Маркович Светозар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Маркович Светозар

1846—1875

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Светозар Маркович

Маркович Светозар (1846—1875) — философ-материалист, публицист и литературный критик, основоположник революционно-демократической идеологии в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии. Большое влияние на его взгляды оказали идеи русских революционных демократов, особенно Чернышевского. Маркович был знаком с основными трудами Маркса и Энгельса; участвовал в работе русской секции I Интернационала; в газете «Работник» (1871—1872) пропагандировал марксистские идеи, выступал в защиту Парижской коммуны. Маркович считал, что в условиях Сербии, опираясь на сельскую общину, после победы народной революции можно прийти к социализму, минуя капитализм; выдвинул идею национального  равноправия и федерации всех балканских народов; положил начало критическому реализму в сербской литературе. Основное сочинение: «Сербия на востоке» (1872), «Реальное направление в науке и жизни» (1872), «Социализм, или Общественный прогресс» (1874).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 240-241.


Маркович (Марковиh) Светозар (9.9.1846, Заечар,— 26.2.1875, Триест), философ-материалист, революционный публицист и литературный критик; основоположник социалистического движения в Сербии. Учился в Сербии, России, Швейцарии; участвовал в работе русской секции 1-го Интернационала. В созданной им первой на Балканах социалистической газете «Работник» (1871—1872) пропагандировал социалистической идеи, выступал в защиту Парижской Коммуны, боролся против национального романтизма и мещанского либерализма в Сербии.

На мировоззрение Марковича оказали влияние идеи русских революционных демократов, особенно Чернышевского. Позднее Маркович познакомился также с некоторыми работами К. Маркса и Ф. Энгельса. Теоретической основой взглядов Маркович была материалистическая философия (с элементами механицизма), которую он называл реализмом. Свои материалистические взгляды Марковича пытался распространить и на понимание человеческой истории. Он выделял экономические отношения как основные, различал ступени общественного развития, понимал значение классов и классовой борьбы. В то же время Маркович преувеличивал роль общественного сознания в историческом процессе, считая, что развитие общества главным образом зависит от умственного развития народа. Рассматривая философию, науку, искусство как могучее орудие в борьбе за социальное освобождение, он переоценивал роль интеллигенции в этом процессе.

Маркович считал возможным осуществить социалистические преобразования в Сербии на основе сельских общин, минуя капиталистическую стадию развития; выдвигал идею национального равноправия и федерации всех балканских народов. Маркович положил начало критическому реализму в сербской литературе.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1892—1912; в рус. пер.— Иабр. Соч., М.,  1956.

Литература:

История философии, т. 2, М., 1957, с. 462—73.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС