава 1826 г.). В частности, он предлагал запрещать произв., подвергавшие сомнению Священное Писание. Особенно ярко Магницкий проявил себя как гонитель философии. Утверждал, что наряду с «положительными» - обязательными для университетского курса науками есть и меняющиеся каждые 20 лет науки «мечтательные». В перечне последних он называл и философию. Преподавать же философию, по его мнению, следует так, чтобы слушатели сразу «могли видеть разницу между мудростью земной и небесной».

Магницкий обратился с запиской к министру, в которой обосновывал необходимость исключения философии из учебных программ, т. к. «нет никакого способа излагать ту науку только согласно с учением веры». В статье «Обломок от философского мозаика степного отшельника, помещика села Спасского, Саратовской губернии М. Простодумова» Магницкий писал, что философия может лишь «облекать ереси в новые формы», тогда как религия способна предохранять науки от загнивания и разложения и что «отравленные» философией науки помогают готовить в России заговор не только против Бога, но и против царя. Лишь воспитание в духе почитания и православия, и государя позволяет русским людям стать полноценными подданными, способными доблестно служить России.

Историю народного воспитания в России он разделил на 4 этапа: если на 1-м этапе вверенное духовенству народное воспитание основывалось на православии, то на 2-м оно уже отделено от церкви и удалено от православия, 3-й неблагоприятно отличается проникновением в народное воспитание духа «философизма английского и французского», а 4-й усугубляется «развратом философии германской», масонством и пр. Полагая, что немецкая философия способна принести серьезный вред народному воспитанию в России, Магницкий в 1823 г. направил в Главное правление училищ донос на профессора Давыдова, которого обвинил в «следовании безбожному учению Шеллинга». В опубликованных позже работах, он яростно нападал на Гегеля, выступал против проникновения в Россию идей европейской философии - «холодно-богохульной в Англии, затейливо-ругательной во Франции, грубо-чувственной в Испании, теософо-иллюминатской в Германии». В статье «Судьба России», характеризуя основные особенности развития народного воспитания, он определял допетровскую эпоху как период «младенчества» и «чистоты», позитивно оценивал монголо-татарское нашествие, утверждал, что внешнее порабощение способствовало развитию внутренних духовных потенций русского народа. Отделившее Русь от Европы монголо-татарское нашествие, по Магницкому, было величайшим благом для православной страны. «Она радуется тому, - пишет он, - ибо верит, что угнетатели ее, татары, были спасителями ее от Европы». В послепетровскую эпоху во многом утратившая свой национальный характер Россия «окрепла государственно, но ослабла духовно». Хотя в сближении ее с Европой, по мнению Магницкого, нуждается отнюдь не Россия, а Европа. Только так европейские народы смогут себя духовно очистить и совершенствовать, но Россия для них недостижимый идеал.

А. В. Буров, С. Н. Пушкин 

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 356.

Сочинения: Два доноса в 1831 г. Всеподданнейшие письма М. Магницкого императору Николаю об иллюминатах // Русская старина. 1899, №1-3; Голос над гробом Гегеля // Радуга, 1832. №1: Краткий опыт о народном воспитании // Русская философия: Новые исследования и материалы. Спб., 2001; Судьба России // Радуга. 1833. № 8,

Литература: Лажечников И. И. Как я узнал Магницкого // Русский вестник. 1866. № 1; Морозов П. Т. Мое знакомство с М. Л. Магницким. М., 1877; Феоктистов Е. М. Магницкий: Материалы для истории просвещения в России. СПб., 1865; Минаков А. Ю. Охранитель народной нравственности: православный консерватор М. Л. Магницкий // Исторический вестник. М.: Воронеж, 2000. № 7-8.


Магницкий Михаил Леонтьевич (23.04[4.05].1778—21.10[2.11].1844), поэт, публицист.

Правнук создателя первого русского учебника арифметики Л. Ф. Магницкого. Закончил с отличием благородный пансион при Московском университете. С 1795 служил в гвардейском Преображенском полку. В 1798 оставил военную и перешел на гражданскую службу. В качестве чиновника посольства в Вене был прикомандирован к А. В. Суворову секретарем. В 1801—1803 Магницкий — служащий посольства в Париже. С 1803 — начальник отделения экспедиции государственного благоустройства Министерства внутренних дел. С этого времени сближается с либералом М. М. Сперанским и становится его «правой рукой» вплоть до 1812. В 1803 Магницкий представил Александру I собственный проект конституции. В 1804 и 1805 выполнял ряд важных секретных поручений Александра I в Пскове и Вильне, будучи там ревизором. С 1810 Магницкий - статс-секретарь департамента законов в Государственном Совете. В это же время вместе со Сперанским вступил в масонскую ложу, с которой в дальнейшем порвал. В 1811 Магницкий стал директором комиссии по составлению уставов и уложений для всех подразделений военного министерства. Один из составителей «Положения об управлении большой действующей армией».

В марте 1812 по делу Сперанского был арестован и сослан в Вологду. В 1816 Магницкий был «прощен» и назначен на должность воронежского вице-губернатора, фактически выполнял с июня 1817 губернаторские обязанности. В июне 1817 Магницкий был назначен на должность гражданского губернатора в Симбирск. С 1819 сближается с кн. А. Н. Голицыным, министром духовных дел и народного просвещения, по протекции которого в янв. 1819 был назначен членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения. Магницкий исходил из того, что механическое заимствование западноевропейского опыта в области просвещения, несоответствие его национальным особенностям может привести в конечном счете к социальным потрясениям. В н. 1819 Магницкий осуществил ревизию Казанского университета. По ее итогам Магницкий предложил либо «разрушить» университет, либо провести его коренную реорганизацию. Это предложение было вызвано не только соображениями политического характера (отсутствием кафедры богословия, либеральными воззрениями части профессуры), но и причинами «академического» свойства: крайне запущенными хозяйственными делами университета, моральным обликом части профессуры и студентов, плохой постановкой экзаменов и т. д. В июле 1819 Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа (до 1826), где осуществил консервативные преобразования. На новом посту Магницкий осуществил «чистку» профессуры (уволил 11 профессоров из 25), придал ярко выраженную религиозную направленность преподаванию всех дисциплин, изменил учебные планы, ввел по образцу монастырских уставов строгий режим. Меры Магницкого носили не только репрессивный характер. Даже отрицательно настроенные к Магницкому исследователи и современники отмечали, что он вынашивал план создания Института восточных языков, снаряжал экспедиции по различным отраслям наук, отправлял ученых на обучение в Европу, произвел перестройку зданий университета, библиотеки, обсерватории и т. д. В 1820—23 в Комитете по составлению цензурного устава Магницким был разработан проект, положения которого легли в основу т. н. «чугунного устава» 1826. В февр. 1823 в записке А. Н. Голицыну он выступил за упразднение преподавания философии и естественного права. Магницкий предвосхитил известную идеологическую формулу гр. С. С. Уварова, предлагая уже в 1823 Александру I принять план «народного воспитания», построенный на началах Православия и самодержавия. В 1824 способствовал отставке своего былого покровителя А. Н. Голицына, будучи активным членом «русской партии», активно борющейся с различным мистическим течениями, идущим с Запада, и масонством.

Литературная деятельность Магницкого началась с произведения «К дитяти», опубликованного в 1794 в сентименталистском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» (ч. 1), где затем Магницкий поместил еще 8 стихотворений: наиболее известна «Песня моей Катеньке» («Тише, громкий соловей!» — 1795, ч. 5). Несколько произведений Магницкого напечатаны в «Аонидах» Н. М. Карамзина, а также изданы отдельно: «Печальная песнь на кончину его превосходительства господина тайного советника имп. Московского ун-та куратора… И. И. Мелиссино» (М., 1795), «Ода на случай постановления бюста ее имп. высочества…» (М., 1796), «Ода на бракосочетание его имп. высочества в. к. Константина Павловича» (б. м., 1796).

В 1830-е Магницкий опубликовал ряд публицистических статей: в «Отломках от философского мозаика, степного отшельника, М. Простодумова, помещика с. Спасского, Саратовской губ.» выступал против философии и науки без христианских начал, ибо «по выражению Ф. Бэкона, только одна религия есть аромат, предохраняющий науки от гниения» (1832); в «Голосе над гробом Гегеля» (1832) высказал чаяние, чтобы со смертью Гегеля «изгладились» следы его философии на земле; в «Судьбе России», оспаривая оценку татарского периода Н. М. Карамзиным, находит мистическое оправдание «татарского угнетения»: оно удалило Россию от Европы и тем самым «сохранило в ней чистоту веры Христовой», что позволит будущей России превзойти Европу.

В 1843 опубликовал «Взгляд на мироздание. Дума I» — лирическое размышление (в прозе) о космосе с христианской точки зрения.

В царствование Николая I Магницкий подвергся необоснованной опале в 1826 и провел оставшуюся часть своей жизни в ссылке в Ревеле (1826—34) и Одессе (1834—44). В 1831 Магницкий обратился к Николаю I с всеподданнейшими письмами, в которых разоблачал «заговор иллюминатов», приписывая в нем ведущую роль своему бывшему другу и единомышленнику М. М. Сперанскому. В этом документе декларировалась связь между масонством и еврейством. В 1832—33 Магницкий негласно руководил журналом консервативной направленности «Радуга» (Ревель), где разрабатывал собственный вариант государственной идеологии, которая опиралась на труды германских философов-романтиков. Скончался в нищете.

Минаков А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Инструкция директору Казанского университета (17 янв. 1821) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Царствование Александра I. 1802—25. 2-е изд. СПб., 1875. Т. 1; Собственноручное всеподданнейшее письмо действительного статского советника Магницкого, с поднесением записки о народном воспитании // Сборник исторических материалов, извлеченных из архива I-го Отделение С.Е.И.В.К. СПб., 1876. Вып. 1; Два доноса в 1831 году. Всеподданнейшие письма М. Л. Магницкого Императору Николаю об иллюминатах // Русская старина. 1899. №№ 1—3.

Литература:

Феоктистов Е. М. Магницкий. СПб., 1865; Кондаков Ю. Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801—25). СПб., 1998; Минаков А. Ю. М. Л. Магницкий: к вопросу о биографии и мировоззрении предтечи русских православных консерваторов XIX в. // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Воронеж, 2001. Вып. 1; Поэзия // Собр. образцовых рус. соч. и пер. в стихах. 2-е изд., ч. 1. СПб., 1821; [Стих.] // Сб. любовной лирики XVIII в.. СПб., [1910]. Песни и романсы.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС