Михаил (Ермаков) |
|
1862-1929 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Михаил (в миру Ермаков Василий Федорович), митр. Киевский, экзарх Украины (31.07.1862— 17[30].03.1929), церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения. Родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую ДС, Киевскую ДА (1887) со степенью кандидата богословия. 19 июня '1887 принял постриг с именем Михаил, рукоположен во иеродиакона, а 29 июня 1887 во иеромонаха. Служил преподавателем Киевской ДС, инспектором Орловской ДС, в 1891 возведен в сан архимандрита и назначен инспектором С.-Петербургской ДА. В 1893 назначен ректором сначала Могилевской, затем Волынской ДС. 31 янв. 1899 хиротонисан во еп. Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. С 20 окт. 1899 еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, с 6 сент. 1903 — еп. Омский и Семипалатинский. 9 дек. 1905 назначен еп. Гродненским и Брестским (6 мая 1912 возведен в сан архиепископа). Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма и еврейского национализма, которые значительно активизировались во время революции 1905. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление. Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. В своем приветствии в адрес Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909) владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания». Летом 1911 еп. Михаил совместно с архиеп. Антонием (Храповицким), еп. Вениамином (Казанским), протопресвитером о. Шавельским и архим. Алексием, настоятелем Феодоровского Городецкого монастыря, совершили чин закладки Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской. Во время Первой мировой войны еп. Михаил продемонстрировал недюжинное личное мужество. В февр. 1915, когда немцы вошли в пределы Гродненской епархии и заняли Красноставский монастырь, он ежедневно в Гродно совершал богослужение в местном соборе. А 14 февр., в самый разгар артиллерийского боя, прибыл в Северо-восточное управление и здесь под огнем врага совершил торжественное богослужение, обошел все укрепления, окропил их святой водой и благословил чудотворной иконой Колческой Божией Матери, после чего обратился к воинам с воодушевляющей речью. Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: фоб с частицею мощей от жидов умученного младенца Гавриила Белоетокского и чудотворную Жировецкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. И. И. Восторгов. 20 сент. 1915 владыка совершил богослужение, а о. Иоанн сказал слово в связи с перенесением святынь. Архиеп. Михаил был членом Предсоборного Совещания, а уже после революции участвовал в деяниях Священного Собора Российской Православной Церкви. В 1921 — 1922 он временно управлял Киевской епархией. В 1922 владыка был арестован вместе с викарными еп. Димитрием (Вербицким) и Василием (Богдашевским). С декабря 1922 по июнь 1923 он томился в Бутырской тюрьме. Был приговорен к ссылке, но из-за многочисленных протестов верующих был освобожден и возвращен на кафедру. В 1924 митр. Петром был возведен в сан митр. Киевского и назначен экзархом Украины. В завещании митр. Петра он был назван вторым кандидатом в Заместители. В Киеве митр. Михаил активно боролся с обновленчеством. Однако в авг. 1925 он был снова арестован и до июня 1926 жил в Москве без права выезда, а затем был отправлен в ссылку в Прикумск Терской обл., где находился до сент. 1927. После возвращения из ссылки получил разрешение жить в Харькове. Тогда же ему было предложено стать Местоблюстителем патриаршего престола, но он отказался. Издав свой вариант июльской Декларации 1927, вернулся в Киев, где скончался и похоронен. А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.Сочинения:Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета... СПб., 1891 — 1892; Слово Ковенского епископа по случаю торжественного открытия Виленской окружной лечебницы для душевнобольных. Вильна, 1903; Окружное архипастырское послание к пастве гродненско-брестской. Гродно, 1906. Литература:Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сентября — 4 октября 1909. М., 1910; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 4. Erlangen, 1986. Здесь читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации. Россия, начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|