Нейрат Отто
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Нейрат Отто

1882-1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Отто Нейрат

Нейрат (Neurath) Отто (1882-1945) - австрийский философ и социолог; видный представитель Логического позитивизма. Изучал политическую экономию, математику, историю и философию в университетах Вены и Берлина. Нейрат отличался энциклопедической широтой интересов, его работы посвящены социологии и истории, экономике и социальному планированию, философии науки и философии образования. По своим политическим взглядам Нейрат был независимым социалистом. В 1919 году руководил отделом планирования в социал-демократическом правительстве Баварии, а затем и кратковременной Баварской Советской Республики. Хотя Нейрат формально не был членом партии, после падения коммунистического правительства на некоторое время он был заключен в тюрьму, после чего в 1920 году вернулся в Вену. Принимал активное участие в создании и работе Венского кружка, являясь, по словам Р. Карнапа, его «локомотивом». Вместе с Г. Ганом и Р. Карнапом написал в 1929 году манифест «Научное миропонимание: Венский кружок», он также был одним из основателей Общества Эрнста Маха, популяризировавшего идеи Венского кружка. Ключевыми для Нейрата были идеи физикализма и унифицированной науки. В основу универсального языка науки должен быть положен язык физики как лидирующей научной дисциплины. Физикализм также соответствовал его эмпирицистской установке и концепции протокольных предложений, о природе которых между ним и Р. Карнапом шел принципиальный спор. Нейрат даже убеждал коллег по Венскому кружку отказаться от слова «позитивизм» и заменить его физикализмом. Этим он, как социалист, надеялся отвести от новой научной философии Венского кружка критику марксистами позитивизма как «буржуазной философии». Н. полагал, что физикализм в ряде важных моментов близок к материализму и вместе с тем не страдает характерными для последнего догматическими допущениями. Любопытно, что с этими идеями он совершил поездку в Советский Союз, надеясь убедить Сталина и его идеологов принять физикализм в качестве официальной пролетарской философии. Разумеется, из этой затеи ничего не вышло. В 1930-е годы Нейрат выдвинул проект издания международной энциклопедии унифицированной науки, включающей разделы: основоположения унифицированной науки, систематизация наук, интеграция наук, образцы применения этого учения. В проекте подчеркивался интерсубъективно-значимый, коллективный характер работы над проектом. С этим были связаны поиски Нейратом единого арсенала понятий, «символики, очищенной от шлаков исторического языка». Деятельность по созданию оснований унифицированной науки он считал главной задачей философии, ориентирующейся на рациональность научного типа и выполняющей роль философии и логики науки. В составе унифицированного языка науки - «универсального сленга» (Universalslang) - не должно быть места метафизическим (Метафизика) понятиям, не имеющим эмпирического содержания или логического эквивалента. Неточные понятия должны «очищаться», причем это может быть длительным процессом, выполняемым несколькими поколениями людей. Со временем этот универсальный язык должен войти в жизнь и стать естественным языком.

Теоретические работы Нейрата были тесно связаны с его философией образования и социал-реформистской позицией. Он много преподавал в Венском университете для рабочих, считал, что нужно сделать науку доступной широким массам, а пролетариат - «носителем науки без метафизики». Нейрат принадлежат оригинальные разработки по визуальному представлению экономико-статистических данных и визуальной педагогике. В 1934 году он эмигрировал в Голландию, где основал «Фонд визуального обучения» и Институт единой науки. В 1940 году перебрался в Англию, где преподавал в Оксфорде.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 307.

Сочинения: История античного хозяйства. Харьков, 1924; Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. М., 2006 (избр. статьи и библ.); Empirische Sociologie. W., 1931; Wissenschaftliche Weltauffassung, Sozialismus und Logi- scher Empirismus. Fr./M., 1979; Gesammelte philosophis- ce und methodologische Schriften. W., 1981; Philosophical Papers: 1913-1946. Dordrecht, 1983.


Вернуться на главную страницу Нейрата

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС