> XPOHOC > БИОГРАФИИ >  МАА > МАО > МЕ  > МИ > МО > МУ >
ссылка на XPOHOC

Марченко Всеволод Михайлович

1890-1939?

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Марченко Всеволод Михайлович — родился 23.10.1890 г. в Подольской губернии в семье обер-офицера. 8.09.1906 г. поступил в Морской корпус, который окончил 10.04.1911 г. Практические плавания проходил в 1 -м Балтийском флотском экипаже на броненосном крейсере «Рюрик». 6.12.1911 г. Высочайшим приказом был произведен в мичманы с зачислением в Черноморский флотский экипаж. Служил на эсминцах «Капитан Сакет», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный», «Строгий», занимая должность ревизора. В начале Первой мировой войны служил на миноносце, а затем прошел курс обучения в Школе высшего пилотажа Одесского отдела Гатчинской авиационной школы. Практическое обучение прошел при учебном отряде Б—1, оснащенном гидросамолетами системы Кертисса. Учеником-летчиком числился с 20 марта по 1 августа 1915 г. 22 августа того же года был произведен в чин лейтенанта, а 4 сентября получил звание морского летчика. Продолжил войну в составе отряда гидроавиации Черного моря. За боевые заслуги был награжден всеми боевыми орденами и Георгиевским оружием (14.03.1916). С 1.10.1916 г. по 1.01.1918 г. командовал гидроавиаотрядами, действовавшими на Румынском фронте, а к моменту выхода России из войны — 13-м истребительным авиаотрядом Черноморского флота. После развала армии и флота выехал в Токио, а затем до конца октября 1918 г. жил в Харбине. 28 октября 1918 г. был направлен в распоряжение командира 1-го Сибирского корпусного авиаотряда, а после провозглашения адмирала А.В. Колчака Верховным правителем России был назначен на должность начальника гидроавиационного отделения Морского технического управления. 1.01.1919 г. приказом А.В. Колчака был произведен в старшие лейтенанты. После завершения Белой борьбы в Сибири эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославия). В 1923 г. уехал в Испанию и поступил в испанскую авиацию. Короткое время служил в Иностранном легионе, работал инструктором в летной школе, частной школе авиации, летчиком в гражданской авиации на линиях Мадрид — Париж и Мадрид — Берлин. Не зная о революции и вернувшись в Мадрид после очередного рейса, был арестован и лишен права летать. Летом 1936 г. бежал во Францию в Байонну, а оттуда в Испанию к генералу Франко, где вступил в ряды военной авиации Национальной армии с чином поручика запаса. Считался исключительным летчиком, особенно при выполнении ночных авиационных операций. Погиб в воздушном бою 14.09.1939 г. «Морской журнал» так описывает его гибель:

«Вылетел В.М. из аэродрома белых в 8 ... час. вечера с зажигательными бомбами и, прилетев на неприятельский аэродром, бросил светящуюся «бенгалу», чтобы лучше было видеть место, куда он должен сбрасывать бомбы. Так как эта «бенгала» дает очень сильный свет, то его сразу увидели снизу неприятельские летчики, и один советский летчик вылетел на истребителе. Вс. Мих. за это время сделал два полета над аэродромом и сбросил все бомбы: зажег несколько аппаратов и поджег два ангара. Когда он кончил свою работу, чтобы убедиться в результате, он сделал еще один пролет над аэродромом и сбросил еще одну светящуюся бомбу. Таким образом, он осветил свой аппарат, и неприятель его немедленно атаковал и первыми выстрелами пробил ему бензиновый бак, и аппарат загорелся. Пулеметчик и механик бросились вниз на парашютах, пулеметчик спустился благополучно, у механика же парашют загорелся, и он убился. Всеволод Михайлович, видя свой аппарат в пламени, выпустил весь газолин и старался, планируя, достигнуть позиции белых, но, видя, что это невозможно, выпрыгнул из аппарата на парашюте и благополучно достиг земли. От огня в аппарате у него были обожжены руки и ноги. Выпрыгивая из аппарата, он поранил себе голову. Достигнув земли, он пошел в сторону своих позиций. Пройдя 4 км, он при пересечении маленького шоссе был освещен фонарями автомобиля красных. Вышедшие из автомобиля приказали ему сдаться, на что Вс. Мих. ответил огнем из пистолета. Ответным огнем красных В.М. был убит. Советские летчики приказали похоронить его в гробу на городском кладбище, но местная красная чернь вырыла его, выкинула из гроба и зарыла вне кладбища. По занятии этого места белыми пасынок В.М. отыскал его могилу, положил в гроб и отвез в Севилью, где Всеволод Михайлович и похоронен с воинскими почестями». (См.: Морской журнал. 1939. №136—137. С. 22—23.)

Есть и другие версии его гибели, в частности, изложенная в журнале «Часовой» от 2 октября 1937 г. Согласно этому сообщению, подписанному псевдонимом «Один из добровольцев», Марченко и члены его экипажа погибли при падении самолета на землю.

Использованы материалы книги А.Окорокова Русские добровольцы. М., 2007. 


Здесь читайте:

Испанская революция 1930-1931 гг. и "Двухлетие реформ" (1932-1933) (хронологическая таблица).

Гражданская война в Испании  (хронологическая таблица).

Добровольцы в Испании. Русские на стороне Франко (биографический указатель).

Добровольцы в Испании. Советские в республиканской армии (биографический указатель).

Исторические лица Испании (биографический указатель).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС