Мотекусома I Илуикамина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мотекусома I Илуикамина

1440-1469

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мотекусома I Илуикамина

Жертвоприношение у ацтеков.

Мотекусома I Илуикамина («Грозный», «Бросающий Стрелу в Небо»), тлатоке Теночтитлана в 1440-1469 годы.

Мотекусома I Илуикамина («Грозный», «Бросающий Стрелу в Небо»), 1440-1469. Пятым тлатоани был Мотекусома I. В период его правления был перестроен поражающий своими размерами Великий храм Теночтитлана. Мотекусоме I удалось политически консолидировать Мексиканскую долину, предприняв меры по уменьшению опасности восстаний в покорённых городах-государствах: их правителями назначались те, кто безоговорочно подчинялся распоряжениям мешиков; создавались новые административные должности и ужесточался сбор дани.

Также он расширил границы империи за пределы Мексиканской долины, взяв в союзники Несауалькойотля из Тескоко. Совместными усилиями мешики и аколуа вновь завоевали Куаунауак, а затем и остальную часть штата Морелос, побережье залива и современный штат Оахака. Поскольку завоевательные походы и войны составляли один из важнейших элементов политики Мотекусомы, нет ничего удивительного в том, что он учредил новый титул, куаупгиии («орёл-повелитель»), который получали наиболее удачливые воины.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 118.

Кецалькоатль.

ТЛАТОАНИ МОТЕКУСОМА I ИЛУИКАМИНА

После кончины Ицкоатля новым тлатоани был избран его племянник Мотекусома Илуикамина (также известный как Монтекусома I или Мотекусома Старший). Он объявил о завершении траура и после своей инаугурации пригласил народ отпраздновать это событие и насладиться плодами последних завоеваний. Это был, пожалуй, один из тех первых случаев в истории ацтекского государства, когда свою долю из захваченных богатств получили не только знатные лица, но и простолюдины.

Другим важным событием во время коронации Мотекусомы Илуикамина стал приезд тлатоани Несауалькойотля, правителя Тескоко. Обоих владык связывала дружба; у них было одинаковое прошлое, и они являлись троюродными братьями. После великолепного пира, данного в честь названных выше правителей, по инициативе Несауалькойотля между ним и его родственником Мотекусомой Илуикаминой состоялся разговор с глазу на глаз. Несауалькойотль сказал, что главной его задачей является поддержание мира между обоими государствами, особенно потому, что его стране не столь повезло, как ацтекам. В Тескоко не утихают волнения, царит голод, и его небольшое государство, защищаясь от чужеземных захватчиков, постоянно несёт многочисленные потери. Ацтекский правитель дружески заверил своего родственника, что ему не стоит беспокоиться, что он будет способствовать развитию мирных отношений с народом Тескоко и что их государства будут вместе сотрудничать в области повышения своей обороноспособности.

Судя по всему, тлатоани Мотекусоме I удалось без труда убедить совет в необходимости сохранения мира с народом Тескоко, и условная война была разыграна лишь для того, чтобы произвести устрашающее впечатление на другие города-государства и продемонстрировать превосходство ацтеков над тескоканцами. По её окончании оба государства отпраздновали вместе это событие. Столь хорошо продуманный план позволил двум указанным государствам установить между собой симбиотическую связь. Небольшой город-государство Тескоко превратился в независимого спутника стремительно расширяющего свои владения мешико-ацтекского государства. В отличие от других завоеванных и порабощённых земель, территория Несауалькойотля и её жители, войдя в состав Тройственного союза, пользовались свободой и всеми правами. Такая политика придавала авторитет и поднимала на более высокий уровень ацтекскую культуру, что вскоре и сказалось в политической сфере.

После «победы» над Тескоко правитель Мотекусома I повелел прекратить все военные действия и приступил к возведению храма, посвящённого Уицилопочтли. В течение следующих 12 лет наблюдается снижение военной активности, а ацтекский правитель требует от всех новых колоний материалов, рабочих рук и дани для великого храма. Вскоре после выхода указа начинают как из недавно завоеванных территорий — Аскапоцалько, Койоакан, Шочимилько, Куитлауак и Мишкик, — так и из Кулуакана, Тлакопана и Тескоко поступать материалы и рабочая сила. 12-летняя мирная передышка и период строительства были неожиданно нарушены, когда для скульптур, которые должны были украшать храм Уицилопочтли, резчикам понадобились каменные блоки более крупного размера.

Нигде на территории ацтеков, в том числе и в недавно покорённых землях, не было залежей камня. Его, как и другие материалы, используемые при изготовлении декоративных предметов, приходилось везти из других государств. Тлатоани Мотекусома I решил направить в соседнюю страну чальков своего посланца, чтобы тот потребовал у тамошнего правителя материалов и людей. Их руководитель, правитель Куатеотль, с горечью ответил, что его народ не станет подчиняться владыкам Теночтитлана и по доброй воле выполнять их требования. Он напомнил ацтекскому правителю, что чальки — свободный народ, что они не обязаны ни поставлять материалы, ни платить дань Теночтитлану либо его богам. Кроме того, напоследок предостерёг он ацтекского тлатоани: чальки, если понадобится, готовы пролить кровь за свободу и защитить свои границы. Правитель Мотекусома счёл ответ Куатеотля крайне недипломатичным и страшно оскорбительным для себя и своего народа. Получив его, он тут же приказал уничтожить чальков, их город, храмы и богов, вывезти их сокровища и на эти средства завершить строительство священного храма.

И ацтеки отправились на войну; им попался храбрый и прекрасно подготовленный неприятель. Сражения носили кровопролитный характер, но ацтекские воины, видимо, всё- таки одерживали верх над чальками, поскольку последние попросили о пятидневной передышке для отправления религиозного обряда. Подошла пора отмечать ежегодный праздник их бога Камаштла, а они ранее поклялись, что во время празднества самым достойным приношением для их бога-покровителя будет кровь ацтеков.

Не вполне понятно, почему ацтеки уважили просьбу чальков, но они тут же прекратили боевые действия и отошли в свои лагеря на отдых, предоставив пятидневную мирную передышку. Ацтекскому правителю стало известно о том, что произошло в неприятельском лагере, и он тоже поклялся напоить Уицилопочтли кровью пленных чальков, если его божество дарует ацтекам победу.

По прошествии пяти дней ацтеки и чальки вновь встретились на поле битвы. На этот раз война носила священный характер, в которой, по мнению обоих народов, друг с другом на бранном поле будут биться даже их боги. Сражение завершилось поражением чальков, которых ацтекское войско загнало на холм Кокотитлан. Чальки попросили о пощаде и ещё об одной передышке, но на этот раз ацтеки отказали им и взяли в плен всех, кто уцелел. После возвращения армии тлатоани Мотекусома I приветствовал и осыпал наградами своих воинов. Пленники были принесены в жертву Уицилопочтли; в текстах говорится, что, пока их медленно поджаривали на огромном костре, жрецы вскрывали им грудные клетки и вырывали сердца. Что же касается земель чальков, то они были конфискованы, а на их обитателей распространены законы ацтеков и их колоний.

При Мотекусоме I богатства ацтеков умножились и было положено начало их военной мощи. Знать приобрела власть, богатство, территории и рабов. Покорённые прежде земли, живя в страхе перед могущественным городом Теночтитланом, не смели восставать. Вскоре судьбу чальков и порабощённых прежде народов повторили и другие племена. Были разбиты и обложены налогами Амекемекан, Тепепула, уастеки, Шочпан, Цинкоак и Коаиштлауака.

Тлатоани Мотекусома I, помимо военного дела, придавал особое значение ацтекской истории и отправил множество экспедиций на поиски Астлана, прародины ацтеков. Хотя руководители этих экспедиций так и не были до конца уверены в том, что им удалось найти подлинных семь пещер Чикомостока, Мотекусома считал, что ему удалось восстановить историю ацтекского народа, заставить его гордиться собой и указать его истоки. Мотекусома I и своё имя вписал в анналы истории. Он был любим своим народом и страшен врагам, и в годы его правления ацтекское государство превратилось в империю. Пробыв на вершине власти почти 30 лет, Мотекусома I умер в 1469 году; он, как никакой другой правитель Теночтитлана, приумножил богатства, территории и славу ацтеков.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 72-75.

Далее читайте:

Исторические лица Мексики (биографический справочник).

Одиннадцать тлатоке Теночтитлана

Акамапичтли - 1375-1395 гг.

Уицилиуитль - 1395-1417 гг.

Чимальпопока - 1417-1426 гг.

Ицкоатль - 1427-1440 гг.

Мотекусома I Илуикамина - 1440-1469 гг.

Ашайакатль - 1469-1481 гг.

Тисок - 1481-1486 гг. (брат Ашайакатля)

Ауитсотль - 1486-1502 гг. (брат Ашайакатля и Тисока)

Мотекусома II Шокойоцин - 1502-1520 гг.

Куитлауак - 1520 г.

Куаутемок - 1520-1525 гг.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС