Мухаммед
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мухаммед

570-632

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мухаммед

Арабский государственный деятель

Мухаммед (ок. 570-632) — арабский религиозный и государственный деятель, которого западные буржуазные востоковеды считают основателем ислама и автором Корана, а мусульмане— величайшим пророком, посланником Божьим. Достоверных биографических данных о Мухаммеде очень мало.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 243.

+ + +

Мухаммед (араб., букв. - хвалимый), в европейской транскрипции - Магомет (родился предположительно между 570 и 580 годами - умер в 632 году), - религиозный и политический деятель Западной Аравии. Согласно мусульманской традиции и Корану, - последний посланник аллаха, величайший пророк. По представлениям европейской рационалистической критики, Мухаммед - основоположник ислама, автор Корана. Современных Мухаммеду источников о нем не сохранилось; в Коране биографических данных о Мухаммеде нет. Сведения о жизни и деятельности Мухаммеда появились после его смерти. Первая биография Мухаммеда, составленная Ибн Исхаком, дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834). По преданию, Мухаммед - араб из рода хашим племени курейш, родился в Мекке; рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал торговые караваны; после женитьбы на богатой вдове Хадидже вел ее торговое дело. В религиозном отношении придерживался ханифизма, а около 610 года выступил с проповедью новой религии - ислама. Не получив признания в Мекке, Мухаммед в 622 году со своими немногочисленными последователями переселился (хиджра) в Медину, где возглавил мусульманскую общину. После капитуляции мекканцев Мухаммед около 630 года, согласно преданию, вступил в Мекку. Почитаемая мусульманами могила Мухаммеда находится в Медине.

Л. И. Климович. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Основатель ислама

Мухаммед (ок. 570 – 632), основатель ислама. Родился в Мекке. Отец его умер еще до рождения Мухаммеда, а мать – вскоре после его появления на свет, поэтому воспитывали его дед и дядя. В 25-летнем возрасте он женился на Хадидже, богатой и знатной вдове; этот брак дал Мухаммеду ощущение домашнего уюта и счастья.

На пороге 40-летия Мухаммеда постигло озарение. Выступив против идолопоклонства своих соплеменников курейшитов и главенствующей аристократии – хранительницы Каабы, Мухаммед полностью порвал с язычеством.

Уже в первом публичном выступлении Мухаммед явил себя пророком божьего гнева, обличителем неверия и проповедником божественной справедливости. Мекканцы встретили идеи Мухаммеда насмешками и презрением. Преследуемый в своем родном городе, Мухаммед переселился в 622 (год хиджры) в Медину (Ятрибу), город его дяди с материнской стороны. Там он стал почитаемым правителем, величественным и грозным, и разрешал споры между мусульманами, евреями и язычниками. Война пророка Мухаммеда и его сородичей завершилось полной победой исламских сил. Мухаммед вернулся в родной город, уничтожил идолов в Каабе и искоренил язычество. Вскоре после хиджры Мухаммед женился на юной Айше.

Религиозная миссия Мухаммеда. Центральная идея Мухаммеда – вера в жизнь после смерти. Первый этап его служения в Мекке начался с предупреждения о Судном дне и о воздаянии: «Поистине – день разделения есть некий срок, тот день когда подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами… Поистине, геенна – засада, для преступивших – место возврата, в котором они пробудут века, не вкушая там ни прохлады ни питья… Ведь для богобоязненных есть место спасения, сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. …воздаяние от твоего Господа – дар…» (Коран 78:17-36).

Так Мухаммед провозгласил новую религию – ислам (что означает покорность воле и установлениям единственного Бога). Само послание содержится в Коране, в котором видят чудо веры, а не труд Мухаммеда.

В водовороте конфликтов многочисленных течений, сект и ересей, на протяжении социальных, культурных и политических трансформаций, которыми отмечена история ислама, образ Мухаммеда остается фактором, объединяющим мусульман. В народной религии возник культ Мухаммеда, но строгое правоверие рассматривает его исключительно как человека, хотя и признает божественным тот замысел, исполнению которого Мухаммед посвятил свою жизнь.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».


Услышал божественный призыв

История не располагает письменными свидетельствами современников о Мухаммеде. Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время распространявшиеся устно, были записаны позднее. Основанная на хадисах первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком (ум. в 767 г.), а до нас она дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).

Согласно традиции, принято считать, что Мухаммед ибн Абдаллах, курейшит из рода Хашим, родился в "год слона" - год неудачного похода Абрахи против Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал к одной из благородных мекканских семей, ведущей свое происхождение от Кусая. Мухаммед рано осиротел - он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его рождения, а в шесть лет лишился и матери. Когда ему было лет девять-десять, умер его дед Абд Мутталиб. Отец Мухаммеда был небогатым купцом и, умирая, оставил своей жене Амине пять верблюдов, несколько овец и одну рабыню. Мухаммеда взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мухаммед вел трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз - презренное занятие с точки зрения мекканцев, а когда подрос, стал наниматься сопровождать караваны. С ними он побывал в Сирии, где познакомился с христианским вероучением, ритуалы которого остались для него непонятными. В детстве Мухаммед был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у подножия которой расположена Мекка.

В двадцать пять лет Мухаммед женился на Хадидже, вдове богатого купца, которая и сама возглавляла большое торговое дело. У него родились дети, в том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков Пророка - Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца, скончавшись в 633 году. Мухаммед при жизни Хадиджи не брал себе других жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для бедняков. О таком заповедании говорится в суре Корана "Утро": Клянусь утром и темнотой наступающей ночи! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое. Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой – и приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим - и направил на путь? Разве не нашел Он тебя бедным - и обогатил? И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа (Коран, 93:1-11).

В 610 году Мухаммед впервые услышал обращенный к нему божественный призыв.

Архангел Джабраил повелел Мухаммеду говорить, вернее, читать (из Небесной Книги), но Мухаммед еще не знал что и поэтому молчал. На второй призыв Мухаммед осмелился спросить и лишь на третий произнес стихи, ставшие сурой Корана "Сгусток", которая начинается так: Читай, во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего тот не знал (Коран, 96:1-5).

Слово икра' (читай) имеет корень кр' с двумя близкими значениями: "декламировать наизусть" и "читать по книге вслух". Именно от него происходит слово Кур'ан (Коран). Таким образом, первое же слово божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении:  Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть. Тем же, кто начал распускать слухи, что Мухаммед на самом деле беседует с неким сирийцем, был Дан следующий ответ:

Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". - Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это - язык арабский, ясный (Коран, 16:105).

Мухаммед не создавал учения, а творил формы существования - в соответствии с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и запретов. Мухаммед назван в Коране предостерегателем (мунзир) и посланником (расуль).

Первыми уверовали в проповедь Мухаммеда его жена Хадиджа, дочери Рукайя, Умм Кульсум и Фатима, а также Али, двоюродный брат Мухаммеда, сын Абу Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии, женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом. Уверовали в Мухаммеда его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый купец Абу Бекр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммеда - аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец,

победитель персов в битве при Кадисии в 637 году). Тогда же примкнули к Мухаммеду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдаллах ибн Саад, а также Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка - его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдаллах ибн Масуд - один из виднейших сподвижников Мухаммеда.

Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда с неприкрытой враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Суфьян, глава рода Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный сторонниками Мухаммеда Абу Джахль ("Отец невежества"), и родной дядя Мухаммеда - Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб ("Отец адского огня").

Через пять лет последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось не более ста пятидесяти человек. К этому времени, то есть около 615 года, в ислам обратились Хамза ибн Абд Мутталиб - второй дядя Мухаммеда, прозванный потом "Лев Аллаха и Его посланника", и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек двадцати шести лет, не богатый и не знатный, богатырского сложения, решительный, пылкий и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы. Мекканцы насмехались над ними, спрашивая: "Когда же наступит наконец ваш Судный день?"

Немаловажным представляется следующее: если бы проповедь Мухаммеда оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению, подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений о Боге. Мухаммед явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий неизменную с начала времен истину:

Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, и я - первый из предавшихся" (Коран, 6:163).

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 35-41.


Пророк и посланник Аллаха

МУХАММЕД, Мухаммад, Магомет (ок. 570-632) — пророк и посланник Аллаха, через него людям было передано божественное откровение, оформившееся позже в текст священной книги — Корана. М. происходил из рода хашим племени курайш (курайшиты), жил в Мекке, рано осиротел, воспитывался в доме деда. С молодых лет участвовал в караванной торговле, вел дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой потом женился. М. был склонен к уединенным благочестивым размышлениям, был знаком с монотеистическими учениями различных религий и сект. Около 610 г. М. стали являться сначала видения, а потом речения извне, представлявшиеся ему прямой речью Аллаха. Позднее они были записаны и составили текст Корана. После некоторых колебаний М. уверился в том, что он избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово веры, бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, Судном дне и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха. Вокруг М. собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его проповедь сначала насмешками, а затем открытой враждебностью. Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. М. же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество. После смерти дяди М. Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал М. в поддержке. М. был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. М. вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию М. и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников М., а затем в июле (по другой версии — в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби — Город пророка), а от первого дня года переселения пророка М. (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление. М. получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). М. рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением М. (В Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами.) В Медине пророк М. сам осознал, что ислам не просто восстановление единобожия, но особая религия, отличная от других. Он стал говорить о себе как о последнем пророке, осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в «откровениях», вошедших в Коран. Укрепившись в Медине, М. начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В 624 г. в сражении при Бадре мусульмане, возглавляемые М., одержали победу над мекканским отрядом, значительно превосходившим их по численности. В 625 г. вооруженные отряды мекканцев подошли к Медине. В неудачном для мусульман бою М. был ранен. На следующий год мединцы, вырыв ров на подходах к городу, остановили новое наступление мекканцев. Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком М. двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку М. и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку. Власть пророка М. крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк М. совершил ритуал поклонения Каабе и разрушил находившиеся там идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк М. продолжал жить в Медине, лишь однажды совершив «прощальный» хадж в Мекку. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком М. договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого пророком М., который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер. Похоронен пророк М. в Мединской мечети. Дочь М. Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами. Ислам, в принципе, не наделяет пророка М. сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама М. — эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Большинство современных исламских движений претендуют на возвращение исламу чистоты времен пророка М. М. был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка М. стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих богословских течений, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 156-160.


Мухаммед (ок. 570—632). Религиозный мыслитель, пророк и основатель ислама Мухаммед (устаревшее — Магомет) родился в Мекке (Аравия) в семье купца Абдаллаха из знатного рода курейшитов. Мухаммед рано лишился отца, затем умерла его мать; он воспитывался у дяди.

С детства ему пришлось работать: сначала пастухом, потом помощником купца и, по-видимому, мелким торговцем. С караванами он путешествовал от города к городу, встречаясь с разными людьми. Мухаммед был любознательным и самостоятельно мыслящим юношей, наделенным поэтическим даром.

В то время арабские племена не имели единой религии, оставаясь разобщенными. Беседуя с последователями иудаизма и христианства, Мухаммед воспринял их представления о едином Боге. Женившись на богатой вдове, он достиг материального благополучия, но по-прежнему главной для него была духовная жизнь, стремление постичь суть жизни и Бога.

Однажды, когда уже сорокалетний Мухаммед уединенно молился и размышлял в пещере на горе Хире близ Мекки, на него снизошло озарение и он услышал голос: «Проповедуй во имя Господа твоего. С тех пор он стал пророчествовать. У него появились немногочисленные последователи. Они стали записывать его откровения, высказанные ритмической прозой. Его изгнали из родного городя — там поклонялись другим богам.

В 622 году Мухаммед поселился в Медине со своими учениками. Он стал учителем жизни, община его росла. Его высказывания собраны в Коране — священной книге мусульман. Само учение называется исламом. В его основе: 1) единобожие («Нет Бога, кроме...Аллаха, и Мухаммед пророк Его»); 2) ежедневная пятикратная молитва; 3) пост раз в году в месяц рамадан; 4) очистительная милостыня; 5) паломничество в Мекку.

После смерти пророка его преемник Абу Бекр провозгласил: «Кто чтит Мухаммеда, должен знать, что он умер, но тот, кто чтит Бога Мухаммеда, должен знать, что он жив и бессмертен». Произошло обожествление пророка. Главу государства назвали Халифом (преемником). Абу Бекр приказал, чтобы секретарь Мухаммеда Сайд привел в порядок все имеющиеся записи речений пророка. Собирали Коран несколько человек; книга была одобрена халифом Османом, а ее фрагменты, не вошедшие в канон, были сожжены.

Завораживающее звучание напевных стихов Корана оказывает эмоциональное воздействие на слушателя. Эффект усиливается из-за сложных ассоциаций, недоговоренностей, отсутствия пояснений. Мухаммед порой рассуждал вслух на какие-то актуальные темы, отвечал на вопросы или возражения собеседников, учитывал конкретные ситуации. Не зная всех этих обстоятельств, приходится многое домысливать. Поэтому толкования отдельных мест Корана многочисленны и нередко противоречивы, хотя смысловая неопределенность придает произведению очарование таинственности.

А.С. Пушкин перевел одну из строф Корана:

Земля недвижна; неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.

Поэт сделал примечание: «Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!» Стремительный успех ислама доказывает, что на массы людей сильнее воздействуют художественные образы, чем рациональные доводы.

Мухаммед, помимо религиозных наставлений и правил, приводил сведения из Ветхого Завета, иногда ссылался на Новый Завет, а также утверждал правовые нормы. Всего в Коране 114 глав (сур), которые начинаются словами: «Во имя Аллаха милостивого милосердного...» У Аллаха 99 имен (Милостивый, Милосердный, Прощающий, Сочувствующий, Великодушный, Любящий, Мудрый...). Он — единственный Бог («Нет Бога, кроме... Аллаха»). Помимо него существуют ангелы, а также джинны, слуги шайтана (сатаны).

Коран утверждает веру в предопределение, в промысел Аллаха. Ничего не свершается без его воли. Он наблюдает за всем происходящим. Ему необходимо повиноваться (ислам означает «повиновение Аллаху»). Догмат веры — Шахада — гласит: «Клянусь, что нет Бога, кроме Аллаха; клянусь, что Мухаммед пророк Аллаха»).

Очень важный обряд — совместная молитва. Индивидуальное спасение — не для мусульманина. Пророк завещал: «Крепко держитесь все вместе на пути Аллаха и не разделяйтесь... и да возникнет община, влекущая к добродеянию». Верующие произносят строки Корана и творят поклоны вслед за имамом (священнослужителем) все разом, как одно тело, ощущая не только благоговение и свое единство.

Без благоприятной политической, экономической, социальной обстановки, сложившейся в Аравии, новая религия не победила бы и не распространилась бы так быстро. Скажем, иудаизму и христианству для этого понадобились сотни лет. Существенно и то, что Мухаммед принадлежал к знатному, хотя и обедневшему, роду хашим племени курейшитов. В основном они были заняты торговлей и главенствовали в Мекке — крупном экономическом, культурном и культовом центре. Сюда стекались арабы, поклонявшиеся священному Черному камню Каабы. Уже по месту рождения и родовитости Мухаммед мог претендовать на авторитет.

В Медине у него имелись родственники по материнской линии, что позволило ему обустроиться в этом городе. Но, безусловно, все это сыграло свою роль только благодаря незаурядным личным качествам.

В стремительном распространении ислама сыграли свою роль обстоятельства места и времени.

К VII веку у разобщенных арабских племен возрастала потребность в объединении. Господствовавшая над ними Иранская и Византийская империи ослабели из-за взаимной вражды, и подчиненные им племена получили возможность стать самостоятельными.

Мекка с Каабой и сильное богатое племя курейшитов были словно предназначены для того, чтобы стать центром кристаллизации великого исламского движения. Бог этого племени — «Илах», или «Аль-Илах», — постепенно вытеснял местных богов других, менее влиятельных племен. Естественно, что при объединении арабов именно Аллах стал единым и единственным Богом. Он укреплял духовную, идейную сплоченность сторонников ислама.

Существенно и то, что арабы VII века знали (немногие исповедовали) наиболее развитые религии: зороастризм, индуизм, иудаизм, христианство. В учении Мухаммеда есть заимствования из них, что увеличивало авторитет Корана. Ведь люди могли убедиться, что новое верование завершает предыдущие религиозные искания, не порывает с ними.

Мухаммед не был философом, ученым, книжником. Его образный цветистый поэтический стиль превосходно отвечал национальным традициям творцов сказок «Тысячи и одной ночи». Учение Мухаммеда было близко, понятно, доступно и привлекательно для широких масс. Оно имело политический, социальный, правовой аспекты и вполне подходило на роль государственной религии. В нравственном отношении оно стояло значительно выше древних племенных культов.

И еще. Ислам воодушевлял на смертный бой, укрепляя веру в победу. Клич-заклинание «Аллах акбар!» (Аллах велик!) убеждал, что пЪкровительство подлинного единственного всемогущего Бога непременно поможет сокрушить врага. Глупо, грешно и смешно бояться смерти: ведь Аллах обеспечивает душе погибшего за веру вечное блаженство в райском саду, в кругу прекраснейших гурий.

Многое в исламе направлено на укрепление единодушия верующих и выработку чувства причастности к делам и мыслям Пророка. Ислам упростил и представление о Боге. Признается лишь один Аллах, обладающий всеми человеческими достоинствами в наивысшей степени (в отличие, скажем, от национального Бога Яхве или трудно понимаемого массовым сознанием триединого Бога христианства). Пророк Мухаммед лишен сверхчеловеческих качеств. К достоинствам ислама можно отнести то, что в нем пророками признаны и Моисей, и Христос, а Мухаммед считается продолжателем и завершителем их трудов и откровений. Этим облегчался переход в мусульманство иудаистов и христиан. Коран не призывает к насилию, но учит нетерпимости к врагам: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте...» Так сказано во 2-й суре. А в 9-й сказано жестче: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха... И сказали иудеи: «Узайр — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах!» Короче: если враг не сдается, его уничтожают. Принцип четкий.

Ростовщичество ислам запрещал, но торговлю поощрял. Богатство и бедность считались естественными, «от Аллаха», но богатым следует давать милостыню и не разрешается закабалять должников. Такие правила устраивали богачей и бедняков, властителей и подчиненных. Неудивительно, что ислам оказался прочным духовным цементом, который сплотил воедино арабские племена и разные социальные слои.

Взлет творческой мысли в арабских странах определялся прежде всего религиозным энтузиазмом и распространением на обширных территориях исламского владычества. Через десять лет после смерти Пророка его последователи быстро завоевали Персию, Сирию, вторглись в Индию, позже захватили Египет, Карфаген, а в начале VIII века — Испанию. Могущественные и богатые халифы, в частности Гарун аль-Рашид (Харун ар-Рашид), оказывали покровительство философии, наукам. Этому примеру следовали влиятельные сановники и купцы. Представители стран ислама открыли для себя богатейший пласт духовной культуры, в частности интеллектуальное наследие Греции и Рима.

В XIII веке арабская цивилизация пришла в упадок. Прошло несколько крестовых походов; прокатилось по Азии и Восточной Европе монгольское нашествие, разрушив могущественный Багдадcкий халифат. Сама столица была захвачена монголами в 1258 году. Закончилось и мавританское владычество в Испании.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.


Далее читайте:

Аиша, — жена пророка Мухаммеда, дочь Абу Бекра.

Фатима (605-633), дочь пророка Мухаммеда, жена Али.

Али бен-Аби-Талеб (602-661), "первый Мозлем" и четвертый калиф.

Фариси (полное имя — Сальман аль-Фариси) — соратник пророка Мухаммеда.

Хасан (аль-Хасан ибн Али); (625-669), внук пророка Мухаммеда, старший сын Али и Фатимы.

Хусейн (аль-Хусей ибн Али), третий шиитский имам, сын Али и Фатимы.

Источники:

Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak, hrsg. von F. Wüstenfeld, Abt. 1-4, Gött., 1858-60 (на араб. яз.); Wellhausen J., Muhammed in Medina, В., 1882; Caetani L., Annali dell' islam, v. 1-2, Mil., 1905-07.

Литература:

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990

Крымский А., Источники для истории Мохаммеда и лит-ра о нем, т. 1-3, М., 1902-10;

Бартольд В. В., Мусульманский мир, П., 1922;

Беляев Е. A., Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965;

Климович Л. И., Ислам, 2 изд., М., 1965;

Смирнов Н. A., Очерки изучения ислама в СССР, М., 1954;

Weil G., Mohammed der Prophet, sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1843;

Margoliout D. S., Mohammed and the rise of Islam, L., 1905;

Blachère B., La problème de Mahomet, P., 1952;

Buhl P., Das Leben Muhammeds..., (2 Aufl.), Hdlb., 1955;

Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957;

Montgomery Watt W., Muhammad, Oxf.-L., 1961.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС