Наполеон Бонапарт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Наполеон Бонапарт

1769-1821

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Наполеон Бонапарт

Полководческое искусство Наполеона

Полководческое искусство Наполеона сложилось и выросло на почве, подготовленной французской буржуазной революцией 1789-1794 годов. Наполеон талантливо использовал и усовершенствовал созданные в ходе революционных войн массовую армию и новые способы ведения войны и боя. "...Историческая заслуга Наполеона заключается в том, что он нашел единственно правильное тактическое и стратегическое применение колоссальных вооруженных масс, появление которых стало возможным лишь благодаря революции..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 513). Полководческое искусство Наполеона было воплощением прогрессивного для той эпохи способа ведения войны. Наполеон обладал выдающимися способностями полководца и государственного деятеля и оказал сильное воздействие на способ строительства вооруженных сил Франции, систему обучения и воспитания войск, стратегию и тактику.

Определяющей чертой стратегии Наполеона была решительность стратегических целей. Отбросив принципы кордонной стратегии, считавшей захват или удержание территории основной задачей войск, Наполеон стремился прежде всего к разгрому армии противника ("Я вижу только одно - массы неприятельских войск. Я стараюсь их уничтожить, будучи уверен, что все остальное рухнет вместе с ними"). Основным способом разгрома противника Наполеон считал решительное (генеральное) сражение. Он высоко ценил значение стратегической инициативы и всегда стремился овладеть ею путем энергичного наступления. Полководческое искусство Наполеона проявлялось в правильном выборе объекта наступления, направления главного удара и в сосредоточении на избранном направлении превосходящих сил (принцип массирования). В тех случаях, когда противник располагал общим превосходством в силах, Наполеон стремился разбить его по частям, умело используя подвижность своих войск. Он превратил стратегический маневр в основной способ создания выгодного расположения и группировки сил для решительного удара по армии противника. Будучи мастером маневра, Наполеон вел войска на марше рассредоточенно, но с таким расчетом, "...чтобы их можно было собрать в любом пункте, прежде чем атакованная часть армии могла быть раздавлена неприятелем" (Энгельс Ф., там же, т. 14, с. 377). Так складывался принцип «порознь идти, вместе сражаться». Достигнутый в генеральном сражении успех Наполеон стремился развить, организуя настойчивое преследование противника (принцип эксплуатации победы). Готовясь к войне, Наполеон внимательно изучал армию противника и театр военных действий, организовывал стратегическую разведку и тщательно маскировал свои намерения, чтобы достичь внезапности. Наполеон не отрицал важного значения обороны, но прибегал к ней главным образом на второстепенных направлениях, широко используя систему крепостей.

Полководческое искусство Наполеона проявилось и в тактике. Наступательный бой считался основным видом боя, решающим способом достижения победы. Исход боя решался ударами сомкнутых масс пехоты по намеченному участку боевого расположения противника. Штыковому удару предшествовала огневая подготовка. Действия пехоты поддерживались массированным огнем артиллерии и атаками конницы. Боевые порядки частей и соединений эшелонировались в глубину, что позволяло готовить атаку огнем, осуществлять маневр и наращивать усилия на решающих участках сражения. Ф. Энгельс отмечал, что в армии Наполеона взаимная поддержка трех родов войск была доведена до максимума, а сочетание рассыпного строя, линейного построения и колонн дало ей большое тактическое превосходство (см. там же, с. 39). В сражениях широко применялся маневр силами и средствами с целью достижения превосходства на решающих направлениях, наращивания усилий из глубины и закрепления достигнутых успехов. Направление главного удара выбиралось без шаблона, исходя из сложившейся обстановки. Нередко главный удар наносился по центру армии противника с целью прорыва ее фронта, применялись удары во фланг, обходы и охваты. Командирам частей и соединений предоставлялась широкая инициатива. Однако на завершающем этапе своей полководческой деятельности Наполеон стал стремиться к чрезмерной централизации, в его искусстве появились элементы шаблона; он строил войска в громоздкие колонны, что вело к тяжелым потерям.

Наполеон изучал и применял на практике лучшие достижения своих предшественников и современников, в том числе выдающихся русских полководцев. В свою очередь полководческое искусство Наполеона оказало глубокое влияние на развитие мирового военного искусства. Наполеоновская армия, сражаясь против феодальных армий, одержала немало блестящих побед. Позже нереальная политическая цель завоевания мирового господства придала стратегии Наполеона авантюристический характер. Народы России и других стран поднялись на защиту своей нац. независимости и сокрушили наполеоновскую армию и империю.

С. В. Липицкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Вернуться на главную страницу Наполеона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС