Никифоров-Волгин Василий Акимович |
|
1900-1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Василий Акимович Никифоров-ВолгинНикифоров-Волгин Василий Акимович (наст. фамилия — Никифоров) (24.12.1900[6.01.1901]—14.12.1941), писатель. Родился в д. Маркуши Калязинского у. Тверской губ. в семье мастерового. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо узнал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский, Н. Лесков, А. Чехов. С. Есенин. В 1920 Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивающим литературные вечера и концерты. Первая публикация Никифорова-Волгина — статья «Исполните свой долг!» (1921) в таллиннской газете «Последние известия», где автор призвал проявить заботу о могилах воинов белой Северо-Западной армии. С 1923 начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изданиях, выходивших в Эстонии, он публикует рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932). В 1926—27 вместе с С. Рацевичем редактирует «Новый нарвский листок». В 1927 на конкурсе молодых авторов в Таллинне получает первую премию за рассказ «Земной поклон». В 1927 становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 создается религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации Русского студенческого христианского движения. Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях. В 1930—32 Никифоров-Волгин также возглавляет литературный кружок общества «Святогор». В 30-х вместе с Л. Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» — орган русской литературной молодежи в Эстонии. К сер. 30-х Никифоров-Волгин становится известным писателем русского Зарубежья. Удостоен премии журнала «Иллюстрированная Россия» за рассказ «Архиерей». Накануне 1936 переезжает в Таллинн, где избирается почетным членом русского общества «Витязь»; печатается в крупном органе российской эмиграции — рижской газете «Сегодня». В таллиннском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938). Летом 1940 в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе, был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в Киров (Вятка), где расстрелян 14 дек. 1941 «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Реабилитирован в 1991. Эпиграфом к творческому наследию Никифорова-Волгина могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, // Всю тебя, земля родная, // В рабском виде Царь Небесный // Исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей». «Странники», «Юродивый» и др.). Один из постоянных мотивов Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души. Тема соединения, исцеления распадающегося мира особенно явственно звучит в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедует свои грехи и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева»; в короткой новелле «Черный пожар», где боец Красной армии спасает раненого белого, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России. В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля-именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к Православию. Христианская вера, Церковь являются для Никифорова-Волгина единственной надежной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И. С. Шмелеву — автору «Лета Господня» — Никифоров-Волгин сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковнославянского языка. Повесть «Дорожный посох» написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров-Волгин как бы пророчески описал свою собственную судьбу и кончину). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения», — сокрушается рассказчик. Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям евангельский свет. А. М. Любомудров Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Никифоров-Волгин (настоящая фамилия Никифоров) Василий Акимович [24.12.1900(6.1.1901), д. Маркуши Калязинского у. Тверской губ.— 14.12.1941, Киров] — прозаик. Родился в семье крестьянина-ремесленника, в детстве испытал лишения и нужду. Вскоре после рождения Василия семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров-Волгин в детстве и юности много занимался самообразованием, хорошо знал русскую литературу. Его любимыми писателями были Ф.Достоевский, Н.Лесков, А.Чехов, С.Есенин. В 1920 Никифоров-Волгин стал одним из организаторов «Союза русской молодежи» в Нарве, устраивал литературные вечера и концерты. Первая публикация Никифорова-Волгина — статья «Исполните свой долг!» (1921) в таллинской газете «Последние известия», где автор призвал проявить заботу о могилах воинов белой Северо-Западной армии. С 1923 начинается регулярная литературная и журналистская деятельность Никифорова-Волгина. В русских периодических изд., выходивших в Эстонии, он публикует свои рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, которые подписывает псевдонимом Василий Волгин. Одновременно Никифоров-Волгин, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служит псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе (до весны 1932). В 1926-27 вместе с С.Рацевичем редактирует «Новый нарвский листок». В 1927 на конкурсе молодых авторов в Таллине получает первую премию за рассказ «Земной поклон». В 1927 становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором в 1929 создается религиозно-философский кружок, положивший начало местной организации РСХД. Никифоров-Волгин участвовал в съездах этого движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях. В 1930-32 Никифоров-Волгин также возглавляет литературный кружок общества «Святогор». В 1930-х вместе с Л.Аксом редактирует журнал «Полевые цветы» — орган русской литературной молодежи в Эстонии. К середине 1930-х Никифоров-Волгин становится известным писателем в среде всего Русского зарубежья. В 1935 парижский журнал «Иллюстрированная Россия» присудил Никифоров-Волгин премию за рассказ «Архиерей». В канун 1936 он переезжает в Таллин, где избирается почетным членом русского общества «Витязь»; печатается в крупном органе российской эмиграции — рижской газете «Сегодня». В таллинском издательстве «Русская книга» вышли 2 сборника Никифорова-Волгина — «Земля именинница» (1937) и «Дорожный посох» (1938), положительно встреченные критикой. П.Пильский отмечал, что творчество Никифорова-Волгина — «отражение и отзвук исканий Бога, чистая, горняя мечта по невидимому граду благодати и успокоения» (Сегодня. 1938. 8 окт.). Летом 1940 в Эстонии была установлена советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941 Никифоров-Волгин, работавший на судостроительном заводе, был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в г.Киров (Вятка), где расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания» (Исаков С. — С.334). Реабилитирован в 1991. Эпиграфом к творческому наследию Никифорова-Волгина могут послужить тютчевские строки: «Утомленный ношей крестной, / Всю тебя, земля родная, / В рабском виде Царь Небесный / Исходил, благословляя». Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, в море человеческих страданий Никифоров-Волгин отыскивает зерна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце. Это — странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. Все они — простые, коренные русские люди («Архиерей», «Странники», «Юродивый» и др.). Один из постоянных мотивов Никифорова-Волгина — умиротворение, просветление человеческой души. Тема покаяния, исцеления распадающегося мира звучит и в рассказе «Мати-пустыня», где красноармеец, умирающий на руках матери, в родном доме исповедуется в своих грехах и примиряется с Богом — мирная кончина его происходит «тише падения золотого листа с дерева», и в новелле «Черный пожар», где боец спасает раненого противника-белогвардейца, в котором вдруг увидел брата, «земляка» по России. Вместе со своими героями автор размышляет «о таинственных путях русской души, о величайших падениях ее и величайших восстаниях,— России разбойной и России веригоносной» («Вериги»). В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля именинница», где мир увиден глазами ребенка, приобщающегося к православию. Христианская вера, церковь являются для Никифорова-Волгина единственной опорой, соединяющей все бытие в целостный и гармоничный мир. Подобно И.С.Шмелеву — автору «Лета Господня» — Никифоров-Волгин передает поэзию православных праздников, сочетает в своих рассказах яркую, образную простонародную речь с элементами церковно-славянского языка. Повесть «Дорожный посох» написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров-Волгин пророчески описал свою собственную судьбу и кончину). Вся книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения. Я иду к ним»,— заключает герой свой рассказ. Чудом избегнувший смерти батюшка несет страдающим людям евангельский свет. А. М. Любомудров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 638-640. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Дорожный посох: Избранное. М., 1992; Заутреня святителей: Избранное. М., 1998; Дорожный посох. М., 2004; Земля именинница. М., 2004. Литература:Стрижев А. Н. Библиография // Никифоров-Волгин В. А. Заутреня святителей: Избранное. М., 1998; Стрижев А.Н. Василий Акимович Никифоров-Волгин: биографический очерк // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.3-9; Исаков С. Забытый писатель // Никифоров-Волгин В.А. Дорожный посох. М., 1992. С.330-339; Амфитеатров А. Тоска по Богу // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.482-498; Библиография // Никифоров-Волгин В.А. Заутреня святителей. С.499-524.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |