Михайловский Николай Константинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Михайловский Николай Константинович

1842-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Константинович Михайловский

Михайловский Николай Константинович

Михайловский Николай Константинович (1842—1904) — русский социолог, публицист, теоретик народничества. В начале 70-х годов Михайловский — деятель реформистского толка. В 1877 году пришел к выводу о необходимости коренным образом преобразовать политический строй России. В 1879 году сблизился с «Народной волей». Ленин считал Михайловского «одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века» (Т. 24. С. 333). С 1892 года Михайловский — один из ведущих редакторов журнала «Русское богатство», стоявшего во главе борьбы либерального народничества против марксизма. В философию Михайловский вошел как критик спенсеровской теории «органического» развития общества, апологетической по отношению к капитализму. Высшим мерилом ценности общества Михайловский считал интересы «живой личности». Однако общество, развивающееся на основе «разделения труда между людьми, путем раздробления целостности личности», приносит интересы личности в жертву интересам «системы наибольшего производства». В противовес Спенсеру Михайловский выдвигает свою «формулу прогресса», трактуя его как постепенное приближение «к возможно более полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». Формула прогресса обосновывалась Михайловским с помощью субъективного метода в социологии, рассматривавшего историю с точки зрения «нравственного, справедливого, должного». Этот метод игнорировал объективную логику развития истории, реальные общественные силы, способные осуществить социалистический идеал. Сложившись как теоретик в эпоху политической неразвитости народа, Михайловский, по существу, исключал возможность появления в России массового революционного движения. Отражением его полемики с «людьми революции», которые «рассчитывают на народное восстание», явилась теория «героев» и «толпы», трактовавшая массовые движения как в основе своей бессознательные и подражательные. Глубокую критику взглядов Михайловского дали Плеханов и Ленин.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 265.


Вернуться на главную страницу Михайловского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС