Мангейм Карл
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мангейм Карл

1893-1947

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Карл Мангейм

Мангейм (Манхейм) (Mannheim) Карл (1893-1947) - немецкий социолог, считающийся наряду с М. Шелером одним из основателей социологии знания. Родился в Будапеште. Учился в Будапеште (где был близок к кругу молодого Д. Лукача), Берлине, Париже и Фрейбурге. После падения Венгерской Республики перебрался в Германию, где сблизился с А. Вебером. В 1925 году становится приват-доцентом Гейдельбергского ун-та. В 1929 получает пост профессора социологии Франкфуртского ун-та. В 1933 году переезжает в Англию, где читает лекции в Лондонской школе экономики и становится профессором ом Лондонского ун-та. Ранние работы Мангейма написаны под влиянием «философии жизни» и неокантианства. В них он пытается выявить связь «феноменов духовной жизни» с их социально-историческим контекстом, сохранив при этом их своеобразие и не скатившись в социально-экономический релятивизм. Первой попыткой конкретного эмпирического приложения собственной философско-социологической методологии Мангейма становится его докторская диссертация 1925, посвященная немецкому консерватизму, в которой он попытался выявить связь специфического «стиля мышления» с его социально-историческим контекстом.

Систематическое изложение основных теоретических положений социологии знания было предпринято Мангеймом в его наиболее известной работе «Идеология и утопия» (1929). Приняв марксистское положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, Мангейм, тем не менее, не считал, что «экзистенциальная обусловленность знания» сводится исключительно к социально-экономическим отношениям производства, составляющим базис общества. Каждая эпоха в процессе своего исторического бытия порождает собственные детерминанты, которые могут носить не только экономический, но также религиозный, культурный или военный характер, поэтому их точное изучение является делом конкретных эмпирических исследований. Согласно Мангейму, человеческое знание укоренено в существовании конкурирующих общественных групп, каждая из которых, в зависимости от своего положения в социальной иерархии, порождает два типа реакции на окружающую действительность: идеологию либо утопию. При этом идеология понимается им не просто как форма «ложного сознания», но как инструмент, используемый доминирующими социальными группами для укрепления и сохранения своего господства. Утопии (Утопия и антиутопия), напротив, являются формой сознания подчиненных групп и направлены на разрушение существующего социального порядка и замену его на порядок, с точки зрения этих групп более справедливый. В ответ на вполне обоснованные обвинения в релятивизме, Мангейм возражал, что как раз предложенная им открытая «реляционная» социологическая перспектива, соотносящая формы знания с социальным положением их производителей, позволяет выйти за рамки частичных, всегда исторически и социально относительных точек зрения и синтезировать общую теорию социально-исторического познания. Субъектом, способным выполнить подобную роль, Мангейм считал так называемую «свободно парящую интеллигенцию», чьи интеллектуальные ресурсы позволяют ей занимать относительно незаинтересованную позицию в историческом процессе. Свободными от связи с социально-историческим контекстом Мангейм полагал только точные и естественные науки.

С переездом в Англию работа Мангейма приобретает более прагматический характер, что находит свое отражение в таких книгах, как «Человек и общество в эпоху преобразований» (1935) и «Диагноз нашего времени» (1943). Он занимается проблемами демократизации культуры в массовом обществе, социологией образования и разработкой технологий социального планирования, которые смогут избавить совр. либеральную демократию от деформирующих ее общественных конфликтов. Деятельность Мангейма внесла большой вклад в становление английской социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 299.


Вернуться на главную страницу Мангейма

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС