Малашкин Сергей Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Малашкин Сергей Иванович

1888-1988

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Иванович Малашкин

Малашкин Сергей Иванович [4(16).7.1888, с. Хомяково Ефимовского уезда Тульской губ.— 22.6.1988, Москва] — прозаик.

Родился в крестьянской семье. 1 год проучился в церковно-приходской школе и переехал в Москву, где был разнорабочим.

В 1905 Малашкин участвовал в Московском вооруженном восстании. В Москве вместе с С.Есениным учился в Народном университете Шанявского.

В 1915 Малашкин переехал в Сормово и работал деревообделочником на лесопильном заводе.

В литературу Малашкин вступил как поэт. Первые публикации стихов — «Егорий», «Памяти Э. Верхарна», «Еще не пели зорю певни...» — появились в конце 1916 в «Нижегородском листке». Первая книга Малашкина — поэма «Мускулы» вышла в 1918 почти сразу в 5 изд.: в Москве, на Урале, в Волжском военном округе и 2 издания в Нижнем Новгороде. На эту книгу обратил внимание В.Брюсов, написавший в статье «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии»: «Насколько оживляюще влияет на поэтов тема, настолько же иногда пробуждается их самобытность, как только они отходят от традиционных размеров, безнадежно увлекающих их на проторенные тропы. В этом отношении характерны опыты С.Малашкина ("Мускулы", 1918), которому стихом Верхарна и Уитмена удалось резко выявить пролетарское настроение» (Печать и революция. 1922. №7). Второй и последней поэтической книгой Малашкина стал сборник стихов «Мятежи», дважды в 1920 вышедший в Нижнем Новгороде. Отдельные стихи Малашкина печатались также в «Антологии революционной поэзии» (Ташкент, 1919), в сборники стихов пролетарской поэзии о Красной Армии (1923), в периодических издания, входили в антологию И.Ежова и Е.Шамурина «Русская поэзия XX в.» (1925).

С 1920 Малашкин начал писать прозу. Он писал рассказы, главным образом о героическом прошлом: «Ординарец Сидоренко» и «Разведчик Ловянников» (1924), опубликовал главы из повести «Твоего отца убили на Пресне» (1926) — о событиях в Москве в 1917-18 и о работе чекистов, но успех молодому прозаику принесла одна из его первых повестей «Луна с правой стороны, или Необычайная любовь» (1926), которая вызвала бурную дискуссию. В повести рассказывается о судьбе девушки из кулацкой семьи: во время Гражданской войны она стала комсомолкой, занималась общественной работой на селе, затем переехала в город, попала в компанию молодежи, проповедующей «свободу любви». После двадцать второго мужа, после «афинских ночей» героиня начинает испытывать мучения совести, влюбляется наконец-то по-настоящему в коммуниста Петра, доходит почти до самоубийства, но все же находит в себе силы преодолеть все и обрести здоровое счастье и любимого человека. Автор вводил в повествование дневники, письма и даже целые вставные рассказы, сопровождал сюжет авторскими замечаниями; при этом повесть отличалась уверенностью композиции. В критике было высказано немало положительного о повести. «"Луна с правой стороны..." увлекает нас, убеждает, вызывает то горячее согласие, то резкий протест, заставляет раздумывать, тревожиться, самостоятельно искать вывод и еще раз проверять уже найденный. Разве это не все необходимое для того, чтобы мы почувствовали художественное произведение нужным и значительным?» (Горбов Д. У нас и за рубежом. М., 1928).

Произведений на аналогичную тему выходило в те годы немало. В том же 1926 вышла еще одна повесть Малашкин — «Больной человек», в которой главным героем был психически больной комиссар Завулонов. Одна из сильнейших сцен в «Больном человеке» рисовала расстрел белогвардейца. Малашкин воссоздавал страшное действо с мельчайшими подробностями, происходящее представлено в нарочито растянутом, замедленном темпе, чтобы вызвать сочувствие у читателя, склонить его к гуманизму. Именно эти две книги Малашкина имел в виду М.Слоним, когда в своем «Литературном дневнике» писал: «С.Малашкина очень много ругают, но еще больше читают. И то и другое вполне понятно. У Малашкина много недостатков: резонерство, растянутость некоторых рассказов, порою вялый и невыразительный язык, стремление к "достоевщине" чисто внешнего, неоправданного типа. Все это справедливо отмечают критики. Но читатель видит и другое: его привлекает известная острота проблем, <...> их человеческая или социальная значительность. <...> Талант, правда, еще не полностью раскрытый, но, несомненно, развивающийся и свежий» (Воля России (Прага). 1927. №5-6).

Подобно многими писателям 1920-х, Малашкин был чрезвычайно плодовит.

В 1927 вышли рассказ «В бурю» (о девушке из буржуазной семьи, перешедшей на сторону революции), повесть «Записки Анатолия Жмуркина» (также о революционных событиях), роман «Две войны и два мира» и многие другие.

В 1928 появился роман о народном комиссаре «Сочинение Евлампия Завалишина»; в 1929 — «Шлюха», а в 1930 — «Поход колонн». Основными темами произведений Малашкина были размышления о жестокости массовых расстрелов во время революции и Гражданской войны и аморальность нового быта, прививаемая властями. Героями книг Малашкина была преимущественно молодежь. Малашкина много критиковали в конце концов он замолчал.

В 1933 был опубликован роман Малашкина «За жизнью», а затем почти четверть века книги Малашкина не выходили. Лишь изредка в тонких журналах «Молодой колхозник», «Красноармеец» или «Краснофлотец» появлялись короткие рассказы Малашкина преимущественно об эпизодах Гражданской войны.

Началом творческого возрождения Малашкин стал 1956, когда вышел его новый роман «Девушки», написанный в годы войны о жизни и труде молодежи на торфоразработках.

В 1958 Малашкин выпустил сб. военных рассказов «Два бронепоезда», а в 1962 — повесть «Хроника одной жизни» — о комсомолке, организовавшей в родном селе колхоз и погибшей от рук кулаков. Послевоенной деревне был посвящен роман «Крылом по земле» (1963), явившийся продолжением книги «Девушки».

В 1968 Малашкин опубликовал роман «Петроград», а в 1972 — «Страда на полях» — о битве под Москвой зимой 1941/42, в 1973 — роман «Город на холмах» — о революционных событиях и гражданской войне в российской глубинке.

В 1983 вышли «записки очевидца» Малашкина — книга «В поисках юности» о Москве 1905-06.

В.В.Попов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 510-511.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произв: в 2 т. М., 1988.

Литература:

Розенблюм Ю. Сергей Малашкин // Малашкин С. Хроника одной жизни. Липецк, 1962;

Михайлов О. [Вступ. статья] // Малашкин С. Избранные произведения: в 2 т. Т.1. М., 1988.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС